Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 10:14, контрольная работа
Участие граждан в формировании институтов политической системы обеспечивается с помощью выборов. Выборы – это способ существования демократии, способ смены политических элит, передачи власти мирным путем через волеизъявление народа. Круг лиц, пользующихся избирательными правами, составляют электорат (от лат. elector – избиратель).
Выборы представляют собой форму реализации избирательных прав граждан путем участия в избирательной кампании, выражения воли народа, которая должна быть основой государственной власти.
Федеральное государственное образовательное бюджетное
учреждение высшего профессионального образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Контрольная работа по Политологии
По теме: " Институт выборов в политической системе общества".
Владимир 2014 год
Оглавление
Введение.
Вопрос 1. Понятие "избирательная система" и ее структура.
Ответ:
Участие граждан
в формировании институтов политической
системы обеспечивается с помощью выборов. Выборы – это способ существования
демократии, способ смены политических
элит, передачи власти мирным путем через
волеизъявление народа. Круг лиц, пользующихся
избирательными правами, составляют электорат
(от лат. elector – избиратель).
Выборы представляют
собой форму реализации избирательных
прав граждан путем участия в избирательной
кампании, выражения воли народа, которая
должна быть основой государственной
власти.
Институт выборов
активно используется не только при формировании
органов государства, местного самоуправления,
но и руководящих органов политических
партий, общественных объединений. Значит,
понятие «выборы» выражает форму реализации
избирательных прав, способ формирования
органов публичной власти.
Основными принципами организации и проведения выборов являются:
1. Обязательность и периодичность выборов. Деятельность выборных институтов должна быть регламентирована по времени, и их воспроизводство регулярно осуществляется через процедуру выборов.
2. Открытость и гласность выборов. Избиратели должны владеть точной информацией о кандидатах и партиях, участвующих в выборах, о процессе выборов и их результатах.
3. Свобода выборов. Гражданин лично решает, участвовать ли ему в выборах и какова будет форма этого участия.
4. Альтернативность выборов. Выборы носят конкурентный характер. Граждане должны иметь возможность выбора не менее чем из двух кандидатов (списков кандидатов).
5. Справедливость
выборов. Выборы организуются и контролируются
независимыми органами, предполагают
присутствие наблюдателей. Кандидатам
и партиям должны обеспечиваться равные
условия предвыборной борьбы. При определении
результатов выборов должны соблюдаться
строгая объективность, безусловная честность
и непредвзятость.
Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.
Этот порядок определяется конституционно - правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Следовательно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя.
Понятие избирательного права употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле - это совокупность правовых норм, регулирующих избирательный процесс от начала и до конца, как видно в этом смысле эти понятия совпадают. В узком смысле - нормы, регулирующие порядок предоставления права участия в выборах.
Под принципами
российского избирательного права понимают
основные начала российского демократизма,
имеющие руководящее значение для выборов,
закрепленные в действующих конституционных
нормах и выражающие сущность власти народа
в государстве. Эти основные начала складываются
на базе фактических отношений, которые
возникают в процессе выборов. Будучи
сформулированными и закрепленными в
нормах конституционного права, они становятся
принципами избирательного права. Традиционно
в советский период к принципам избирательного
права относили: всеобщность выборов;
равноправие избирателей на выборах; непосредственность
избрания депутатов и тайну голосования,
обеспечивающую свободу волеизъявления
избирателей на выборах.
Всеобщим признается такое избирательное
право, при котором все взрослые граждане
мужского и женского пола имеют право
принимать участие в выборах.
Равное избирательное право трактуется
в Федеральном законе как участие граждан
на выборах "на равных основаниях". Эта формулировка
означает, что все граждане, удовлетворяющие
требования закона и не отстраненные от
участия в голосовании по законным основаниям,
имеют равные права и обязанности как
избиратели.
Прямое избирательное право означает,
что избиратели голосуют на выборах за
или против кандидатов непосредственно.
Прямые выборы позволяют гражданам без
каких-либо посредников вручать свой мандат
тем лицам, которых они знают и которым
они данный пост доверяют. Тайное голосование
- обязательный атрибут демократической
системы выборов, абсолютная привилегия
избирателей. Избиратель проявляет свою
волю без всякого контроля за ним, давления
или запугивания, а также с сохранением
своего гарантированного права никому
и никогда не сообщать о своем выборе того
или иного кандидата. Избирательные бюллетени
не подлежат нумерации, и никто не в праве
пытаться идентифицировать личность избирателя
по использованному бюллетеню. Правовые
нормы, закрепляющие вышеназванные принципы,
образуют институты российского избирательного
права: всеобщее, равное, прямое избирательное
право при состязательности кандидатов
и тайное голосование. Принципы избирательного
права - это область фактических отношений,
их социальное содержание. Институты избирательного
права являются их правовой формой выражения.
Для реализации субъективного избирательного права граждан Российской Федерации необходимы определенные действия участников избирательного процесса:
1.Избирателей. Списки избирателей - это избирательные документы, определяющие круг граждан, обладающих активным избирательным правом и проживающих на территории конкретного избирательного участка.
2.Избирательных объединений. Избирательное объединение - это общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов, созданное и зарегистрированное в порядке, установленном федеральными законами (нормативными правовыми актами представительных органов государственной власти) субъектов Российской.
