Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 15:30, реферат
Цели и задачи учебной дисциплины: Целями освоения учебной дисциплины дифференциальные уравнения являются: обучение фундаментальным методам современной количественной и качественной теории дифференциальных уравнений как средства математического моделирования детерминированных явлений, ознакомить студентов с методами решения интегрируемых типов дифференциальных уравнений, методами качественного исследования и применения дифференциальных уравнений в математическом моделировании динамических процессов. Научить студентов самостоятельно расширять теоретические знания.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Мордовский
Факультет математики и информационных технологий
Кафедра дифференциальных уравнений
«УТВЕРЖДАЮ» _____________________ _____________________ «______»__________201_ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Дифференциальные уравнения
для направлений подготовки
010400.62 – Прикладная математика и информатика
(бакалавриат)
профиль подготовки
Системное программирование и компьютерные технологии
Квалификация – бакалавр
Форма обучения
очная
г. Саранск
2012 г.
1. Цели и задачи учебной дисциплины: Целями освоения учебной дисциплины дифференциальные уравнения являются: обучение фундаментальным методам современной количественной и качественной теории дифференциальных уравнений как средства математического моделирования детерминированных явлений, ознакомить студентов с методами решения интегрируемых типов дифференциальных уравнений, методами качественного исследования и применения дифференциальных уравнений в математическом моделировании динамических процессов. Научить студентов самостоятельно расширять теоретические знания.
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП: Дисциплина Дифференциальные уравнения относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла. Для успешного освоения предмета необходимо владеть общекультурными и профессиональными компетенциями:
- способностью владеть культурой мышления, умение аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-1);
- способностью и готовностью к письменной и устной коммуникации на родном языке (ОК-10);
- способностью к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию, стремление к повышению своей квалификации и мастерства (ОК-16);
- способностью понимать и применять в исследовательской и прикладной деятельности современный математический аппарат (ПК-3);
- способностью составлять и контролировать план выполняемой работы, планировать необходимые для выполнения работы ресурсы, оценивать результаты собственной работы (ПК-12).
В дисциплине используется материал следующих дисциплин «Алгебра и геометрия», «Математический анализ», «Комплексный анализ». Материал дисциплины является опорным для изучения таких дисциплин, как «Численные методы», «Методы оптимизации».
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины(модуля):
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: теоретические основы методов интегрирования дифференциальных уравнений и систем, качественную теорию дифференциальных уравнений.
Уметь: интегрировать известные типы обыкновенных дифференциальных уравнений и уравнений в частных производных первого порядка, проводить качественное исследование решений.
Владеть: методами и средствами теории дифференциальных уравнений.
4. Образовательные технологии
Традиционные формы обучения
5. Структура учебной дисциплины (модуля)
. Структура дисциплины
№ п/п |
Раздел учебной дисциплины |
Курс |
Семестр |
Неделя семестра |
Виды учебной работы, в т.ч. СРС и трудоёмкость (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) |
Форма промежуточной аттестации | ||
лекции |
практические занятия |
СРС* | |||||||
1. |
Дифференциальные уравнения первого порядка |
2 |
4 |
1 – 9 |
18 |
18 |
36 |
КР 1 (9-я неделя) |
Зачет |
2. |
Дифференциальные уравнения высших порядков |
2 |
4 |
10 – 18 |
18 |
18 |
36 |
КР 2 (17-я неделя) | |
3. |
Системы дифференциальных уравнений |
3 |
5 |
1 – 10 |
20 |
8 |
30 |
КР 3 (10-я неделя) |
Экзамен |
4. |
Устойчивость решений систем дифференциальных уравнений |
3 |
5 |
11-15 |
10 |
4 |
30 |
||
5. |
Дифференциальные уравнения с частными производными первого порядка. |
3 |
5 |
16-18 |
6 |
6 |
30 |
* СРС – самостоятельная работа студента
** КР – контрольная работа
5.1 Содержание учебной дисциплины (модуля). Объем дисциплины и виды учебных занятий
Вид учебной работы |
Всего часов |
Семестры | |||
4 |
5 |
||||
Аудиторные занятия (всего) |
126 |
72 |
54 |
||
В том числе: |
- |
