Либерализм. Экономические и политические идеи классического либерализма. Сущность неолиберализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 19:43, реферат

Краткое описание

В начале XIX века в общественно-политический лексикон Европы вошло понятие "либерализм". Вначале он использовался в Испании, затем вошел в английский и французский, а вслед за ними и во все остальные крупные европейские языки.
Либеральная теория получило первоначально свое развитие на Западе, причем она исходно не составляла единой, одной школы общественной мысли: существовали множественные различия между американской английской, и французской традициями либерализма. Но складывались они примерно в одно и тоже время хотя у них были разные теоретические источники и исторические задачи. Постепенно либерализм получил развитие и в других странах, в том числе и в России.

Содержание

Введение 3
Либерализм. 4
Понятие либерализма. 4
Первые идеологи 7
Основные принципы и идеи. 8
Сущность неолиберализма 14
Ключевые аспекты неолиберализма 17
Экономическая политика 20
Социальная концепция 20
Заключение 22

Вложенные файлы: 1 файл

либеральный режим1.docx

— 45.57 Кб (Скачать файл)

       ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

по дисциплине: «Политология»

на тему: «Либерализм. Экономические и политические идеи классического либерализма. Сущность неолиберализма.»

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение 3

Либерализм. 4

Понятие либерализма. 4

Первые идеологи 7

Основные принципы и идеи. 8

Сущность неолиберализма 14

Ключевые аспекты неолиберализма 17

Экономическая политика 20

Социальная концепция 20

Заключение 22

Список литературы 23

 

 

 

 

Введение

 

В начале XIX века в общественно-политический лексикон Европы вошло понятие "либерализм". Вначале он использовался в Испании, затем вошел в английский и  французский, а вслед за ними и  во все остальные крупные европейские  языки.

Либеральная теория получило первоначально свое развитие на Западе, причем она исходно не составляла единой, одной школы общественной мысли: существовали множественные  различия между американской английской, и французской традициями либерализма. Но складывались они примерно в одно и тоже время хотя у них были разные теоретические источники и исторические задачи. Постепенно либерализм получил развитие и в других странах, в том числе и в России.

Либерализм, в основе которого лежат частная собственность  на средства производства и продукты труда, демократические свободы  и примат личности над государством, - сравнительно молодая форма социально-экономического и философско-идеологического миропорядка. Ему от силы пять веков, тогда как, например, древние цивилизации Востока  и Северной Африки, основополагающими  принципами устройства которых были государственная собственность на средства производства, отсутствие демократических свобод и подчиненность личности неким общегосударственным (религиозным или философским) интересам, существовали уже более пяти тысячелетий назад.

 

 

 

 

 

 

 

Либерализм.

Понятие либерализма.

 

Либерализм, буржуазное идеологическое и общественно-политическое течение, объединяющее сторонников буржуазно-парламентского строя, буржуазных свобод и свободы  капиталистического предпринимательства.

Либерализм — система  взглядов, согласно которым социальная гармония и прогресс человечества достижимы  лишь на базе частной собственности  путём обеспечения достаточной  свободы индивида в экономике  и во всех других сферах человеческой деятельности (ибо общее благо  якобы стихийно складывается в результате осуществления индивидами их личных целей). По мере развития капиталистических  отношений реальное содержание либерализма  претерпевало сложную эволюцию при  крайней пестроте его конкретно-исторических форм.

История зарождения

 

Либерализм зародился  в условиях борьбы молодой прогрессивной  буржуазии и обуржуазившегося дворянства против господствовавшего феодализма, произвола абсолютизма и духовного  гнёта католической церкви; в тот  период либерализм являлся носителем  идеалов (вера в прогресс, в торжество  разума, мира, свободы, равенства), общих  для всего антифеодального лагеря. Духовными отцами либерализма были представители умеренного крыла  идеологов Просвещения (Дж. Локк, Ш. Монтескье, Вольтер, физиократы). В годы Великой французской революции либеральная крупная буржуазия, представленная О. Мирабо, М. Ж. Лафайетом, фельянами, жирондистами и игравшая первоначально ведущую роль, быстро исчерпала свою революционность и превратилась в антидемократическую, а затем и контрреволюционную силу. В начале 19 века либерализм в Западной Европе выделяется в особое общественно-политическое течение. Во Франции в период Реставрации Б. Констан, Ф. Гизо и др. впервые придали либерализму характер более или менее оформленной политической и историко-философской доктрины. Из идейного наследия Просвещения они выбрали лишь те положения, которые отвечали повседневным нуждам буржуазии как господствующего класса: глубокая вера в человеческий разум сменилась преклонением перед ограниченным буржуазным «здравым смыслом», идея народного суверенитета уступила место требованию «свободы личности». Признав историческую правомерность буржуазных революций, французские либералы отказывались признать правомерность революционного движения пролетариата. Отвергая народовластие, виднейшие представители либерализма выступали в качестве сторонников конституционной монархии.

