История мировой политической мысли: этапы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 22:01, контрольная работа

Краткое описание

Политология, как и всякая наука, имеет свою историю возникновения, становления и развития. Элементы политического научного знания долгое время складывались и развивались в рамках общих философских теорий.
Следует иметь в виду, что идеи и взгляды мыслителей, выраженные в теоретической форме, являются частью политического сознания данной эпохи. Их особенности связаны со всей системой социокультурных и экономических факторов, в которых жил и творил тот или иной мыслитель. Но вместе с тем, многие их идеи имеют непреходящее значение.

Содержание

Введение
1.История мировой политической мысли: этапы развития
2. Концепция патриархального государства и государства как носителя «общего блага»
3. Первые концепции идеальных моделей государственного управления
4. Политическая мысль античного мира:
а) политические аспекты учения Конфуция;
б) политика во взглядах Лао- цзы и даосизме;
в) политико-правовые составляющие школы легизма в Древнем Китае;
г) «Архашастра» как труд о политике;
д) политические теории Платона;
е) политические концепции Аристотеля;
ж) Цицерон и политическая мысль республиканского Рима
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

политология готовая.docx

— 47.77 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение

         1.История мировой политической мысли: этапы развития

2. Концепция патриархального  государства и государства как  носителя «общего блага»

3. Первые концепции идеальных  моделей государственного управления

4. Политическая мысль  античного мира:

а) политические аспекты  учения Конфуция;

б) политика во взглядах Лао- цзы и даосизме;

в) политико-правовые составляющие школы легизма в Древнем Китае;

г) «Архашастра» как труд о политике;

д) политические теории Платона;

е) политические концепции  Аристотеля;

ж) Цицерон и политическая мысль республиканского Рима

Заключение 

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Политология, как и всякая наука, имеет свою историю возникновения, становления и развития. Элементы политического научного знания долгое время складывались и развивались  в рамках общих философских теорий.

Следует иметь в виду, что идеи и взгляды мыслителей, выраженные в теоретической форме, являются частью политического сознания данной эпохи. Их особенности связаны  со всей системой социокультурных и  экономических факторов, в которых  жил и творил тот или иной мыслитель. Но вместе с тем, многие их идеи имеют  непреходящее значение. Они заложили фундамент современной политической науки и практики. Без изучения истории политической мысли невозможен анализ современных политических явлений  и процессов. Идейные источники современных политических доктрин - это политические взгляды и концепции мыслителей прошлого, мечтавших переустроить человеческое общество на новых, справедливых началах. Здесь мы ознакомимся с творчеством мудрецов, оставивших наиболее значительный след в истории политической мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.История мировой политической мысли: этапы развития

   Исторически первой формой человеческого общества было первобытное общество. В этот период еще не существовало каких-либо политико-правовых концепций, что объясняется несколькими фактами. Во-первых, на данном этапе еще не было самого государства и права, а без предмета учения не бывает и самого учения. Во-вторых, сознание первобытного общества всецело опиралось на религиозно-мифические воззрения, в основе которых лежали фантастические представления о мире. Эпоха первобытного общества с примитивным сознанием, слабыми возможностями не была способна к разработке политико-правовых учений.

История политико-правовых учений начинается в тот период, когда возникают первые государства в IV—III тысячелетиях до н. э. в государствах Древнего Востока (Древний Египет, Месопотамия, Индия, Китай). Однако учения первых государств о политике и праве еще не были самостоятельными, а выступали частью мировоззрения религиозных верований, мифологии, мистики, поэтому исторически первой формой познания политики, власти, государства и права выступала религиозно-мифологическая.

Несмотря на общий  мифологизированный характер, политико-правовые взгляды каждой из древних цивилизаций несколько отличаются. Так, например, на Востоке древнеиндийские учения мифологичны и религиозны, а древнекитайские — более рационалистичны. Кроме того, специфика древневосточной политико-правовой мысли объясняется и тем фактом, что все эти государства по форме правления были деспотиями. Для таких форм правления характерна жесткая централизация власти и обожествление личности правителя. Поэтому в данный период в древневосточных государствах доминирующими были теологические и патриархальные теории государства, права, власти.

