Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 22:01, контрольная работа
Политология, как и всякая наука, имеет свою историю возникновения, становления и развития. Элементы политического научного знания долгое время складывались и развивались в рамках общих философских теорий.
Следует иметь в виду, что идеи и взгляды мыслителей, выраженные в теоретической форме, являются частью политического сознания данной эпохи. Их особенности связаны со всей системой социокультурных и экономических факторов, в которых жил и творил тот или иной мыслитель. Но вместе с тем, многие их идеи имеют непреходящее значение.
Введение
1.История мировой политической мысли: этапы развития
2. Концепция патриархального государства и государства как носителя «общего блага»
3. Первые концепции идеальных моделей государственного управления
4. Политическая мысль античного мира:
а) политические аспекты учения Конфуция;
б) политика во взглядах Лао- цзы и даосизме;
в) политико-правовые составляющие школы легизма в Древнем Китае;
г) «Архашастра» как труд о политике;
д) политические теории Платона;
е) политические концепции Аристотеля;
ж) Цицерон и политическая мысль республиканского Рима
Заключение
Список используемой литературы
Оглавление
Введение
1.История мировой политической мысли: этапы развития
2. Концепция патриархального государства и государства как носителя «общего блага»
3. Первые концепции идеальных
моделей государственного
4. Политическая мысль античного мира:
а) политические аспекты учения Конфуция;
б) политика во взглядах Лао- цзы и даосизме;
в) политико-правовые составляющие школы легизма в Древнем Китае;
г) «Архашастра» как труд о политике;
д) политические теории Платона;
е) политические концепции Аристотеля;
ж) Цицерон и политическая мысль республиканского Рима
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Политология, как и всякая наука, имеет свою историю возникновения, становления и развития. Элементы политического научного знания долгое время складывались и развивались в рамках общих философских теорий.
Следует иметь в виду,
что идеи и взгляды мыслителей,
выраженные в теоретической форме,
являются частью политического сознания
данной эпохи. Их особенности связаны
со всей системой социокультурных и
экономических факторов, в которых
жил и творил тот или иной мыслитель.
Но вместе с тем, многие их идеи имеют
непреходящее значение. Они заложили
фундамент современной
1.История мировой политической мысли: этапы развития
Исторически первой формой человеческого общества было первобытное общество. В этот период еще не существовало каких-либо политико-правовых концепций, что объясняется несколькими фактами. Во-первых, на данном этапе еще не было самого государства и права, а без предмета учения не бывает и самого учения. Во-вторых, сознание первобытного общества всецело опиралось на религиозно-мифические воззрения, в основе которых лежали фантастические представления о мире. Эпоха первобытного общества с примитивным сознанием, слабыми возможностями не была способна к разработке политико-правовых учений.
История политико-правовых учений начинается в тот период, когда возникают первые государства в IV—III тысячелетиях до н. э. в государствах Древнего Востока (Древний Египет, Месопотамия, Индия, Китай). Однако учения первых государств о политике и праве еще не были самостоятельными, а выступали частью мировоззрения религиозных верований, мифологии, мистики, поэтому исторически первой формой познания политики, власти, государства и права выступала религиозно-мифологическая.
Несмотря на общий мифологизированный характер, политико-правовые взгляды каждой из древних цивилизаций несколько отличаются. Так, например, на Востоке древнеиндийские учения мифологичны и религиозны, а древнекитайские — более рационалистичны. Кроме того, специфика древневосточной политико-правовой мысли объясняется и тем фактом, что все эти государства по форме правления были деспотиями. Для таких форм правления характерна жесткая централизация власти и обожествление личности правителя. Поэтому в данный период в древневосточных государствах доминирующими были теологические и патриархальные теории государства, права, власти.
С развитием и совершенствованием государственных структур, а вместе ними политической власти и правотворчества появилось стремление людей познать истинную сущность политико-правовых процессов. Существенная рационализация и концептуализация политико-правовой мысли произошла в Древней Греции и Риме. Благодаря работам Платона, Аристотеля, Полибия, Цицерона политические и правовые учения обрели форму теорий, религиозно-мифологическое объяснение политико-правовых процессов было вытеснено философско-этическим.
В Древней Греции активно развивались учения о совершенной политической системе, проводились попытки осознать сущность государственной власти, классифицировать формы государства и права. Древнеримские ученые-юристы внесли неоценимый вклад в развитие юриспруденции в целом, а также в частное и публичное право в отдельности.
В истории Западной Европы Средние века заняли громадную, более чем тысячелетнюю эпоху (V—XVI вв.). Экономический строй, взаимоотношения классов, государственные порядки и правовые институты, духовный климат средневекового общества являлись теми факторами, которые оказывали воздействие на содержание, дифференциацию, социальную направленность политике-юридических идей западно-европейского Средневековья. Три крупных исторических этапа включает в себя эта эволюция.
Первый —раннефеодальный (конец V— середина XI вв.).
Феодализм только еще консолидируется
и упрочивается как новая общественно-
Второй этап — пора полного развития феодального строя, фаза его расцвета (середина XI — конец XV вв.).
Для этого периода типичны централизованные сословно-представи-тельные монархии.
Третий — позднее Средневековье (конец XV— начало XVII вв.).
Полоса заката, упадка феодализма и зарождения капиталистических общественных отношений; государственность на этом последнем этапе феодальной формации строится по преимуществу как абсолютная монархия. Поэтапный характер развития феодального общества во многом предопределял особенности и динамику средневековой западно-европейской политико-юридической мысли.
