Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 20:28, контрольная работа
Президентство находится в центре современной российской политической системы. Речь идет не только о том, что президент обладает значительными конституционными полномочиями, дающими ему возможность и одновременно накладывающими обязательство лично принимать ключевые решения, определять направление политики. Президентство — это еще и своеобразное зеркало, в котором отражаются качественные изменения в политической системе. Наблюдая за тем, как предусмотренный Конституцией институт трансформируется после смены инкумбента, мы получаем данные, необходимые для понимания того, что происходит со страной в целом.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
Контрольная работа по дисциплине:
«Политология»
На тему:
«Модели политического лидерства российских президентов»
Выполнила студентка ФКиМ гр.КТ-24 (заоч.сокр.)
Преподаватель:
проф. Тоцкий В.П.
Москва 2011
Президентство находится в центре современной российской политической системы. Речь идет не только о том, что президент обладает значительными конституционными полномочиями, дающими ему возможность и одновременно накладывающими обязательство лично принимать ключевые решения, определять направление политики. Президентство — это еще и своеобразное зеркало, в котором отражаются качественные изменения в политической системе. Наблюдая за тем, как предусмотренный Конституцией институт трансформируется после смены инкумбента, мы получаем данные, необходимые для понимания того, что происходит со страной в целом.
Президентские исследования занимают одно из важных мест в политической науке, активное их развитие происходит, главным образом, в США. С 1971 г. выходит в свет периодическое издание " Presidential Studies Quarterly, § на страницах которого публикуются материалы, оценивающие президентство я в политологической, социологической, юридической, этической, историко — культурной и др. перспективах.
Фундаментальный вопрос о сущности президентства как особого феномена политической системы рассматривается по-разному. Существуют различные подходы к его изучению, в зависимости от того, какие аспекты данной проблемы находятся в центре внимания автора.
Б. Пэйдж и М. Петракка выделяют две основных исследовательских стратегии: концепцию "великих личностей" и бюрократическую модель президентства [Page, Petracca 1983]. Х.Барджер акцентирует внимание на двух подходах: "традиционалистском" (представляющем президентство сбалансированным и достаточно гибким институтом, который функционирует эффективно, если президентом является "правильный человек") и 78 "ревизионистском" (возникшем на волне критики войны во Вьетнаме и Уотергейтского скандала и призывающем вводить систему дополнительных конституционных сдержек с целью обезопасить общество от возможных президентских злоупотреблений) [Barger 1984].
По мнению Р.Пайеса, основными подходами к изучению института президентства являются исторический, правовой и психологический [Pious 1979], тогда как Дж.С.Эдвардс и С.Дж.Уэйн выделяют правовой, институциональный, психологический подходы, а также подход, в основе которого лежит изучение политической власти, которой обладает президент (political power approach) [Edwards, Wayne 2003].
Наше предположение состоит в том, что наиболее адекватной научной категорией, позволяющей рассмотреть президентство комплексно как сочетание институциональных, социологических, индивидуально- и социально-психологических факторов, является лидерство [Зорин 2006]. Президент — это лидер не только в том смысле, что он занимает высокую позицию в формальной и неформальной иерархиях власти. Лидерство президента — это еще и широкомасштабный процесс, в который вовлечены все заинтересованные в политике акторы. В каком-то смысле определение позиции в политическом пространстве производится путем соотнесения частного интереса с предполагаемыми интенциями президента (в категориях "свой — чужой", "охранитель-оппозиционер", "безразличный — сторонник" и т.п.).
Возникновение лидерского подхода к изучению президентства связано с поведенческой революцией в политической науке [Finer 1974; Burns 1978; Reedy 1987; Schlesinger 1973] и появлением работы Р.Нойштадта [Neustadt 1976].
Акцент на личности президента как на центральном элементе президентства является характерной чертой психологического подхода [Barber 1972; Buchanan 1978; Greenstein 1988; Renshon 1998; Hargrove 1998; George, George 1998].
