Коррекционная педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 14:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью изучения олигофренопедагогики является изучение тенденций и закономерностей развития общественной помощи детям с недостаточностью интеллекта. В задачи курса входят следующие вопросы:
1. почему общество рано или поздно приходит к помощи УО;
2. через какие основные этапы развития прошла ОП в мире, в бывшем СССР и Беларуси;

Вложенные файлы: 1 файл

Tema_1._Lekcija.doc

— 34.50 Кб (Скачать файл)

 

Обзорная  информация по теме.

 

Тема 1:Общая характеристика  курса.

 

История  олигофренопедагогики как  науки  о путях  развития  теории  и практики обучения  умственно  отсталых детей.

   Целью изучения олигофренопедагогики  является изучение тенденций  и закономерностей развития общественной помощи  детям с недостаточностью интеллекта. В задачи курса входят следующие вопросы:

  1. почему общество рано или  поздно приходит к помощи УО;

  2. через какие основные этапы  развития прошла ОП в мире, в бывшем СССР и Беларуси;

3. каковы общественные черты  и отличительные особенности  оказания помощи УО в разных  государствах и чем они определяются;

4. как оценить современное состояние  развития, ОП в Беларуси и каковы  перспективы ее развития;

  Проблемы истории воспитания и обучения УО детей изучались Д.И.Азбукиным ( 1936), Ф.М.Новиком (1939-1941), А .Н.Граборовым (1946) Х..С.Замским (1960-1980), Е. Г. Еременко(1985).

   В ряде работ  (М. Б.  Богданов (1901г.), Н. М. Лаговский  (1910г.), З. И. Марголик  (1940 ), Н.  Б. Коваленко (1957 ), А. Г. Басова, Х. С. Замский (1963,  1965 , 1969 ) С.Ф. Егоров (1984), В. А. Феоктистова  (1980) приведены некоторые статистические данные  о контингенте учащихся.  В школах для глухих и слепых о количестве таких школ, в том числе и в Беларуси  и дана краткая характеристика  основателей училищ для глухонемых и слепых в дореволюционной Беларуси. Констатируется отставание БССР в перестройке школы для слепых и прекращения деятельности специальной в Беларуси в годы ВОВ, а также отражено начало подготовки кадров дефектологов в Минске. Отдельные сведения из истории становления спец школ в советской Беларуси приведены в исследованиях  по истории школы и педагогики в СССР ( Ф. Ф. Королев  Т. Д. Корнейчик  - в России,  И.  Икоин,  С. Умрейко  Н. В. Каменская  1980 – Беларуси ). В развитии Просвещения и культуры в Беларуси  в 15 – 18 века  положительную роль сыграли Братства и братские школы. Это был своеобразный опыт национальной самостоятельности  белорусов и православной веры. По мнению Ярмоченко Н. Д.  (1968)  Братства  не занимались непосредственно проблемой воспитания и обучения аномальных детей, однако в братских школах многие из которых имели интернаты для бесплатного содержания детей сирот и беднейших учеников , впервые началась практика оказания индивидуальной помощи в обучении и воспитании детей с частичными нарушениями  зрения , слуха , речи , познавательной деятельности . В 17-18 веке экономически и социальный упадок Речи Посполита, куда входила и территория Беларуси сопровождается регрессом всей культурной жизни, были закрыты все белорусские школы, запрещались православные)  Братства. В18 веке, особенно в эпоху Просвещения  на белорусско-литовских землях начался процесс постепенного восстановления культуры . В это время продолжалось обобщение медицинских и психолого-педагогических факторов о познавательных возможностях человека , о наличии у детей с недостатками зрения , слуха и речи интеллекта компенсаторных возможностей и целесообразности спец обучения . Большую роль  в подготовке почвы сыграла деятельность профессоров Виленского универ-та  И. О Конора,   И. И. Франка,  Ф. В. Римкевича,  Я. Снядетского, которые рассматривали сущность психической деятельности человека. Представители Беларуси и Литвы были хорошо информированы в деле обучения и воспитания аномальных детей. Идеи западного просветительства распространяла эдукационная комиссия (1773-1794)  - первая в Польше и Европе Министерство Просвещения . Планерами сурдопедагогики  в нашей стране оказались именно Западные губернии России .Это происходило на ряду с попытками  Я. Вильде  организовать обучение  глухонемых в г.Пярнум,  Ильинским в Романове , К. Якоби  в Риге  (1809) , Я. Фальковским в Щучине (1815). В 19 веке  большое внимание было уделено проблемам организации обучения глухонемых  в Вильнюсе. Определенную роль в развитии обучения детей с отклонениями в развитии сыграли социально-экономические и политические условия жизни населения в Беларуси . На территории Беларуси открытие спец учреждений для УО  тормозилось тем, что бел земли очень часто аккупировались войсками разных государств. Местные помещики и русский царизм игнорировал национальные интересы бел народа. Спец. учреждения для УО детей в дореволюционной Беларуси не существовало, были приюты в Витебске, Могилеве, Минске и Гродно.

    Получив в 1853г  сообщение  об открытии преподавателем рижского  училища глухонемых Г. Пляцем  заведение для исследования и  обучения  слабоумных  генерал-губернатор  Витебский, Могилевский и Смоленский Игнатьев ограничился лишь рассылкой по губерниям присланных ему экземпляров проектов заведения не придав никакого значения тому что в России появилась первое учебно-воспитательное заведение для УО. Отсутствие вспомогательных школ побуждало  выпускника гимназии давать частные уроки малоуспевающим детям. В каждом из единичных спец учреждений для аномальных детей в Беларуси  в разные годы обучалось от 6 до 35 детей . На то время по переписи 1897г в бел губерниях проживало 7000 аномальных детей , что составляло от 10 до20 учеников на одного учителя . В 1925г. в Гомеле при дет доме   Н. И. Пирогова  открылась вспомогательная школа на 35 человек . В1926- 1927гг. в Гомеле на местном бюджете 6 вспом. групп на 106 человек. В1930 в Бобруйске реорганизуется дом для юных детей под дом для УО детей имбицилов. В конце 20 годов организована логопедическая помощь детям и взрослым БССР. В1927г в Минске открыт психоневрологический кабинет, который в 1928г преобразован в диспансер  при клинике нервных болезней и создан логопедический кабинет . В 1933-1937гг работа по всеобучу АД активизируется . В 1939г вышло постановление о состоянии работы детских домов и спец школ БССР, и прошло распорядительное собрание о расширении сети спец школ в Беларуси. В годы войны школы для глухих, слабослышащих были распущены на каникулы. Полное восстановление довоенной сети спец. школ БССР потребовало длительного времени и завершилось лишь к концу 50-х годов. Расширение сети спец. школ и дошкольных учреждений для аномальных детей необходимость дифференцированного  обучения требовало постоянного пополнения квалифицированными кадрами дефектолога. Обучение и переподготовка осуществлялась на курсах и семинарах, проходивших по отдельным отраслям дефектологии в РСФСР и на Украине. В 1960году в Минском педагогическом институте им. М. Горького  открылось отделение дефектологии, которое в 1976г  было преобразовано в самостоятельный факультет.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Коррекционная педагогика