Государственные учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:47, реферат

Краткое описание

Власть — одно из фундаментальных начал общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве — в этом случае мы имеем дело с верховной, политической властью.
Научное познание государства любого исторического типа обязательно предполагает рассмотрение его целей, задач и функций, представляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой организации публичной власти, но и общества в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..….3
1. Понятие целей и задач государства. Функции как средство реализации государственных задач……………………………………………………………………………..…….6
2. Понятие и структура механизма государства…………………………………..11
3. Государственный орган и его признаки………………………………….……..13
4. Виды органов государства……………………………………………………….15
Заключение…………………………………………………………………………..18
Список использованных источников………

Вложенные файлы: 1 файл

Государственные учреждения 1в..doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

    4. Виды органов государства  
Множество органов можно классифицировать по различным основаниям: 
· по принципу разделения властей (законодательные, исполнительные, судебные органы);

· в зависимости от организационно-правовых форм деятельности и компетенции выделяют органы: представительные, исполнительно-распорядительные, судебные и контроля и надзора.   
Среди распорядительно-исполнительных органов:   
а) органы социально-культурной сферы,   
б) органы экономики,   
в) правоохранительные органы.   
· в зависимости от способов формирования выделяют:   
а) первичные органы,   
б) производные органы.   
Первичные органы образованы непосредственно народом или являются исторически сложившимися. Производные органы образованы каким-либо иным государственным органом, формируются из состава первичных либо путем назначения (Государственная Дума - первичный, правительство - производный).   
· в зависимости от сферы деятельности:   
а) высшие органы,   
б) центральные органы,   
в) местные органы.   
· в соответствии с федеральным устройством государства:   
а) федеральные (центральные),   
б) органы субъектов федерации.   
Кроме названных классификаций, органы государства можно разделить в зависимости от способа осуществления властных полномочий (способа принятия решений) на:  
· единоначальные (решения принимаются властью одного человека - руководителя органа, например, прокуратура, Президент);   
· коллегиальные (решения принимаются путем голосования, например, Правительство, Государственная Дума).   
Основной классификацией является классификация органов государства по содержанию их властных полномочий:  
· представительные (законодательные) органы - осуществляют законодательную деятельность. В РФ - Федеральное Собрание, Думы субъектов федерации (например, Дума Приморского края);   
· исполнительно-распорядительные - занимаются исполнением предписаний законов, для чего издают подзаконные акты и индивидуально-властные распоряжения. В РФ - Президент, Правительство, министерства, ведомства;  
· судебные органы - осуществляют правосудие. В РФ существуют суды общей компетенции - Верховный Суд РФ и подчиненные ему суды (занимаются рассмотрением уголовных, гражданских, трудовых, семейных и др. дел; споров, участниками которых являются граждане с обеих сторон, граждане и государственные органы, государственные органы с обеих сторон); арбитражные суды - Высший Арбитражный Суд РФ и подчиненные ему арбитражные суды (занимаются рассмотрением споров по поводу хозяйственной деятельности предприятий и граждан-предпринимателей); Конституционный Суд (занимается проверкой конституционности решений, выносимых государственными органами и должностными лицами);   
· органы надзора. Занимаются специфической деятельностью - надзором за соблюдением законодательства всеми субъектами РФ (государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями). В РФ единственным органом надзора является прокуратура (Следует различать понятие надзора и контроля. Надзор - более общее понятие, предполагает надзор за соблюдением законодательства всеми субъектами правоотношений. Контроль - ведомственное понятие, предполагает проверку соблюдения законодательства в какой-то отдельной области. Например, Рострудинспекция - орган ведомственного контроля, осуществляет проверку законодательства о труде РФ. То же самое - Госторгинспекция, Госгортехнадзор и т. д.; сами названия органов говорят о том, в какой области законодательства осуществляется контрольная деятельность. Прокуратура же осуществляет общий надзор за соблюдением законодательства на территории РФ.);   
· органы местного самоуправления. Представляют собой низшее звено государственного аппарата. Их власть распространяется на отдельные административно-территориальные единицы (район, город, район в городе, поселки городского типа и т. д.). Согласно законам "О местном самоуправлении в РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к органам местного самоуправления относятся органы уровня ниже субъекта федерации (ниже краевого, областного уровня). Органы местного самоуправления не являются органами государственной власти (но являются органами государства). Их отличие от органов государственной власти - в объеме полномочий: полномочия органов местного самоуправления распространяются на территории отдельных административных единиц, в то время как веления органов государственной власти носят общеобязательный характер. Примерами органов местного самоуправления являются Мэр (глава администрации) города Владивостока, Администрация Ленинского (Фрунзенского...) района г. Владивостока и т. д.   
Вышеприведенная классификация является полной и охватывает все государственные органы РФ. Правоохранительные органы не выделяются отдельно, ибо входят в структурные подразделения этой классификации. К правоохранительным органам традиционно относят суды (судебные органы), прокуратуру (органы надзора), Министерство юстиции и подчиненные ему структуры, органы внутренних дел, налоговую полицию и таможенные органы и т. д. (все это - органы исполнительной власти).   
Схематически классификацию органов государства РФ можно представить тремя блоками:   
· Органы государственной власти (законодательные,  исполнительные, судебные);   
· Органы местного самоуправления;   
· Органы надзора.  
Органы государственной власти могут быть общефедеральные и субъектов федерации (в унитарных государствах такого деления нет, оно связано с федеративным устройством РФ). Например, Государственная Дума, Правительство РФ - федеральные органы государственной власти, губернатор Приморского края, Дума Приморского края - органы государственной власти на местах. Органы государственной власти строятся на основе принципа разделения властей.