С развитием и совершенствованием государственных структур, а вместе ними политической власти и правотворчества  появилось стремление людей познать  истинную сущность политико-правовых процессов. Существенная рационализация и концептуализация политико-правовой мысли произошла в Древней Греции и Риме. Благодаря работам Платона, Аристотеля, Полибия, Цицерона политические и правовые учения обрели форму теорий, религиозно-мифологическое объяснение политико-правовых процессов было вытеснено философско-этическим.

В Древней Греции активно развивались учения о  совершенной политической системе, проводились попытки осознать сущность государственной власти, классифицировать формы государства и права. Древнеримские ученые-юристы внесли неоценимый вклад в развитие юриспруденции в целом, а также в частное и публичное право в отдельности.

В истории Западной Европы Средние века заняли громадную, более чем тысячелетнюю эпоху (V—XVI вв.). Экономический строй, взаимоотношения классов, государственные порядки и правовые институты, духовный климат средневекового общества являлись теми факторами, которые оказывали воздействие на содержание, дифференциацию, социальную направленность политике-юридических идей западно-европейского Средневековья. Три крупных исторических этапа включает в себя эта эволюция.

Первый —раннефеодальный (конец V— середина XI вв.).

Феодализм только еще консолидируется  и упрочивается как новая общественно-экономическая формация; в рамках данного этапа государственность сначала организуется в большие, но весьма слабо интегрированные в единое целое монархии, а потом распадается на конгломераты раздробленных политических образований.

Второй этап —  пора полного развития феодального  строя, фаза его расцвета (середина XI — конец XV вв.).

Для этого периода  типичны централизованные сословно-представи-тельные монархии.

Третий — позднее Средневековье (конец XV— начало XVII вв.).

Полоса заката, упадка феодализма и зарождения капиталистических  общественных отношений; государственность  на этом последнем этапе феодальной формации строится по преимуществу как абсолютная монархия. Поэтапный характер развития феодального общества во многом предопределял особенности и динамику средневековой западно-европейской политико-юридической мысли.

В эпоху Средневековья  политические и правовые учения носили теологический характер. В Европе данный период отмечен распространением христианской религии как официального мировоззрения и идеологии. Центральное место в политических и правовых учениях этой эпохи занимала проблема соотношения духовной и светской властей. В средневековой Европе утвердилась религиозно-этическая форма познания, в основе которой лежала идея о Божественном установлении политической власти, государства, права.

На протяжении всей политической истории западно-европейского Средневековья шла ожесточенная борьба между римско-католической церковью, папством, светскими феодалами (в первую очередь монархами) за главенствующую роль в обществе. Соответственно и одной из центральных проблем тогдашнего политико-юридического знания оказался вопрос о том, какая власть (организация) должна иметь приоритет: духовная (церковь) или светская (государство).

В странах арабского  мира в период Средневековья возникла религия ислама, который в отличие  от христианства исходил из неделимости  религиозной и светской власти.

Эпоха Возрождения  и Реформации была ознаменована первыми  буржуазными революциями в Голландии и Англии, а также становлением и активным развитием гуманизма. В политико-правовых исследованиях был установлен рациональный подход к изучению государства, права

и политики. В рамках мировоззрения гуманизма развивался индивидуализм, обосновывалось значение светской политической организации. Церковь и официальная христианская доктрина подверглись евангельской и рационалистической критике.

Эпоха Просвещения  положила начало классическому либерализму, идеям о правовом обществе, разделении властей, свободе личности, народном суверенитете как высшей политической власти в обществе и т. д. Эпоха Просвещения вселила в людей убежденность во всесилии разума и веру в «просвещенных» монархов.

Новейший период характеризуется плюрализмом подходов в изучении государства, права и политики. В этот период произошло становление и развитие самостоятельной политической науки, которая оказала заметное влияние на историю политических и правовых учений. На политико-правовые учения Новейшего времени заметное влияние оказали неюридические дисциплины: социология, философия, психология. Юридический позитивизм уступил место социологическому позитивизму, открыв новые горизонты изучения государства, права и политики.