В обстановке обострившегося в 30-х гг. 19 в. (после Революции 1830 года во Франции и парламентской  реформы 1832 года в Великобритании) антагонизма  между буржуазией и рабочим классом  буржуазно-либеральной реформы, в  ходе осуществления которых либеральная  буржуазия использовала в своих  интересах результаты борьбы трудящихся масс, заключая компромиссы с монархическо-клерикальной реакцией, приобретали всё более  антипролетарский характер. Лозунги либерализма всё более становились средством маскировки капиталистической эксплуатации. Участие либеральной буржуазии в подавлении чартистского движения, общедемократических и пролетарских выступлений в ходе Революций 1848—49 годов, поддержка либералами в союзе с монархическими силами объединения «сверху» Италии, а также Германии выявили антидемократическую направленность либерализма. В 1-ой половине 19 века, либерализм достиг наибольшего расцвета в классической стране промышленного капитализма — Великобритании, где его идеологи с самого начала разрабатывали главным образом экономические аспекты либерализма.

В форме так называемого  утилитаризма — учения, разработанного И. Бентамом и группой «философских радикалов» (Ф. Плейс, Дж. С. Милль и др.), преуспевающие средние классы получили, наряду с тщательно продуманной программой буржуазных реформ, рассчитанных на создание идеальных условий для свободного предпринимательства, этическое «обоснование» неограниченной погони за наживой под видом воспевания «свободы личности». В 40-х гг. 19 века манчестерские фабриканты — депутаты парламента Р. Кобден и Дж. Брайт в ходе борьбы против хлебных законов придали либерализму классическую форму фритредерства. После отмены хлебных законов (1846 год) в условиях мировой торгово-промышленной монополии Великобритании либерализм превратился в господствующую форму буржуазной идеологии. Либеральная партия во главе с Г. Дж. Пальмерстоном, а затем У. Ю. Гладстоном получила преобладание в политической жизни Великобритании. Либерализм подчинил своему идейному и политическому влиянию значительную часть мелкой буржуазии и объединённых в тред-юнионы квалифицированных рабочих. Упрочив буржуазный парламентаризм и свободную конкуренцию, либерализм исторически исчерпал себя как господствующее (или наиболее влиятельное) буржуазное общественно-политическое течение. Его мировоззрение вступило в явное противоречие с реальностями капиталистического общества, ибо при империализме «... некоторые основные свойства капитализма стали превращаться в свою противоположность...» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 27, с. 385).

В последней трети 19 —  начале 20 вв. старый, «классический» либерализм периода промышленного капитализма  пришёл в упадок и началось приспособление либерализма к новым условиям. Либерализм стал прежде всего средством отвлечения масс от революционной борьбы с помощью сопровождавшихся демагогической фразеологией незначительных уступок трудящимся. Опытные лидеры либерализма (в Великобритании, Франции и ряде др. стран) руководили подготовкой 1-ой мировой войны, военными кабинетами, послевоенным переделом мира, антисоветской интервенцией, подавлением революционных движений, используя выработанные десятилетиями приёмы социальной демагогии и лавирования. При этом некоторые концепции старого «ортодоксального» либерализма (например, принцип абсолютного невмешательства государства в отношения между трудом и капиталом) подверглись определённому пересмотру. Так выявилась закрепившаяся за либерализмом в условиях общего кризиса капитализма роль одного из своеобразных орудий господства империалистической буржуазии. Отдельные стороны практики либерализма в социальных вопросах, особенно в рабочем вопросе, восприняли правые социалисты. По мере роста политического влияния рабочего класса либерализм сходил с политической сцены, передавая свои функции социал-реформизму.

Первые идеологи

 

Основоположниками либерализма  принято считать таких деятелей как Адама Смит (1723 – 1790 гг.), Джона  Локк (1632 – 1704 гг.), Жан - Жак Руссо(1712 – 1778 гг.) и многие другие.

Адам Смит сформулировал  концепции «экономического человека»  и «естественного порядка». Смит считал, что человек является основой  всего общества, и исследовал поведение  человека с его мотивами и стремлением  к личной выгоде. Естественный порядок  в представлении Смита — это  рыночные отношения, в которых каждый человек основывает своё поведение  на личных и корыстных интересах, сумма которых и образует интересы общества. В представлении Смита, такой порядок обеспечивает богатство, благополучие и развитие как отдельного человека, так и общества в целом. Для существования естественного порядка требуется «система естественной свободы», основу которой Смит видел в частной собственности.

