Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 14:02, курсовая работа
Целью изучения олигофренопедагогики является изучение тенденций и закономерностей развития общественной помощи детям с недостаточностью интеллекта. В задачи курса входят следующие вопросы:
1. почему общество рано или поздно приходит к помощи УО;
2. через какие основные этапы развития прошла ОП в мире, в бывшем СССР и Беларуси;
Обзорная информация по теме.
Тема 1:Общая характеристика курса.
История олигофренопедагогики как науки о путях развития теории и практики обучения умственно отсталых детей.
Целью изучения
1. почему общество рано или поздно приходит к помощи УО;
2. через какие основные этапы развития прошла ОП в мире, в бывшем СССР и Беларуси;
3. каковы общественные черты
и отличительные особенности
оказания помощи УО в разных
государствах и чем они
4. как оценить современное
Проблемы истории воспитания и обучения УО детей изучались Д.И.Азбукиным ( 1936), Ф.М.Новиком (1939-1941), А .Н.Граборовым (1946) Х..С.Замским (1960-1980), Е. Г. Еременко(1985).
В ряде работ (М. Б. Богданов (1901г.), Н. М. Лаговский (1910г.), З. И. Марголик (1940 ), Н. Б. Коваленко (1957 ), А. Г. Басова, Х. С. Замский (1963, 1965 , 1969 ) С.Ф. Егоров (1984), В. А. Феоктистова (1980) приведены некоторые статистические данные о контингенте учащихся. В школах для глухих и слепых о количестве таких школ, в том числе и в Беларуси и дана краткая характеристика основателей училищ для глухонемых и слепых в дореволюционной Беларуси. Констатируется отставание БССР в перестройке школы для слепых и прекращения деятельности специальной в Беларуси в годы ВОВ, а также отражено начало подготовки кадров дефектологов в Минске. Отдельные сведения из истории становления спец школ в советской Беларуси приведены в исследованиях по истории школы и педагогики в СССР ( Ф. Ф. Королев Т. Д. Корнейчик - в России, И. Икоин, С. Умрейко Н. В. Каменская 1980 – Беларуси ). В развитии Просвещения и культуры в Беларуси в 15 – 18 века положительную роль сыграли Братства и братские школы. Это был своеобразный опыт национальной самостоятельности белорусов и православной веры. По мнению Ярмоченко Н. Д. (1968) Братства не занимались непосредственно проблемой воспитания и обучения аномальных детей, однако в братских школах многие из которых имели интернаты для бесплатного содержания детей сирот и беднейших учеников , впервые началась практика оказания индивидуальной помощи в обучении и воспитании детей с частичными нарушениями зрения , слуха , речи , познавательной деятельности . В 17-18 веке экономически и социальный упадок Речи Посполита, куда входила и территория Беларуси сопровождается регрессом всей культурной жизни, были закрыты все белорусские школы, запрещались православные) Братства. В18 веке, особенно в эпоху Просвещения на белорусско-литовских землях начался процесс постепенного восстановления культуры . В это время продолжалось обобщение медицинских и психолого-педагогических факторов о познавательных возможностях человека , о наличии у детей с недостатками зрения , слуха и речи интеллекта компенсаторных возможностей и целесообразности спец обучения . Большую роль в подготовке почвы сыграла деятельность профессоров Виленского универ-та И. О Конора, И. И. Франка, Ф. В. Римкевича, Я. Снядетского, которые рассматривали сущность психической деятельности человека. Представители Беларуси и Литвы были хорошо информированы в деле обучения и воспитания аномальных детей. Идеи западного просветительства распространяла эдукационная комиссия (1773-1794) - первая в Польше и Европе Министерство Просвещения . Планерами сурдопедагогики в нашей стране оказались именно Западные губернии России .Это происходило на ряду с попытками Я. Вильде организовать обучение глухонемых в г.Пярнум, Ильинским в Романове , К. Якоби в Риге (1809) , Я. Фальковским в Щучине (1815). В 19 веке большое внимание было уделено проблемам организации обучения глухонемых в Вильнюсе. Определенную роль в развитии обучения детей с отклонениями в развитии сыграли социально-экономические и политические условия жизни населения в Беларуси . На территории Беларуси открытие спец учреждений для УО тормозилось тем, что бел земли очень часто аккупировались войсками разных государств. Местные помещики и русский царизм игнорировал национальные интересы бел народа. Спец. учреждения для УО детей в дореволюционной Беларуси не существовало, были приюты в Витебске, Могилеве, Минске и Гродно.
Получив в 1853г сообщение
об открытии преподавателем