Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 22:04, курсовая работа
Основной целью данной работы является изучение этапов становление конституционного права в дореволюционной России, в советский период и на современном этапе в России и в Приднестровской Молдавской Республики.
В соответствие с поставленной целью решались следующие задачи:
- изучение становление конституционализма в дореволюционной России;
- изучение конституционного права в советский период;
- анализ декретов советского государства и первых конституций;
- изучение конституционного права на современном этапе в Российской Федерации и Приднестровской Молдавской Республики.
Введение……………………………………………………………………...........3
Глава 1. Дореволюционное конституционное (государственное) право……...5
Глава 2. Тоталитарное конституционное (государственное) право………….11
2.1. Первые декреты советского государства, имеющие конституционное значение………………………………………………………………………….13
2.2. Конституции советского периода и Российской Федерации……………16
Глава 3. Демократическое конституционное право……………..……………24
Глава 4. Конституция Приднестровской Молдавской Республики………….28
Заключение……………………………………………………………………....35
Библиография (список используемой литературы)…………………………..38
В Конституции предусматривалась исключительная государственная собственность на землю.[46]
В 2000 году по инициативе Президента Игоря Смирнова была начата масштабная работа по созданию новой редакции Конституции. В частности, было предложено сделать Приднестровье президентской республикой, сократить число депутатов парламента до 43, а сам Верховный Совет сделать однопалатным. Также предусматривалось введение поста Вице-президента и создание Конституционного суда ПМР.
В новой редакции отсутствовало положение о том, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Соответствующие поправки были внесены в Конституцию Верховным Советом 30 июня 2000 Конституционным Законом № 310-КЗИД.[47]
6 апреля 2003 года прошёл конституционный референдум по вопросу о введении частной собственности на землю, который был признан несостоявшимся, так как в нём приняло участие менее 50% избирателей.[48]
15 апреля 2009 года Верховный совет ПМР принял в I чтении проект Конституционного Закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию ПМР", также известный, как "Инициатива 17ти". Законопроект в частности предполагал ликвидацию поста Вице-президента и создание Правительства - органа исполнительной власти, формируемого Президентом. Законопроект был принят вопреки негативному отзыву Президента и его просьбе законопроект отклонить.[49]
Президент Игорь Смирнов создал Комиссию по развитию и совершенствованию Конституции ПМР, чья задача была создать новую редакцию Конституции. Подавляющее большинство членов Комиссии представляли исполнительную власть.[50]
Окончательный вариант новой редакции Конституции был подготовлен президентской Комиссией к октябрю 2009 года. В соответствии с ним Верховный Совет заменялся двухпалатным Государственным Собранием ПМР; верхняя палата парламента фактически назначалась Президентом; исполнительную власть осуществляло Правительство, формируемое Президентом; Президент получал право распускать нижнюю палату, не согласную с кандидатурой Председателя Правительства; ликвидировалась система местного самоуправления, Президент получал право назначать глав местных администраций; судьи Верховного, Арбитражного и Конституционного судов назначались верхней палатой парламента по предложению Президента; ограничивались гарантии некоторых прав граждан, в частности гарантии права собственности; после принятия законопроекта все высшие органы государственной власти (кроме Президента) должны были сложить свои полномочии.[51]
18 ноября 2009 года депутаты единогласно отклонили предложенный Президентом законопроект, и решили создать на паритетной основе, с участием представителей законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти Комиссию, которая бы подготовила согласованный проект Конституции ПМР.
Новая Конституционная комиссия начала свою работу 25 февраля 2010 года. В её состав вошли по три представителя от каждой ветви власти. Исполнительную власть представляют министр юстиции Сергей Степанов, Лия Пионтковская и Александр Караман, законодательную – депутаты Галина Антюфеева и Владимир Боднар, а также сотрудник аппарата парламента Екатерина Павлова, судебную – заместитель председателя Конституционного суда Василий Гарага, первый заместитель председателя Верховного суда Наталья Демкина и первый заместитель председателя Арбитражного суда Тамара Герун. [52]
Структура конституции ПМР.
Раздел I. Основы конституционного строя (статьи 1-15).
Раздел II. Права, свободы, обязанности и гарантии человека и гражданина (статьи 16-52).
РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
Статья 1
Приднестровская Молдавская Республика - суверенное, независимое, демократическое, правовое государство.
Носителем суверенитета и единственным источником власти в Приднестровской Молдавской Республике является народ.
Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Никто не может присваивать власть в Приднестровской Молдавской Республике. Захват власти или присвоение властных полномочий является тягчайшим преступлением против народа.
Статья 2
Конституция Приднестровской Молдавской Республики имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Органы государственной власти и управления, местного самоуправления, должностные лица, общественные объединения и граждане обязаны соблюдать Конституцию и законы Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 3
Гражданство Приднестровской Молдавской Республики приобретается и прекращается в соответствии с конституционным законом, является равным для всех граждан, независимо от оснований его приобретения.