Многообразие президентских исследований свидетельствует о высоком уровне их развития в американской политической науке. В то же время мы можем предполагать, что аналогичное направление в российской политологии также имеет перспективы. Важнейшей его предпосылкой является "рути-низация" президентства и укрепление в сознании исследователей представления о "нормальности" этого института. Смена президентов должна рассматриваться как закономерный процесс, не содержащий в себе угрозу политической стабильности. Американская политическая наука, еще как минимум со времен знаменитого "опроса Шлезинджера" 1948 г., лояльно воспринимает тезис о том, что президенты могут быть не только великими политическими деятелями, но и неудачниками, вклад которых в развитие страны ничтожен [Maranell 1970].
Кроме того, политическая наука
способствует снятию напряженности, возникающей
в обществе в момент передачи президентских
полномочий от одного лица другому, благодаря
тому, что развивает типологические
исследования, в рамках которых создается
представление о коридорах
Зорин В.А. Модели политического лидерства российских президентов // Полис. 2010. №4. С. 77-89
Борис Ельцин пришел к власти как общенациональный лидер, одержав победу на первых всенародных выборах главы государства. В 1993 г. он получил неограниченные полномочия, инициировав принятие новой Конституции РФ, и стал именовать себя ее "гарантом", ревностно следя за тем, чтобы никто не покушался на его единоличную власть. Ельцин являлся автором и исполнителем, который выстраивал и вживался в роль "избираемого монарха": царственная походка, осанка, манера речи, — все демонстрировало его высокий статус [Стрелец 2009а].Согласно результатам исследования, личность Б.Ельцина определялась доминирующим мотивом власти при развитом мотиве аффилиации. Подобное сочетание обнаруживает эффективные отношения с прессой, инстинкт воздействия на других, стремление к контролю над ситуацией вплоть до применения грубой силы, тенденцию умело использовать людей и легкую смену окружения при изменении приоритетов. Развитый мотив аффилиации выражался у Б.Ельцина в демонстративности, желании восхищать. Пока позволяло здоровье, он выходил к народу, любил экспромты, рукопожатия, братания, делал шокирующие заявления. Сосредоточив в своих руках всю полноту власти, он не пытался ограничить права и свободы сограждан, был лоялен к СМИ. Причем не столько потому, что был демократом или либералом по мировоззрению, сколько в силу особенностей своего мотивационного профиля [Стрелец 20096].
Вопрос сложности Я-концепции и уровня самооценки Б.Ельцина неоднозначен. Как следует из мемуаров первого Президента РФ, он привык полагаться не на размышления, а на интуицию, сначала действовать и лишь потом — думать, приближать к себе интересных ему людей на время, а затем отдалять из-за нарушения ими субординации, разочарования в их личных качествах, усталости от общения с ними. Опыт провинциального хозяйственника и регионального партийного руководителя не способствовал формированию сложной и многомерной Я-концепции.
По воспоминаниям Б.Ельцина, будучи бессменным старостой класса, проказником и драчуном во дворе, — дома он постоянно терпел унижения и телесные наказания авторитарного отца [Ельцин 1990]. Это продолжалось вплоть до окончания семилетней школы, когда подросток впервые осадил жестокого родителя. Впоследствии его травмированная самооценка неоднократно снижалась или завышалась в зависимости от "загогулин" карьеры, постоянно требуя компенсации в виде спортивных побед или большей власти. Именно должность Президента РФ удовлетворила его амбиции и существенно повысила самооценку, а в период второй легислатуры усложнила Я-концепцию, что подтверждает контент-анализ его выступлений.
Операциональный код Ельцина сочетал в себе враждебность политического мира и оптимизм, конкретные и глобальные цели, низкий контроль над событиями и политическую волю. В его риторике выделялись антиэтатизм, идеи равенства, умеренный национализм в сочетании с космополитизмом. Его лидерский тип поведения адекватно описывает стиль "агитатора ", которому он был привержен в начале своего президентства.
Уход с политической сцены Б.Ельцин сделал эффектным и безвозвратным, попросив прощения у сограждан за ошибки и неоправданные надежды. Своему преемнику он передал вместе с должностью ряд нерешенных институциональных проблем.
