Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 22:29, реферат
Одним из важных вопросов реформирования государственного управления является оптимизация структуры органов исполнительной власти. Система и структура органов исполнительной власти на федеральном уровне за период с 1992 по 2011 г. изменялась неоднократно, с периодичностью один раз в 2–4 года. Происходит процесс интенсивного изменения системы и структуры органов исполнительной власти субъектов РФ, их деятельность и взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, разграничение полномочий и предметов ведения между ними.
Правовой статус Президента России исследован в науке достаточно основательно. Однако на современном эта
Введение
Одним
из важных вопросов реформирования государственного
управления является оптимизация структуры
органов исполнительной власти. Система
и структура органов
Правовой статус Президента России исследован в науке достаточно основательно. Однако на современном этапе развития страны возникает необходимость выявить сущностные характеристики института президента.
Особый
интерес представляют исследования
различных параметров президентства
в Российской Федерации: соотношение
института президентства и
Актуальность выбранной темы состоит в том, что я рассматриваю институт Президентства и его полномочия в сфере исполнительной власти.
Объект дипломной работы – Конституционно-правовой институт Президента РФ.
Предмет – общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением исполнения в сфере исполнительной власти Президентом РФ.
Цель работы – комплексный анализ содержания и направлений осуществления полномочий Президента РФ в сфере исполнительной власти
Задачами
настоящего исследования являются рассмотрение
процесса становления и развития
института Президента в РФ, анализ
правового статуса Президента РФ,
рассмотрение классификации полномочий
Президента РФ в сфере исполнительной
власти, выявление актуальных проблемы
взаимодействия Президента РФ и органов
исполнительной власти и определить
пути их решения.
1. Становление и развитие института президента в Российской Федерации
Термин «президент» происходит от латинского языка и означает председатель, старший член совещательного места. Президентство – это должность, звание, председательство. Само же понятие «президент» в литературе трактуется как выборный глава государства, а институт Президента – это властный институт, то есть совокупность властных полномочий Президента в сфере государственного управления.
Институт
Президента давно известен мировой
государственно-правовой практике –
он насчитывает более 200 лет. Впервые
его научно обосновали в США. Здесь
в 1788 году должность Президента была
закреплена на конституционном уровне.
В начале XIX века примеру Соединенных
Штатов последовали, прежде всего, страны
Латинской Америки, которые учредили
пост Президента. В Европе впервые
это было сделано в 1848 году в двух
государствах – во Франции и в
Швейцарии. Наибольшее распространение
институт Президента получил в XX веке.
После Первой мировой войны этот
пост учреждается в таких
Несмотря
на значительный опыт, накопленный
различными странами мира в сфере
организации и деятельности института
Президента, для России он является
новым и, в силу этого, требует
специального административно-правового
исследования. При этом не следует
забывать, что, несмотря на относительную
новизну (этот государственный институт
существует в Российской Федерации
с мая 1991 года), особенность состоит
в том, что его развитие происходило
в специфических условиях становления
государства, находящегося на стадии перехода
от тоталитарного государственно-
1.2 Полномочия и порядок выборов президента Российской Федерации
Говоря
об эволюции института президентства
в Российской Федерации, следует
отдельно и особо акцентировать
внимание на том, что с 1991 г. по настоящий
момент параллельно с развитием
нормативного регулирования полномочий
Президента Российской Федерации и
постепенной практической трансформацией
конституционно закрепленной модели данного
института эволюционирует и избирательное
законодательство. Выборы Президента
Российской Федерации гражданами являются
одним из основных факторов, определяющих
положение Президента Российской Федерации
в системе разделения властей
в президентской или смешанной
республике, поскольку полномочия Президента
Российской Федерации как реального
главы государства и
Хотя
российский опыт проведения выборов
высшего должностного лица государства
еще сравнительно невелик, состоявшиеся
президентские кампании позволяют
выявить определенные тенденции
и обозначить проблемы в развитии
законодательства о выборах Президента,
которое в течение прошедших 17
лет изменялось весьма интенсивно.
Принятие новой Конституции РФ и
тот факт, что специализированных
Законов о выборах Президента
Российской Федерации в новейшей
конституционной истории
Основой и отправной точкой нормативного оформления выборов главы Российского государства являются соответствующие положения Конституции, и второй этап развития избирательного законодательства начался именно с обновления фундамента – с принятия новой Конституции РФ в 1993 г. Что касается общих конституционных положений о выборах, применимых в том числе и к выборам президентским, то, как справедливо отмечает М.В. Баглай, «особенностью России является то, что в отличие от многих (если не от большинства) других государств с относительно новыми конституциями в Конституции РФ нет специального раздела об избирательном праве (избирательной системе), в котором были бы детально закреплены общие принципы избирательного права по выборам во все органы власти». Этому посвящены лишь ч. 3 ст. 3, ч. 1 и 2 ст. 32.
