Мировоззренческая основа идеологии Белорусского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 15:05, реферат

Краткое описание

Применительно к отечественной традиции принципиальное значение приобретает осмысление и содержательная характеристика основных приоритетов идеологического процесса, его ценностных ориентиров и мировоззренческих оснований, сущности государственной идеологии, воспитательного потенциала и механизмов формирования политической культуры и политической социализации личности, приоритетов социально–экономического развития и консолидации общества. В основе кризиса любых общественных систем и цивилизаций, как заметил П.Сорокин, лежит, в конечном счете, идеологический кризис. Но в то же время и возрождение социума начинается с обновления и очищения общественных идеалов, утверждения новых приоритетов и ориентиров, новой системы ценностей2.

Содержание

1. Мировоззрение и идеология

2. Общечеловеческие ценности

3. Национально-государственное самосознание и патриотизм

4. Религиозный аспект идеологии белорусского государства

Вложенные файлы: 1 файл

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ОСНОВА1.docx

— 38.41 Кб (Скачать файл)

Религиозный аспект идеологии  белорусского государства

 

Понятие "религия" возникло в римской культуре и ведет  свою родословную, очевидно, от Цицерона (1в. до н.э.), который произвел его  от латинского слова "relegere", что  значит "собирать", а затем –  христианских авторов Лактанция (III в.) и Августина Аврелиана (IV в.)—от "religare"—"вновь связывать, воссоединять", т.е. религия определяется здесь как "путь примирения человека с Богом после того, как он стал на путь греха".

 

Религия представляет собой  исторически необходимую форму  духовного осмысления мира, действительности, человеческого бытия в этом мире. На ранних стадиях развития сознания и практики она восполняет отсутствие науки и философии в системе  складывающейся культуры.

 

В ходе исторического развития религия сформировалась как мощный социокультурный фактор. В широком  спектре культурного пространства религия взаимодействует с другими  компонентами культуры (моралью, искусством, наукой, просвещением и т.п.). Это  имеет плодотворное значение. На пограничных  стыковых линиях во взаимодействии различных  компонентов культуры рождаются  новые образования: культовое искусство, духовная музыка, религиозная мораль, соответствующий культурно-бытовой  менталитет и влияние на него религиозных  праздников и обрядов, которые переплетаются  с народными приметами и обычаями и т.п.

 

В Конституции и Законе Республики Беларусь «О свободе вероисповедания  и религиозных организациях»  провозглашается свобода совести. Так, статья 31 Конституции предоставляет  право каждому человеку определять свое отношение к религии, т.е. каждый может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. В статье 7 речь идет о том, что государство не вмешивается в дела церкви, не финансирует ее деятельность. Религиозные же организации не выполняют государственные функции. Государственная система образования и воспитания в Республике Беларусь носит светский характер. Эти подходы находятся в контексте Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей свободу мысли, совести и религиозных убеждений, без различия расы, пола, языка, национальности, религиозных, политических и иных убеждений, своего происхождения и социального положения.

 

В современном обществе функциональные особенности религии, ее социальная роль проявляются как система  функций, реализуемых, во-первых, на общесоциальном уровне (общество), и, во-вторых, на уровне микросоциальном (личность).

 

Первый ряд функций  включает:

 

компенсаторную, т.е. восполнение человеческой слабости перед лицом природных и общественных сил, перед незнанием и т.п., что имеет определенное позитивное значение;

 

регулятивную, т.е. регулирование поведения людей, основанное на символах догматики, других конфессиональных требований;

 

интегрирующую, т.е. способствующую консолидации общества и конфессиональному  единству, другим формам сплочения  людей.

 

Второй ряд функций  включает:

 

мировоззренческую функцию—религия удовлетворяет познавательные потребности, наделяет определенными жизненными ориентациями и установками, вытекающими из религиозного объяснения мира, символов, догматов той или иной веры;

 

функцию нравственного воспитания, несущую общечеловеческие нормы  морали и основанную на том, что нравственные законы должны быть соблюдены, ибо они  суть веления Бога. Данная функция  способствует нравственному совершенству, моральному оздоровлению человека и  общества в целом;

 

культурно-воспитательную и  культуротворческую функции, в которых  реализуется собственная природа  и соответствующая роль религии  в жизни общества и личности.

 

Все эти функции глубоко  взаимосвязаны между собой, взаимодействуют, составляя целостную систему.

 

Среди населения Беларуси имеются последователи всех трех мировых религий: христианства (православия, католицизма, протестантских направлений), мусульманства, буддизма, а также  древних  культов, иудаизма и современных  нетрадиционных течений (неокультов). Всего в Республике Беларусь зарегистрировано 26 религиозных направлений. Наибольшее количество среди них представлено восточной ветвью христианства – 84%.

 

Термин “православие” (от греч. – «правая вера», «иметь правильное мнение»), означает правильный способ славить бога, верность определенной совокупности догматов церкви. Православием отвергается непорочное зачатие и сверхчеловеческое достоинство Богоматери.

 

Католицизм (от греч. — всеобщий, вселенский) — одно из основных (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве. Как западно-римско-католическое исповедание окончательно католицизм оформился в виде вероучения и церковной организации после разделения церквей в 1054 г.

