Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 02:36, контрольная работа
На мой взгляд, данная тема сейчас достаточно актуальна. Проблема демократии и ее роли в общественно-политической жизни занимает одно из центральных мест в политологии. Понятие “демократии” затрагивали как в Древнем мире, так и в современном обществе. Про нее писали Геродот, Платон, Аристотель, Руссо, дж. Локк, Т. Гоббс, Брайс, Шерер, Гирншоу и другие известные ученые. Эта проблема волнует и сейчас многих ученых, и в дальнейшем она будет занимать одно из главных мест в политологии.
Введение
1. Понятие, сущность и основные признаки демократии
2. Демократизация как главная тенденция современного политического развития. Условия эффективности демократии
3. Сравнительный анализ трех исторических форм политической демократии Нового времени
Заключение
Список литературы
Третьей, наиболее распространенной в современном обществе
формой политического участия является представительная демократия. Её суть - граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях.
Существуют также основные концепции демократии. Выделяют 3 группы теорий или концепций демократии: 1.теории коллективистской демократии; 2.теории либеральной демократии; 3.теории плюралисти- ческой демократии. Их мы будем рассматривать ниже.
2. Демократизация как
главная тенденция
Первые сторонники
демократической идеи
Современная политическая теория подвергает подобные взгляды, как
мнения наивные и поверхностные, сомнению и противопоставляет им ряд наблюдений и выводов, снимающих с демократии ореол чудесного, сверхъестественного и вводящих ее в число естественных политических явлений, представляющих ее как элемент, «равноправный» всем остальным политическим формам. Особенно подчеркивается чрезвычайная трудность осуществления демократической идеи и величайшая легкость ее искажения. Многие великие мыслители находили, что демократия может быть осуществлена лишь при особых, специфических условиях. Более того, большинство определенно полагали, что, если понимать демократию во всей строгости этого явления, то истинной демократии никогда не было и не будет.
Подобные суждения столь авторитетных ученых как Руссо, Брайс, Шерер, Гирншоу и др. вполне подтверждают и ярко подчеркивают те
выводы о демократии, к которым приводит и исторический опыт и политическая наука. Наивные предположения о том, что стоит только «свергнуть» старый порядок и провозгласить «всеобщую свободу», всеобщее избирательное право, народное самоуправление и демократия осуществится, сама собой не выдерживают критики. На самом деле, мысль о том, что с разрушением старых устоев тотчас же наступает истинная свобода, принадлежит не демократической, а анархической теории. В противовес этому анархическому взгляду современные исследователи единодушно признают, что как более поздняя и сложная форма политического развития демократия требует и большей зрелости народа. Как указывалось ранее, по своему существу демократия есть
самоуправление народа, но для того, чтобы это самоуправление не было пустой фикцией надо, чтобы народ выработал свои формы организации. «Народ должен созреть для управления самим собой, понимающий свои права и уважающий чужие, осознающий свои обязанности и способный к самоограничению. Такая высота политического сознания никогда не дается сразу, она приобретается долгим и суровым опытом жизни. И чем сложнее и выше задачи, которые ставятся перед государством, тем более требуется для этого политическая зрелость народа, содействие лучших сторон человеческой природы и напряжение всех нравственных сил»[ Брайс Д. Современные демократии. М., «Прогресс», 1992.].
Поскольку демократия открывает широкий простор для состязания
самых разных сил, существующих в обществе, то необходимо, чтобы эти силы подчиняли себя некоторому высшему началу. Свобода, отрицающая начала общественного блага и солидарности всех членов общества, приводит к самоуничтожению и разрушению основ государственной власти. Подобно страсти к свободе, и страсть к равенству, если она приобретает характер слепого стихийного движения, превращается в мощнейший фактор саморазрушения. Только подчиняя себя высшим началам, и равенство, и свобода становятся
созидательными основами общественного развития. Демократия невозможна без воспитания народа, без поднятия его нравственного уровня. Условия существования демократии предполагают также:
1. Наличие рыночных отношений, где господствует конкуренция, и власть не сосредоточена в одних руках.