Однако
в главе 4, посвященной Президенту
Российской Федерации, устанавливаются
минимальные конкретные требования
применительно к порядку
Во-первых, срок президентских полномочий сократился с пяти до четырех лет. Некоторые специалисты полагают, что нововведение было скопировано с американской модели, но этот срок является весьма распространенным в мировой практике. По большому счету такое незначительное изменение, видимо, объясняется просто желанием уравнять сроки полномочий Президента и нижней палаты парламента. Если же оценивать эту норму с точки зрения простой логики, то срок в четыре года представляется вполне справедливым, потому что «не позволяет мешкать, а значит, вполне понуждает к действию. Кроме того, он предполагает решительное подтверждение определенной способности к управлению страной и истинных намерений избранного лица». Хотя принципиальной разницы между сроками полномочий в пять лет и четыре года, конечно же, не наблюдается.
Во-вторых, было отменено требование к кандидату обладать избирательным правом, подразумевавшее согласно ст. 2 Закона о выборах 1991 г., что данное лицо не только достигло установленного возраста, но и является дееспособным, а также не находится в местах лишения свободы по приговору суда. Причина проста – новая Конституция закрепила это требование отдельно в ч. 3 ст. 32, сделав его общим.
В-третьих,
исчезло требование, касающееся предельного
возраста в 65 лет, что выглядит вполне
логично, так как этот возрастной
ценз являлся не чем иным, как
«памятью» о генеральных
В-четвертых,
была ликвидирована и норма об
одновременных выборах вице-
В-пятых, появился так называемый ценз оседлости – требование о проживании кандидата на территории России не менее 10 лет, что весьма целесообразно, поскольку «Президент должен хорошо знать ситуацию в стране, а его должны знать избиратели». Относительно же именно такой продолжительности можно вполне согласиться с В.В. Лазаревым, что 10-летний срок постоянного проживания – это оптимальный срок для приобретения достаточного знания страны, ее интересов, возможностей, традиций, при том что он не препятствует и тем людям, которые в силу разных обстоятельств не всю жизнь прожили в России. Заметим также, что президентский ценз оседлости – явление для России уникальное. Ведь, как справедливо замечает Е.И. Колюшин, «каких-либо других законных цензов оседлости российское конституционное право в настоящее время не знает», хотя, думается, для региональных и муниципальных выборов это было бы вполне оправданно.
И наконец, в-шестых, назначение выборов Президента Российской Федерации закреплено в качестве одного из полномочий Совета Федерации. Как представляется, это обусловлено желанием не только внести конкретику в вопрос назначения выборов, но и сбалансировать отношения «Президент – парламент», уравновесив полномочие Президента Российской Федерации назначать выборы в Государственную Думу (п. «а» ст. 84 Конституции Российской Федерации).
В остальном же новая Конституция, как и прежняя, дала установку на непосредственное избрание Президента всем российским народом с учетом того, что это не должен быть слишком молодой (моложе 35 лет) человек без жизненного опыта, не являющийся российским гражданином, а также воспроизводила запрет замещения президентского поста одним лицом более двух сроков подряд, часто используемый и в практике других государств как некая гарантия от узурпации власти. При этом трудно не согласиться с утверждением М.В. Баглая, что «скупые конституционные требования к Президенту демократизируют подход к выборам главы государства, ибо способствуют расширению круга лиц, из которого может быть избран Президент».
Конституционно-правовой
статус главы государства
Каждый из органов (институтов) государственной власти лишь частично обеспечивает действие Конституции. Только перед Президентом ставится задача охранять государственные устои в целом, суверенитет и государственную целостность. Только при этих условиях все иные органы власти и должностные лица могут осуществлять свои полномочия в нормальном конституционном режиме.
Наряду с функциями главы государства Президент Российской Федерации наделён широкими полномочиями лица, де-факто возглавляющего исполнительную власть государства, что делает его конституционно-правовой статус не вполне определённым.
При Президенте
действуют консультативные
Президент формирует также свою Администрацию и осуществляет общее руководство ею. Администрация обеспечивает деятельность главы государства, создает условия для реализации им функций гаранта Конституции. При этом сама Администрация органом власти не является.
В структуру президентской власти включаются полномочные представители Президента в федеральных округах.
Реализуя
свои конституционные полномочия, Президент
через своих полномочных