С 90-х гг. XX в. в центре внимания оказались вопросы геополитического переустройства мира, а также глобальные проблемы человечества, прав человека, определив тем самым дальнейшие перспективы развития политических и правовых учений.

 

 2. Концепция патриархального государства и государства как носителя «общего блага»

  Патриархальная   теория   (Аристотель,   Р.Филмер,   Н.К.Михайловский, М.Н.Покровский). Согласно этой теории  государство произошло    из патриархальной семьи, в результате  ее  разрастания:  семья  —  совокупность семей (селение) — совокупность  селений  (государство).  Аристотель  называл человека политическим животным, которое вступает  в  отношения  с  людьми  с целью  выживания.  Происходит  образование  семей.  Развитие  этих  семей  в результате  размножения  приводит  к  образованию  селений,  их  объединения создают государство. Таким  образом,   государство   предстает   как   результат   семейных взаимоотношений, а власть монарха трактуется  как  продолжение  власти  отца (патриарха) в семье, носящая «отеческий» характер. В наше время эта теория не может быть воспринята, однако ее некоторые элементы,  прежде  всего  роль семьи в становлении государственности, должны учитываться.

 

 

3. Первые концепции идеальных моделей государственного управления.

Возникновение государства, усложнение политической жизни античного  полиса, образование и необходимость  сохранения демократических институтов и традиций потребовали глубокого  и всестороннего теоретического обоснования проблем государства, права и политики.

Обработав колоссальный исторический материал, древнегреческие мыслители  Платон и Аристотель сумели создать  целостную картину политической жизни. И хотя Платон ставил перед  собой цель создать идеальную  модель государства, а Аристотель - у реально существующих государств найти общие черты и качества, которые будут оптимальны и эффективны для всех остальных, при всей разнице  их методологического подхода они  создали весьма схожие системы, соединив эмпирический и теоретический уровни исследования. По Сократу, государство — нравственная общность людей, ассоциация добродетельных граждан, созданная для достижения счастья и справедливости. Оно является продуктом человеческого разума, его знаний.

Сократ не высказывал своей  приверженности тем или иным политическим порядкам, но он сугубо отрицательно относился как к тирании, так и к крайней демократии. Реально возможной и благоприятной формой государства он считал умеренную форму правления, сочетающую компетентность правящих и справедливые законы. Самой худшей формой правления он считал тиранию. Нравственную основу и сущность государства, по мнению Сократа, составляют хорошие законы. Они — воплощение справедливости, которая выступает критерием законности в государстве.

Платон уподобляет идеальное  государство человеческой душе. В душе человека есть три начала: разумное, яростное, вожделеющее. Справедливость состоит в том, чтобы каждое сословие занималось своим делом: править должны философы, защищать должны воины, которые подчиняются философам, философы и воины вместе должны управлять производителями. Платон считал тиранию единственно возможной формой правления для перехода к идеальному государству. Идеальное государство, по Платону, — смешанное государство, состоящее одновременно из двух противоположностей: монархии и демократии. Платон говорил: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие могут даровать государству боги».

Аристотель (384—322 гг. до н. э.) — величайший древнегреческий философ, мыслитель, энциклопедист, основоположник логики и политической науки. Государство Аристотель рассматривал как общение, которое является наиболее важным из всех общений людей. Как и другие общения, оно организуется ради достижения блага и представляет собой естественное явление. Государство для Аристотеля — совокупность граждан, а гражданами он считал тех, кто участвует в суде и народном общении.

Философ выделял шесть  форм государственного правления: три  правильные и три неправильные. Правильные — монархия, аристократия и полития. Неправильные — тирания, олигархия и демократия. Идеальной он считал политию — смешанную форму правления, возникающую из двух неправильных форм — олигархии и демократии. Фактически полития — это государство, в котором правит средний класс и существует экономический строй с преобладанием собственности средних размеров. Правовая теория Аристотеля подчинена тем же идеологическим целям, что и учение о государстве. Право он отождествлял с политической справедливостью. Право — мерило справедливости, регулирующая форма политического общения.

  

 

4.Политическая мысль Древнего Востока и Античности

Информация о работе История мировой политической мысли: этапы развития