 

Протестантизм, (от лат. – публично заявляющий) - третья из основных ветвей христианства, возник в XVI в. в Европе в ходе религиозного и общественно-политического движения, направленного против католической церкви и получившего название Реформация. Отстаивая восстановление, истиной «апостольной веры», протестантизм единственной священной книгой признал Библию, отверг институт священства (считал священниками всех верующих), отверг церковную иерархию, культ Богоматери и святых, монашество, учение о чистилище верховную роль папы. Из семи таинств в протестантизме сохранены лишь крещение и причастие.

 

В различных регионах Беларуси, согласно исследованиям, проведенным  Институтом социологии Национальной академии наук, 38,5% опрошенных признают себя верующими, 37,1% затрудняются точно определить, являются  ли они религиозными людьми или нет. В белорусско-польском пограничье идентифицируют себя с христианином (православным, католиком и др.) вдвое  больше людей, чем в восточных  областях Беларуси. Так, в частности, первостепенную роль во всех сферах повседневной жизни религия играет для 57% жителей  Брестской и только для 20,7% жителей  Могилевской и 19,9% Гомельской областей.

 

 

 

[7][1] Браим И.Н. Менталитет: методология исследования, традиции  и новации // Вестник Белорусского  государственного экономического  университета. № 1-2. 2001.г.

 

[8][2] Дражин В.Н. Роль  и место студенческой молодежи  в современном обществе // Материалы  республиканского совещания «Проблемы  и пути совершенствования студенческой  молодежи». 26-27 ноября 2002 г. Могилев:  МГУ им. А.А. Кулешова, 2002. С. 3-8.

 

[9][3] Лукашенко А.Г. Сильная  и процветающая Беларусь должна  иметь прочный идеологический  фундамент. // Доклад Президента А.Г.  Лукашенко на постоянно действующем  семинаре руководящих работников  республиканских и местных государственных  органов по вопросам совершенствования  идеологической работы. Советская  Белоруссия. 28 марта. 2003 г.

 

[10][4] Лукашенко А.Г. Сильная  и процветающая Беларусь должна  иметь прочный идеологический  фундамент. // Доклад Президента А.Г.  Лукашенко на постоянно действующем  семинаре руководящих работников  республиканских и местных государственных  органов по вопросам совершенствования  идеологической работы. Советская  Белоруссия. 28 марта. 2003 г.

 

[11][5] Лукашенко А.Г. Сильная  и процветающая Беларусь должна  иметь прочный идеологический  фундамент. // Доклад Президента А.Г.  Лукашенко на постоянно действующем  семинаре руководящих работников  республиканских и местных государственных  органов по вопросам совершенствования  идеологической работы. Советская  Белоруссия. 28 марта. 2003 г.

 

[12][6] Лукашенко А.Г. Сильная  и процветающая Беларусь должна  иметь прочный идеологический  фундамент. // Доклад Президента А.Г.  Лукашенко на постоянно действующем  семинаре руководящих работников  республиканских и местных государственных  органов по вопросам совершенствования  идеологической работы. Советская  Белоруссия. 28 марта. 2003 г.

 

 

 

 

 

 

[1][1] Браим И.Н. Менталитет: методология исследования, традиции  и новации // Вестник Белорусского  государственного экономического  университета. № 1-2. 2001.г.

 

[2][2] Дражин В.Н. Роль  и место студенческой молодежи  в современном обществе // Материалы  республиканского совещания «Проблемы  и пути совершенствования студенческой  молодежи». 26-27 ноября 2002 г. Могилев:  МГУ им. А.А. Кулешова, 2002. С. 3-8.

 

[3][3] Лукашенко А.Г. Сильная  и процветающая Беларусь должна  иметь прочный идеологический  фундамент. // Доклад Президента А.Г.  Лукашенко на постоянно действующем  семинаре руководящих работников  республиканских и местных государственных  органов по вопросам совершенствования  идеологической работы. Советская  Белоруссия. 28 марта. 2003 г.

 

[4][4] Лукашенко А.Г. Сильная  и процветающая Беларусь должна  иметь прочный идеологический  фундамент. // Доклад Президента А.Г.  Лукашенко на постоянно действующем  семинаре руководящих работников  республиканских и местных государственных  органов по вопросам совершенствования  идеологической работы. Советская  Белоруссия. 28 марта. 2003 г.

 

[5][5] Лукашенко А.Г. Сильная  и процветающая Беларусь должна  иметь прочный идеологический  фундамент. // Доклад Президента А.Г.  Лукашенко на постоянно действующем  семинаре руководящих работников  республиканских и местных государственных  органов по вопросам совершенствования  идеологической работы. Советская  Белоруссия. 28 марта. 2003 г.

 

[6][6] Лукашенко А.Г. Сильная  и процветающая Беларусь должна  иметь прочный идеологический  фундамент. // Доклад Президента А.Г.  Лукашенко на постоянно действующем  семинаре руководящих работников  республиканских и местных государственных  органов по вопросам совершенствования  идеологической работы. Советская  Белоруссия. 28 марта. 2003 г.


Информация о работе Мировоззренческая основа идеологии Белорусского государства