2. Наличие гражданского
общества – сферы
3. Наличие определённого
уровня образованности, который
должен включать в себя не
только необходимый уровень
Степень отдаленности современных демократий от даже приблизительного идеала отчетливо видна в вопросе о фактическом осуществлении народовластия. Безусловно, прав Руссо, отождествляя понятие истинной демократии с непосредственным участием всего народа не только в законодательстве, но и в управлении и утверждая, что система представительства есть отступление от настоящего народовластия. Однако и он понимал, насколько трудно реализовать в жизни подлинную демократическую идею. Объективно при любом строе, в т.ч. и при демократии, над общей массой народа всегда вырастают немногие - руководящее меньшинство, вожди, направляющие общую политическую жизнь. Практически повсеместная трансформация демократии в правление немногих - явление замеченное давно и достаточно хорошо описанное.
При демократии, как и при всех других политических системах, определяющее значение имеют не массы, а вожди, в то же время
отстаивают превосходство демократии с той точки зрения, что именно здесь совершается наиболее качественный отбор вождей. Возможно, во многих случаях это действительно так, т.е. демократизм практически допускает сочетание с аристократизмом, но это все по определению находится в противоречии с чистотой демократической идеи. Признание же необходимости аристократического ядра для жизнеспособных демократий тождественно согласию с утверждением Руссо, что «истинная демократия более пригодна для богов, нежели для людей».
Отсюда можно сделать вывод о принципиальной невозможности осуществления в чистом виде ни одной из известных политических систем. Разбирая слабые стороны демократии, можно отметить, что эти же или какие-то другие недостатки в той или иной степени свойственны и другим формам. Человеческая природа, недостатки ума и характера, слабость воли остаются одинаковыми во всех системах. Однако именно это умозаключение вводит демократию в ряд других форм, освобождая ее от ореола совершенства и законченности, который стремились придать ей ее первые провозвестники.
Демократия имеет превосходства и недостатки, сильные и слабые
стороны:
Достоинства демократического режима:
Ø Наличие возможности свободного выбора
Ø Учёт мнения большинства
Ø Отсутствие монополии на власть
Ø Уважение прав и свобод граждан
Ø Наличие конкуренции мнений, возможности согласования интересов
Недстатки демократии:
Ø Опасность тирании большинства
Ø Опасность перерастания конкуренции в конфронтацию
Ø Замедленный процесс принятия решений
Ø Вероятность прихода к власти в результате выборов непрофессионалов.
Вопрос с демократией в России стоит особенно остро. В соответствии с Конституцией РФ (ст.1) Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение, прежде всего, в обеспечении в нём народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия; местного самоуправления. К сожалению, содержащиеся в Конституции РФ нормы, характеризующие Российскую Федерацию как демократическое государство, на практике в полной мере не реализуются, а иногда и грубо нарушаются. Так, объявленный носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации её народ на деле всё больше отстраняется от реальной власти, поскольку свободные выборы, являющиеся высшим непосредственным выражением власти народа, там, где они проводятся, не могут определить волю народа, ибо в них обычно участвует незначительная часть избирателей.
Не реализуется, в полной
мере на практике и принцип разделения
властей. Сегодня это разделение
характеризуется почти
Всё это говорит о том, что становление в России подлинно демократического государства потребует ещё немало времени и усилий её народа для создания условий, в которых конституционные нормы, предусматривающие построение демократического государства, могли бы быть в полной мере реализованы.
3. Сравнительный анализ
трех исторических форм
Выше мы выделили три концепции демократии: либеральная, коллективистская, плюралистическая. Рассмотрим их сильные и слабые стороны, для удобства будем использовать таблицу.
|
Заключение.
Из-за необыкновенной популярности демократии, это понятие порой очень трудно использовать как серьёзную политическую концепцию. В термине заложены самые разные значения – от власти масс и правительственной формы, основанной на прямом и постоянном политическом участии общества, до власти большинства и системы партийного соперничества, функционирующей на основе регулярных выборов при всеобщем избирательном праве.
Существует множество моделей демократии, каждая из которых предполагает собственную версию демократического правления.
На данный момент мы более всего склонны соглашаться с известным высказыванием Черчилля: «демократия - плохая форма правления, однако ничего лучшего человечество пока не придумало».
Список литературы:
1. Политология. Учебник для вузов/под ред. Лавриненко В.Н. М., «ЮНИТИ», 2001
2. Брайс Д. Современные демократии. М., «Прогресс», 1992
3. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1997.
4. Зеркин Д.П. Основы политологии. Курс лекций. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999.
5. Политология в схемах и таблицах. Учебное пособие для студентов по курсу «Политология». Симферополь, 1998.
6. Хейвуд Эндрю. Политология. Учебник для ВУЗов. М., «ЮНИТИ», 2005.