3.Избирательных комиссий. Ныне создается сеть избирательных комиссий субъектов Федерации во главе с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, действующих на постоянной основе. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" определил следующие виды избирательных комиссий, осуществляющих организацию, подготовку и проведение выборов в РФ: Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, окружные избирательные комиссии, территориальные (районные, городские и другие) и участковые избирательные комиссии. Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий устанавливаются федеральными законами и законами (нормативными правовыми актами представительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.
4. Органов государственной власти.
Избирательный процесс включает в себя следующие основные стадии:
Назначение выборов на федеральном уровне осуществляется разными органами: выборы Государственной Думы - Президентом Российской Федерации , выборы же Президента РФ-Советом Федерации. На региональном уровне - в субъектах Федерации - выборы депутатов представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также глав исполнительной власти назначаются представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов РФ.
Вопрос 2. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, их достоинства и недостатки.
Ответ:
Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, в основе которой лежит принцип большинства (франц. majorite - большинство). При этой системе избранным считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса, поданные за остальных кандидатов, пропадают. Эта система - единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.). Когда же она применяется для выборов коллегиального органа власти, например, палаты парламента, обычно создаются одномандатные избирательные округа, то есть в каждом из них должен быть избран один депутат. В зависимости от того, какое это большинство (относительное, абсолютное или квалифицированное), система имеет разновидности.
Самая простая разновидность - это система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Такая система применяется, например, на парламентских выборах в США, Великобритании, Индии, частично в Германии и частично, как известно, у нас в России. Очень часто она применяется при местных выборах. Несколько более справедливой выглядит мажоритарная система абсолютного большинства, при которой кандидату для избрания необходимо получить более половины голосов. В качестве базы для подсчета при этом может выступать либо общее число поданных голосов, либо число поданных голосов, признанных действительными.
Главное достоинство мажоритарной системы – близость кандидатов и депутатов к избирателям. Достоинство системы абсолютного большинства по сравнению с системой относительного большинства заключается в том, что избранными считаются кандидаты, поддержанные действительным большинством проголосовавших избирателей, хотя бы это большинство составляло один голос. Но сохраняется тот же дефект, который является главным у системы относительного большинства: пропадают голоса, поданные против победивших кандидатов. Есть еще у мажоритарной системы абсолютного большинства свой специфический дефект - частая нерезультативность. Она тем более вероятна, чем больше конкуренция кандидатов. Речь идет о случаях, когда ни один из баллотирующихся кандидатов (или списка кандидатов) не получил из-за раскола голосов требуемое большинства.
Неоднократно поднимался вопрос о том, какая из двух разновидностей мажоритарной системы – абсолютного или относительного большинства – более демократична. Система абсолютного большинства более объективно отражает настроение избирателей: претенденту необходимо получить весомую поддержку электората (в идеале - не менее половины от числа проголосовавших). Проведение второго тура осложняет избирательный процесс. Практика показывает, что явка избирателей в этом туре зачастую падает. Поэтому приходится либо рисковать срывом выборов, либо отменять порог явки. В случае срыва выборов нарушаются права избирателей, выразивших свою волю в первом туре. В случае низкой явки (с учётом того, что во втором туре обычно требуется лишь относительное большинство) теряется главное достоинство системы – поддержка кандидата значительной частью избирателей.
Пропорциональная система , ее основная идея заключается в том, чтобы каждая партия получала в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Пропорциональная система имеет не только плюсы, но и минусы. К числу последних относится, во-первых, то обстоятельство, что голосование при пропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями, следовательно, избиратель должен выбирать не между персонами, как при мажоритарной системе (хотя и при ней практически для избирателя зачастую больше значима партия, нежели личность кандидата, ею выдвинутого), а между партиями (движениями) и голосовать за список кандидатов, из которого ему известны в лучшем случае несколько лидеров. Правда, с другой стороны, руководство партии (движения) может таким образом наряду с громогласными ораторами провести в парламент неизвестных широкой публике людей, которые, будучи профессионалами в различных сферах, в состоянии компетентно участвовать в разработке законов и контроле за деятельностью исполнительной власти. Впрочем, следует оговориться, что может сложиться и такая ситуация, когда эти неизвестные люди окажутся личностями бесполезными или даже одиозными.
Во-вторых, неограниченное использование пропорциональной системы может привести к появлению в палате множества мелких фракций, объединенных вокруг маловлиятельных, но амбициозных лидеров, которые, не будучи способны к конструктивному сотрудничеству, путем обструкции препятствуют принятию необходимых для страны или соответствующего регионального сообщества решений.
Смешанная избирательная система возникает тогда, когда при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы. Это обычно продиктовано стремлением соединить преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки. Характерен в этом отношении порядок выборов немецкого Бундестага, послуживший примером для ряда стран, в том числе и для России.
Согласно федеральному избирательному закону в редакции 1994 года, половина состава Бундестага (328 депутатов) избирается по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства. Другая половина избирается по земельным спискам кандидатов, то есть каждая из 16 земель (субъектов федерации) является многомандатным избирательным округом, в котором баллотируются земельные списки кандидатов, составленные политическими партиями, мандаты между которыми распределяются по пропорциональной системе. Соответственно каждый избиратель имеет два голоса первый в одномандатном избирательном округе, а второй за земельный список. Оба голоса подаются в одном конверте. Кандидат от партии может одновременно баллотироваться и в одномандатном избирательном округе, и по земельному списку.
Информация о работе Институт выборов в политической системе общества