- |
- |
- |
- |
Лекции |
72 |
36 |
36 |
||
Практические занятия (ПЗ) |
54 |
36 |
18 |
||
Семинары (С) |
|||||
Лабораторные работы (ЛР) |
|||||
Самостоятельная работа (всего) |
162 |
72 |
90 |
||
В том числе: |
- |
- |
- |
- |
- |
Курсовой проект (работа) |
|||||
Расчетно-графические работы |
|||||
Реферат |
|||||
Другие виды самостоятельной работы |
|||||
Контрольные работы |
3 |
2 |
1 |
||
Вид текущего контроля успеваемости |
|||||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) |
зачет |
экзамен |
|||
Общая трудоемкость |
288 |
144 |
144 |
||
8 |
4 |
4 |
5.2. Содержание разделов учебной дисциплины
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Содержание раздела |
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) |
1. |
Дифференциальные уравнения первого порядка |
Дифференциальные уравнения Уравнение Бернулли, Риккати. Уравнение в полных дифференциалах. Интегрирующий множитель. Уравнения первого порядка, не разрешенные относительно производной. Особые решения. Неполные уравнения. Уравнения Лагранжа и Клеро. Метод введения параметра. |
КР 1 |
2. |
Дифференциальные уравнения высших порядков |
Дифференциальные уравнения n-го порядка с переменными коэффициентами. Метод Лагранжа. Линейные дифференциальные уравнения n-го порядка с постоянными коэффициентами. Метод Эйлера. Построение однородного линейного уравнения по фундаментальной системе решений. Понижение порядка однородного линейного уравнения при помощи линейно независимых частных решений. Линейные уравнения второго порядка с постоянными коэффициентами и колебательные явления. Краевая задача для дифференциального уравнения второго порядка. Функция Грина. Интегрирование дифференциальных уравнений с помощью степенных рядов. Представление решений в окрестности особой точки в виде обобщенных степенных рядов. Уравнение Бесселя. |
КР 2 |
3. |
Системы дифференциальных уравнений |
Нормальные системы системами дифференциальных уравнений. Линейные системы дифференциальных уравнений. Фундаментальная матрица. Определитель Вронского. Метод Эйлера решения линейных однородных систем с постоянными коэффициентами. Матричный метод решения линейных однородных систем с постоянными коэффициентами. Линейные неоднородные системы. Метод вариации произвольной постоянной. Метод Эйлера решения неоднородных систем. Нули решений линейных однородных дифференциальных уравнений второго порядка. Теорема Штурма. Теорема сравнения. Линейные системы с периодическими коэффициентами. Мультипликаторы. Теорема о приводимости линейной системы. Краевая задача для линейной системы. Функция Грина. Непрерывная зависимость решений от начальных данных и параметров. Дифференцируемость решений по начальным данным и параметрам. Общее решение, общий интеграл, независимые интегралы системы дифференциальных уравнений. Методы интегрирования нелинейных систем |
КР 3 |
4. |
Устойчивость решений систем дифференциальных уравнений |
Устойчивость линейных систем. Теорема Ляпунова об устойчивости по первому линейному приближению. Второй метод Ляпунова в теории устойчивости. Теоремы о неустойчивости. Общее решение, общий интеграл, независимые интегралы системы дифференциальных уравнений. Качественное исследование плоских систем, точки покоя. Предельные циклы автономных систем. |
Опрос |
5. |
Дифференциальные уравнения с частными производными первого порядка. |
Дифференциальные уравнения с частными производными первого порядка. Задача Коши. Однородные уравнения с частными производными первого порядка. Теорема существования и единственности для линейного однородного уравнения в частных производных первого порядка. Неоднородные уравнения с |
Опрос |
5.3 Разделы учебной дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п |
Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин |
№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||||
1. |
Уравнения с частными производными |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||
2. |
Численные методы |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||
3. |
Методы оптимизации |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5.4 Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Лекц. |
Практ. зан. |
Лаб. зан. |
Семин |
СРС |
Все-го час. |
1. |
Дифференциальные уравнения первого порядка |
18 |
18 |
36 |
72 | ||
2. |
Дифференциальные уравнения высших порядков |
18 |
18 |
36 |
72 | ||
3 |
Системы дифференциальных уравнений |
20 |
8 |
30 |
58 | ||
4. |
Устойчивость решений |
10 |
4 |
30 |
44 | ||
5. |
Дифференциальные уравнения с частными производными первого порядка. |
6 |
6 |
30 |
42 |