    Органы местного самоуправления отличаются от органов государственной власти объемом властных полномочий (более узким). Для них законодательно необязателен принцип разделения властей (например, в рамках города могут создаваться и мэрия, и городская дума, а может действовать единый орган местного самоуправления.  
Органы надзора отличаются от органов государственной власти специфическими - надзорными - полномочиями. Они не издают общеобязательных велений и не применяют самостоятельно государственное принуждение, а осуществляют надзор за соблюдением законодательства и обладают особыми формами реагирования (например, протест прокурора), а в случае неустранения нарушений законодательства обращаются в органы государственной власти - суд, который может принять принудительные меры к нарушителям закона. Прокуратура не является органом государственной власти. Это - орган надзора со специфическими полномочиями.
 
 

     Заключение

 

     Определение понятия государства даётся у  ряда теоретиков, однако делая из них  выборку и производя синтез можно  остановиться на следующем общепринятом определении:  государство – это  единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом, что и понимается под функциями государства.

     На сегодняшний день одним из самых актуальных вопросов остаётся вопрос об аспектах связанных с реализацией роли государства. Роль государства в современной общественной жизни постепенно увеличивается не смотря на кризис 90-х годов и как некогда актуально звучит вопрос о теоретических подходах к изучению функций государства.

     Подводя общий итог можно выделить следующие  направления, в частности внешние  и внутренние функции а также  основанием для классификации может  служить так называемые постоянные и временные, основные и не основные функции.

     В сегодняшних Российских реалиях  функции государства приобретают  следующую окраску, в частности  в процессе реализации они столкнулись  с такими сложностями, как отсутствие чёткой структуры исполнительной власти и исполнения законодательства, отсутствие правосознания у населения и т.д. Возрастает роль органов внутренних дел, которые обеспечивают правопорядок и законность и позволяют стабилизировать ситуацию в стране, тем самым, обеспечивая реализацию таких стратегически важных функций государства, как внешняя оборона и экономическое развитие страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников 

  1. Конституция Российской Федерации. – М., 1993
  2. Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. - Саратов, 1979.
  3. Байтин М.И. Теория государства и права. Саратов,1997.
  4. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.,2002.
  5. Глебов А.П. Понятие и структура функций социалистического государства: Пособие по спецкурсу "Проблемы теории социалистического государства и права". - Воронеж, 1974.
  6. Демичев Д.А. Функция преодоления последствий чернобыльской катастрофы в системе функций государства /Правоведение, 1996.-№3.
  7. Комаров С.А. Общая теория государства и права. - СПб., 2003.
  8. Лазарев В.В. Теория государства и права: Актуальные проблемы. - М., 1992.
  9. Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе / Теория права: новые идеи. – М..,1991 Вып.1.
  10. Манохин В.М. Советское административное право: Курс лекций. Вып. 1. Часть общая. - Саратов, 1968.
  11. Марченко М.Н. Политические теории и политическая практика в развитых капиталистических странах. - М.,1992.
  12. Марченко М.Н. Теория государства и права. Элементарный курс. - М.,2002.
  13. Морозова Л.А. Функция Российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993. № 6.
  14. Самощенко И.С. О научном единстве проблем общей теории права и трудового права. М., 1978.
  15. Теория государства и права: курс лекций Под ред. Марченко М.Н.. - М.,2003.
  16. Теория государства и права: учебник для вузов. Под ред. В.М.Корельского, В.Д.Перевалова. - М.,2002.
  17. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.,2004.
  18. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. - М.,2003.

Информация о работе Государственные учреждения