Владимир Путин после
подтверждения президентских
Мотивационный профиль В.Путина характеризуется устойчивым равновесием мотивов власти и достижения при высоком уровне мотива аффилиации. Такое сочетание определяет потребность в теплых и симметричных межличностных отношениях, важность принадлежности к команде, заботу о собственном позитивном имидже в общественном сознании, восприятие власти не как самоцели, а как средства. Но, встречая активное неприятие и непонимание, В.Путин способен эффективно отразить направленную против него агрессию, проявив "негативный цикл аффилиации". Во внешней политике президент с высокими аффилятивными устремлениями способен ради сохранения дружеского расположения пойти на компромисс, но — до известного предела. Так, доверительные отношения В. Путина и Дж. Буша-мл., сложившиеся при знакомстве, впоследствии сменились эскалацией взаимного негатива со стороны их администраций [см. Гиззатов 2008]. Другой особенностью лидера с превалирующим мотивом аффилиации является низкая способность справляться со стрессовыми ситуациями, в числе которых — публичные выступления. Поэтому в начале своего президентства В.Путин демонстрировал закрытость и политическое одиночество, позиционируя себя как менеджера, поглощенного работой на результат, пренебрегающего популизмом и декларативными заявлениями.
Согласно результатам исследования, В.Путин обладает сложной и многомерной Я-концепцией, а его самооценка за время работы в должности Президента РФ существенно повысилась благодаря успеху проводимой им политики. Операциональный код В.Путина характеризует его как волевого человека, который с оптимизмом смотрит в будущее, ставит глобальные цели, дружелюбно настроен к внешнему миру, но не исключает проявлений враждебности. В его президентской риторике превалировал этатизм и национализм в сочетании с идеями демократии, равенства, космополитизма, а лидерский тип поведения отражал стиль "администратора ".
Второй Президент РФ — представитель среднего поколения, способного постоянно обучаться новому и пережившего смену нескольких эпох. Уже к концу первой инвеституры он вполне освоился с амплуа публичного политика, показывая блестящее владение приемами убеждающей коммуникации, остроумие, образность речи, обаяние. Свою роль В.Путин воспринимал как миссию, предначертанную свыше. За два президентских срока он успел укрепить статус России в мире, обеспечить стабилизацию в стране и подготовить конституционную передачу власти своему преемнику.
Дмитрий Медведев стал первым
в истории России главой государства,
получившим конституционные полномочия
в установленный законом срок
и по классическому сценарию —
от действующего руководителя к избранному.
Ключевыми направлениями его
предвыборной программы значились
институты, инновации, инвестиции, инфраструктура.
Среди институциональных
Согласно результатам исследования, Президент РФ обладает высокой самооценкой, основанной на стабильных внутренних стандартах, что не мешает ему учитывать изменения ситуации и корректировать свою позицию. Он спокойно реагирует на чужую точку зрения, стремится получать разнообразную информацию перед принятием решений. Медведев — представитель поколения, которое сформировалось в период перестройки и успело применить свои силы в научной сфере, бизнесе, на государственной службе. Он с интересом следит за техническими новинками, стремится оперативно осваивать их для оптимизации деятельности. Гармоничный климат в семье, полученное образование, насыщенный профессиональный опыт сформировал сложную и многомерную Я-концепцию Д.Медведева.
Операциональный код нынешнего Президента РФ характеризуется балансом между восприятием политического мира как враждебного или дружественного, сдержанным оптимизмом, реалистичностью, уверенностью в контроле над происходящим, преимущественным настроем на глобальные и долгосрочные цели. В его риторике провозглашается ценность социального равенства при уважении к индивидуальной свободе, этатизм без ущемления демократии, космополитизм в сочетании с национализмом. Как политик вне партий и идеологий Д.Медведев ввел практику регулярных встреч с правозащитниками и журналистами. Лидерский тип поведения Медведева отражает стиль "администратора" с некоторыми чертами "идеолога".
Информация о работе Модели политического лидерства российских президентов