Гражданин Приднестровской Молдавской Республики не может быть лишен гражданства или права его изменения. Гражданин Приднестровской Молдавской Республики может иметь гражданство другого государства - двойное гражданство.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и свободами граждан Приднестровской Молдавской Республики, если иное не установлено законом.
Статья 4
В Приднестровской Молдавской Республике признаются государственная, частная и иные формы собственности.
Все формы собственности в равной степени защищаются государством.
Статья 5
Земля, недра, воды, леса, воздушное пространство, а также иные природные ресурсы являются объектами исключительной собственности государства. Земельные участки могут находиться в пожизненном пользовании граждан с правом наследования, при этом их предельные размеры и порядок использования определяются законом.
Статья 6
Государственная власть в Приднестровской Молдавской Республике осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти в пределах своих полномочий самостоятельны.
Статья 7
В Приднестровской Молдавской Республике признается и гарантируется местное самоуправление, состоящее из Советов народных депутатов и органов территориального общественного самоуправления, которые непосредственно или через избираемые ими органы самостоятельно решают социальные, экономические, политические и культурные вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов населения административно-
Статья 8
Государство, его органы и должностные лица осуществляют свою деятельность в условиях демократического многообразия политических институтов и мнений.
Государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства и уважения их прав и интересов.
Запрещается деятельность общественных формирований, их органов и представителей, направленная против суверенитета Республики, на насильственное изменение основ конституционного строя, на подрыв безопасности государства, создание незаконных вооруженных формирований, разжигание расовой, национальной и религиозной розни.
Статья 9
Приднестровская Молдавская Республика - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Статья 10
Внешняя политика республики исходит из принципов суверенного равенства государств, неприменения силы, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела других государств.
Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Приднестровской Молдавской Республики являются основой отношений с другими государствами и составной частью правовой системы.
Статья 11
Для защиты суверенитета и независимости Приднестровской Молдавской Республики создаются Вооруженные силы.
Порядок создания и деятельности Вооруженных сил определяется законом.
Статья 12
Статус официального языка на равных началах придается молдавскому, русскому и украинскому языкам.
Статья 13
Приднестровская Молдавская Республика имеет государственный флаг, герб и гимн, которые являются символами республики и утверждаются законом.
Столицей Приднестровской Молдавской Республики является город Тирасполь.
Статья 14
В состав Приднестровской Молдавской Республики входят: города - Бендеры (с селами Варница, Гыска, Протягайловка), Дубоссары, Рыбница, Тирасполь; районы - Григориопольский, Дубоссарский, Каменский, Слободзейский, Рыбницкий.
Границы и территория Приднестровской Молдавской Республики определяются законом.
Статья 15
Положения настоящего раздела Конституции составляют основы конституционного строя Приднестровской Молдавской Республики и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.
Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Приднестровской Молдавской Республики.
Раздел III. Основы государственного управления.
Глава 1. Развитие основ конституционного строя (статьи 53-58).
Глава 2. Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики(статьи 59-67). Глава 3. Президент Приднестровской молдавской Республики. Исполнительная власть(статьи 68-76).
Глава 4. Местное государственное управление и местное самоуправление (статьи 77-79). РАЗДЕЛ II. ПРАВА, СВОБОДЫ, ОБЯЗАННОСТИ И ГАРАНТИИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Статья 16
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью общества и государства. Защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Статья 17
Все имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения.
Преимущества и привилегии могут быть установлены только законом и должны соответствовать принципам социальной справедливости.
Статья 18
Ограничение прав и свобод человека и гражданина допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах государственной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону.
Статья 19
Каждый имеет право на жизнь. Государство защищает право на жизнь человека от любых противоправных посягательств.
Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за тяжкие преступления против жизни и только по приговору суда.
Статья 20
Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Никто не может быть подвергнут аресту или содержанию под стражей иначе как на основании закона.
Лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста.
Статья 21
Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению и наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским и другим опытам.
Статья 22
Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
Статья 23
Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга, близких родственников, круг которых определяется законом. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.
Статья 24
Каждый имеет право на защиту доброго имени, защиту от посягательств на его честь и достоинство, вмешательства в его частную жизнь, на личную и семейную тайну, на неприкосновенность жилища.
Никто не вправе войти в жилище, производить обыск или осмотр, нарушать тайну переписки и телефонных переговоров иначе как в случае и порядке, предусмотренном законом.
Статья 25
Граждане Приднестровской Молдавской Республики имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах республики, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно.
Статья 26
Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Статья 27
Каждый имеет право на свободу мысли, слова и убеждений. Каждый имеет право любым законным способом искать, получать и распространять любую информацию, за исключением направленной против существующего конституционного строя, либо составляющих государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется законом.
Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение.
Информация о работе Исторические этапы развития конституционного права