В эпоху Средневековья политические и правовые учения носили теологический характер. В Европе данный период отмечен распространением христианской религии как официального мировоззрения и идеологии. Центральное место в политических и правовых учениях этой эпохи занимала проблема соотношения духовной и светской властей. В средневековой Европе утвердилась религиозно-этическая форма познания, в основе которой лежала идея о Божественном установлении политической власти, государства, права.
На протяжении всей политической истории западно-европейского Средневековья шла ожесточенная борьба между римско-католической церковью, папством, светскими феодалами (в первую очередь монархами) за главенствующую роль в обществе. Соответственно и одной из центральных проблем тогдашнего политико-юридического знания оказался вопрос о том, какая власть (организация) должна иметь приоритет: духовная (церковь) или светская (государство).
В странах арабского мира в период Средневековья возникла религия ислама, который в отличие от христианства исходил из неделимости религиозной и светской власти.
Эпоха Возрождения и Реформации была ознаменована первыми буржуазными революциями в Голландии и Англии, а также становлением и активным развитием гуманизма. В политико-правовых исследованиях был установлен рациональный подход к изучению государства, права
и политики. В рамках мировоззрения гуманизма развивался индивидуализм, обосновывалось значение светской политической организации. Церковь и официальная христианская доктрина подверглись евангельской и рационалистической критике.
Эпоха Просвещения положила начало классическому либерализму, идеям о правовом обществе, разделении властей, свободе личности, народном суверенитете как высшей политической власти в обществе и т. д. Эпоха Просвещения вселила в людей убежденность во всесилии разума и веру в «просвещенных» монархов.
Новейший период
характеризуется плюрализмом
С 90-х гг. XX в. в центре внимания оказались вопросы геополитического переустройства мира, а также глобальные проблемы человечества, прав человека, определив тем самым дальнейшие перспективы развития политических и правовых учений.
2. Концепция патриархального государства и государства как носителя «общего блага»
Патриархальная теория (Аристотель, Р.Филмер, Н.К.Михайловский, М.Н.Покровский). Согласно этой теории государство произошло из патриархальной семьи, в результате ее разрастания: семья — совокупность семей (селение) — совокупность селений (государство). Аристотель называл человека политическим животным, которое вступает в отношения с людьми с целью выживания. Происходит образование семей. Развитие этих семей в результате размножения приводит к образованию селений, их объединения создают государство. Таким образом, государство предстает как результат семейных взаимоотношений, а власть монарха трактуется как продолжение власти отца (патриарха) в семье, носящая «отеческий» характер. В наше время эта теория не может быть воспринята, однако ее некоторые элементы, прежде всего роль семьи в становлении государственности, должны учитываться.
3. Первые концепции идеальных моделей государственного управления.
Возникновение государства,
усложнение политической жизни античного
полиса, образование и необходимость
сохранения демократических институтов
и традиций потребовали глубокого
и всестороннего теоретического
обоснования проблем
Обработав колоссальный исторический материал, древнегреческие мыслители Платон и Аристотель сумели создать целостную картину политической жизни. И хотя Платон ставил перед собой цель создать идеальную модель государства, а Аристотель - у реально существующих государств найти общие черты и качества, которые будут оптимальны и эффективны для всех остальных, при всей разнице их методологического подхода они создали весьма схожие системы, соединив эмпирический и теоретический уровни исследования. По Сократу, государство — нравственная общность людей, ассоциация добродетельных граждан, созданная для достижения счастья и справедливости. Оно является продуктом человеческого разума, его знаний.
Сократ не высказывал своей приверженности тем или иным политическим порядкам, но он сугубо отрицательно относился как к тирании, так и к крайней демократии. Реально возможной и благоприятной формой государства он считал умеренную форму правления, сочетающую компетентность правящих и справедливые законы. Самой худшей формой правления он считал тиранию. Нравственную основу и сущность государства, по мнению Сократа, составляют хорошие законы. Они — воплощение справедливости, которая выступает критерием законности в государстве.
Платон уподобляет идеальное государство человеческой душе. В душе человека есть три начала: разумное, яростное, вожделеющее. Справедливость состоит в том, чтобы каждое сословие занималось своим делом: править должны философы, защищать должны воины, которые подчиняются философам, философы и воины вместе должны управлять производителями. Платон считал тиранию единственно возможной формой правления для перехода к идеальному государству. Идеальное государство, по Платону, — смешанное государство, состоящее одновременно из двух противоположностей: монархии и демократии. Платон говорил: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие могут даровать государству боги».
Аристотель (384—322 гг. до н. э.) — величайший древнегреческий философ, мыслитель, энциклопедист, основоположник логики и политической науки. Государство Аристотель рассматривал как общение, которое является наиболее важным из всех общений людей. Как и другие общения, оно организуется ради достижения блага и представляет собой естественное явление. Государство для Аристотеля — совокупность граждан, а гражданами он считал тех, кто участвует в суде и народном общении.
Философ выделял шесть форм государственного правления: три правильные и три неправильные. Правильные — монархия, аристократия и полития. Неправильные — тирания, олигархия и демократия. Идеальной он считал политию — смешанную форму правления, возникающую из двух неправильных форм — олигархии и демократии. Фактически полития — это государство, в котором правит средний класс и существует экономический строй с преобладанием собственности средних размеров. Правовая теория Аристотеля подчинена тем же идеологическим целям, что и учение о государстве. Право он отождествлял с политической справедливостью. Право — мерило справедливости, регулирующая форма политического общения.
4.Политическая мысль Древнего Востока и Античности
Информация о работе История мировой политической мысли: этапы развития