Самый известный афоризм  Смита — «невидимая рука рынка» — фраза, которую он использовал  для демонстрации автономности и  самодостаточности системы, основанной на эгоизме, который выступает эффективным  рычагом при распределении ресурсов. Суть её в том, что собственная  выгода достижима лишь через удовлетворение чьей-то потребности. Таким образом, производителей рынок «подталкивает» к реализации интересов других людей, а всех вместе к росту богатства  всего общества. Ресурсы же при  этом под воздействием «сигнальной  системы» прибыли перемещаются через систему спроса и предложения в те сферы, где их использование наиболее эффективно.

Идею, что свободные личности могут стать основой стабильного  общества, выдвинул Джон Локк. Его «Два трактата о правлении» (1690 г.) сформулировали два фундаментальных либеральных  принципа: экономической свободы  как права на личное владение и  пользование собственностью и интеллектуальной свободы, включающей свободу совести. Основой его теории является представление  о естественных правах: на жизнь, на личную свободу и на частную собственность, которое явилось предтечей современных  прав человека. Вступая в общество, граждане заключают общественный договор, согласно которому они отказываются от своих властных полномочий в пользу правительства, чтобы оно защищало их естественные права. В своих взглядах Локк отстаивал интересы английской буржуазии, в частности, он не распространял  свободу совести на католиков, а  права человека на крестьян и слуг. Локк также не одобрял демократию. Тем не менее, ряд положений его  учения легли в основу идеологии  американской и французской революций.

Основные принципы и идеи.

 

Основная идея либерализма, возникшего в 17 и 18 веках и вступившего  в пору расцвета в 19 веке, состоит  в том, что человек должен располагать  свободой для определения своей  собственной судьбы. С точки зрения либералов, государство существует лишь для того, чтобы защищать человека от насилия со стороны других людей  или групп и расширять рамки  осуществления индивидуальной свободы. Общество – совокупность индивидов, а исходные и конечные ценности общества совпадают с ценностями индивидов, которые его составляют.

Совершенно другой смысл  слово «либерализм» приобрело в 20 веке, особенно в США. Это различие почти не касается конкретных политических форм общественного устройства, предлагаемых старыми и новыми либералами: и те и другие выступают за систему представительного правления, практически всеобщее право на участие в голосовании для взрослого населения и обеспечение гражданских свобод. Однако в любом конкретном случае, когда необходимо выбирать между централизацией и децентрализацией политической ответственности, либералы 19 века стали бы поддерживать местное самоуправление в противовес органам власти в центре. Либералы 20 века обычно поддерживают принятие решений центральной властью, обосновывая это главным образом тем, что таким образом можно сделать значительно больше «добра для народа».

Различия между либерализмом 19 века и либерализмом 20 века принимает  значительно более резкие формы  в сфере экономики. Первые либералы выступали за частное предпринимательство  и минимальную степень вмешательства  государства. Сегодняшние либералы меньше верят в рынок и выступают  за самое широкое государственное  вмешательство в экономическую  деятельность. Либералы 19 века считали, что для достижения «индивидуалистических» целей требуются «индивидуалистические» же средства; либералы 20 века иногда предлагают для достижения индивидуалистических целей средства, имеющие вполне «коллективистский» характер. Кроме того, изменилось и  понимание «индивидуалистических  целей», теперь они главным образом  сводятся к достижению благосостояния.

Также либерализм делят на определённые формы:

Политический либерализм;

Экономический либерализм;

Культурный либерализм;

Социальный либерализм;

Либерализм третьего поколения.

Политический либерализм — убеждение, что отдельные личности являются основой закона и общества и что общественные институты существуют для того, чтобы способствовать наделению индивидуумов реальной властью, без заискивания перед элитами. Это убеждение в политической философии и политологии называется «методологический индивидуализм». В основе лежит представление, что каждый человек лучше всего знает, что для него лучше. Английская Великая хартия вольностей (1215 г.) представляет пример политического документа, в котором некоторые индивидуальные права распространяются дальше, чем прерогатива монарха. Ключевым моментом является общественный договор, согласно которому законы издаются с согласия общества для его блага и защиты общественных норм, и каждый гражданин подчиняется этим законам. Особый акцент делается на верховенстве закона, в частности, либерализм исходит из того, что государство обладает достаточной силой для его обеспечения. Современный политический либерализм также включает в себя условие всеобщего избирательного права, независимо от пола, расы или имущественного положения; наиболее предпочтительной системой считается либеральная демократия.

Информация о работе Либерализм. Экономические и политические идеи классического либерализма. Сущность неолиберализма