Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 23:08, реферат
Теория разделения властей зародилась во Франции в середине 18 века и была связана, прежде всего, с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и государства. Появление новой концепции было связано с именем Ш.-Л. Монтескье, человека, известного не только в качестве прогрессивного теоретика, но и как опытного практика государственно-правовой деятельности, понимающего проблемы неэффективного функционирования государственных органов (Монтескье занимал видное положение президента Бордоского парламента - судебного учреждения)
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет» в г. Миассе
Факультет
«Экономика, управление,
право»
Реферат
по дисциплине: Политология
на тему:
Идеи Ш. Монтескье о разделении властей.
Подготовила: Еремина Ю. А.
Группа СДМ-451
Проверил:
Ситниченко К. Е.
г. Миасс
2010 год
Теория
разделения властей зародилась во Франции
в середине 18 века и была связана,
прежде всего, с борьбой крепнувшей
буржуазии против феодального абсолютизма,
борьбой с системой, тормозившей
развитие общества и государства. Появление
новой концепции было связано
с именем Ш.-Л. Монтескье, человека, известного
не только в качестве прогрессивного
теоретика, но и как опытного практика
государственно-правовой деятельности,
понимающего проблемы неэффективного
функционирования государственных
органов (Монтескье занимал видное
положение президента Бордоского парламента
- судебного учреждения). В своей фундаментальной
работе "О духе законов" (1748г.) Монтескье
изложил результаты длительного исследования
политико-правовых установлений нескольких
государств, придя к выводу, что свобода
возможна при любой форме правления, если
в государстве господствует право, гарантированное
от нарушений законности посредством
разделения властей на законодательную,
исполнительную и судебную, которые взаимно
сдерживают друг друга. Как видно, цель
теории - создание безопасности граждан
от произвола и злоупотреблений властей,
обеспечение политических свобод.
Конечно же, теория разделения властей
возникла не на пустом месте, она явилась
логическим продолжением развития политико-правовых
идей, возникших в 17 веке в Англии, и в конечном
итоге стала частью начинавшей формироваться
теории правового государства. Вообще,
принцип разделения властей имеет очень
важное значение для правового государства,
так как "реализация этого принципа
выступает одним из конституционно-организованных
проявлений политического плюрализма
в государственной сфере, способного обеспечить
необходимое для цивилизованного гражданского
общества правление правового закона
и непредвзятое правосудие.".
Разберем
поподробнее основные положения
теории разделения властей (по Монтескье).
Во-первых, существует три рода власти:
законодательная, исполнительная и судебная,
которые должны быть распределены между
разными государственными органами. Если
же в руках одного органа сконцентрируется
власть, различная по своему содержанию,
то появится возможность для злоупотребления
этой властью, а следовательно, свободы
граждан будут нарушаться. Каждая ветвь
власти предназначена для осуществления
определенных функций государства. Основное
назначение законодательной власти - "выявить
право и сформулировать его в виде положительных
законов, обязательных для всех граждан...".
"Исполнительная власть предназначена
для исполнения законов, устанавливаемых
законодательной властью". Задача судей
в том, чтобы решения и приговоры всегда
были лишь точным применением закона.
Судебная власть карает преступления
и разрешает столкновения частных лиц.
Однако, хотя органы власти действуют
самостоятельно, речь идет не об абсолютном
обособлении, а лишь об относительной
их самостоятельности и одновременном
тесном взаимодействии друг с другом,
осуществляемом в пределах их полномочий.
Во-вторых, должна действовать система
сдержек и противовесов, дабы власти контролировали
действия друг друга. Взаимовлияние законодательной
и исполнительной властей гарантирует
реальность права, которое в конечном
счете отражает компромисс сталкивающихся
интересов различных социальных слоев
и сил... За нарушение законов министры
могут быть привлечены законодательным
собранием к ответственности. В свою очередь,
исполнительная власть в лице государя
сдерживает от произвола законодательную
власть, будучи наделена правом налагать
вето на решения законодательного собрания,
устанавливать регламент работы и распускать
его. Безусловно, сейчас предусмотрен
намного более разнообразный и эффективный
механизм "сдержек и противовесов",
чем тот, который мы видим в трудах Ш.Монтескье,
однако уже в его работах были заложены
основные принципы и институты, посредством
которых взаимодействуют органы государственной
власти. В наше время, как правило, законодательная
власть ограничивается референдумом,
президентским правом вето, Конституционным
Судом, а внутренним ее ограничением является
двухпалатное построение Парламента.
Исполнительная власть ограничена ответственностью
перед Парламентом и подзаконным характером
издаваемых ею нормативных актов; должна
сохраняться также внутренняя разделённость
между Президентом и Правительством, федеральной
и региональной властью. Судебная власть
подчинена Конституции и закону, а ее внутреннее
разделение воплощается в том, что Конституционный
Суд выделяется из всей судебной системы,
меняется круг полномочий прокуратуры.
Однако
в конституционном проекте
Позднее теория разделения властей получила
сильное практическое и теоретическое
развитие. Прежде всего, следует упомянуть
труды Ж.-Ж. Руссо. В отличие от Монтескье,
Руссо считал, что "законодательная,
исполнительная и судебная власти - особые
проявления единой власти народа". Точка
зрения Руссо отвечала требованиям времени
и обосновывала революционные процессы
во Франции конца 18 века; если Монтескье
пытался найти компромисс, то Руссо обосновывал
необходимость борьбы с феодализмом.
Как взгляды Монтескье, так и взгляды Руссо
о разделении властей обладали значительной
новизной по сравнению с предшествующими
концепциями. Они были направлены против
королевского абсолютизма и служили обоснованием
компромисса буржуазии и дворянства.