Мусульманская семья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 22:29, реферат

Краткое описание

Одним из важных вопросов реформирования государственного управления является оптимизация структуры органов исполнительной власти. Система и структура органов исполнительной власти на федеральном уровне за период с 1992 по 2011 г. изменялась неоднократно, с периодичностью один раз в 2–4 года. Происходит процесс интенсивного изменения системы и структуры органов исполнительной власти субъектов РФ, их деятельность и взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, разграничение полномочий и предметов ведения между ними.
Правовой статус Президента России исследован в науке достаточно основательно. Однако на современном эта

Вложенные файлы: 1 файл

административное право.docx

— 37.23 Кб (Скачать файл)

Введение

Одним из важных вопросов реформирования государственного управления является оптимизация структуры  органов исполнительной власти. Система  и структура органов исполнительной власти на федеральном уровне за период с 1992 по 2011 г. изменялась неоднократно, с периодичностью один раз в 2–4 года. Происходит процесс интенсивного изменения системы и структуры органов исполнительной власти субъектов РФ, их деятельность и взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, разграничение полномочий и предметов ведения между ними.

Правовой  статус Президента России исследован в науке достаточно основательно. Однако на современном этапе развития страны возникает необходимость  выявить сущностные характеристики института президента.

Особый  интерес представляют исследования различных параметров президентства  в Российской Федерации: соотношение  института президентства и системы  правления – И.Д. Хутинаев; эволюция института президентства – С.А. Авакьян, Л.А. Окуньков; полномочия Президента в отношении других государственных органов – Э. Ожиганов, Ю. Скуратов, Президент в системе разделения властей – В. Радченко. Появился ряд работ, в которых рассматриваются теоретические вопросы природы президентской власти в постсоветских республиках – Б.Н. Кувалдин, В.Е. Чиркин, Г.А. Шмавонян.

Актуальность  выбранной темы состоит в том, что я рассматриваю институт Президентства  и его полномочия в сфере исполнительной власти.

Объект  дипломной работы – Конституционно-правовой институт Президента РФ.

Предмет – общественные отношения, возникающие  в связи с осуществлением исполнения в сфере исполнительной власти Президентом  РФ.

Цель  работы – комплексный анализ содержания и направлений осуществления  полномочий Президента РФ в сфере  исполнительной власти

Задачами  настоящего исследования являются рассмотрение процесса становления и развития института Президента в РФ, анализ правового статуса Президента РФ, рассмотрение классификации полномочий Президента РФ в сфере исполнительной власти, выявление актуальных проблемы взаимодействия Президента РФ и органов  исполнительной власти и определить пути их решения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Становление и  развитие института  президента в Российской  Федерации

Термин  «президент» происходит от латинского языка и означает председатель, старший  член совещательного места. Президентство  – это должность, звание, председательство. Само же понятие «президент» в  литературе трактуется как выборный глава государства, а институт Президента – это властный институт, то есть совокупность властных полномочий Президента в сфере государственного управления.

Институт  Президента давно известен мировой  государственно-правовой практике –  он насчитывает более 200 лет. Впервые  его научно обосновали в США. Здесь  в 1788 году должность Президента была закреплена на конституционном уровне. В начале XIX века примеру Соединенных  Штатов последовали, прежде всего, страны Латинской Америки, которые учредили пост Президента. В Европе впервые  это было сделано в 1848 году в двух государствах – во Франции и в  Швейцарии. Наибольшее распространение  институт Президента получил в XX веке. После Первой мировой войны этот пост учреждается в таких европейских  странах, как Австрия, Польша, Чехословакия.

Несмотря  на значительный опыт, накопленный  различными странами мира в сфере  организации и деятельности института  Президента, для России он является новым и, в силу этого, требует  специального административно-правового  исследования. При этом не следует  забывать, что, несмотря на относительную  новизну (этот государственный институт существует в Российской Федерации  с мая 1991 года), особенность состоит  в том, что его развитие происходило  в специфических условиях становления  государства, находящегося на стадии перехода от тоталитарного государственно-политического  устройства к демократии. Это обстоятельство и обусловило потребность в анализе  истории рассматриваемого государственно-правового  явления.

1.2 Полномочия и порядок  выборов президента  Российской Федерации

Говоря  об эволюции института президентства  в Российской Федерации, следует  отдельно и особо акцентировать  внимание на том, что с 1991 г. по настоящий  момент параллельно с развитием  нормативного регулирования полномочий Президента Российской Федерации и  постепенной практической трансформацией конституционно закрепленной модели данного  института эволюционирует и избирательное  законодательство. Выборы Президента Российской Федерации гражданами являются одним из основных факторов, определяющих положение Президента Российской Федерации  в системе разделения властей  в президентской или смешанной  республике, поскольку полномочия Президента Российской Федерации как реального  главы государства и исполнительной власти нуждаются в самой широкой  и мощной легитимации.

Хотя  российский опыт проведения выборов  высшего должностного лица государства  еще сравнительно невелик, состоявшиеся президентские кампании позволяют  выявить определенные тенденции  и обозначить проблемы в развитии законодательства о выборах Президента, которое в течение прошедших 17 лет изменялось весьма интенсивно. Принятие новой Конституции РФ и  тот факт, что специализированных Законов о выборах Президента Российской Федерации в новейшей конституционной истории России, включая первый Закон РСФСР от 24 апреля 1991 г. №1096–1 «О выборах Президента РСФСР», было уже четыре и объем их увеличивался практически в геометрической прогрессии, – яркое тому подтверждение.

Основой и отправной точкой нормативного оформления выборов главы Российского  государства являются соответствующие  положения Конституции, и второй этап развития избирательного законодательства начался именно с обновления фундамента – с принятия новой Конституции  РФ в 1993 г. Что касается общих конституционных  положений о выборах, применимых в том числе и к выборам президентским, то, как справедливо отмечает М.В. Баглай, «особенностью России является то, что в отличие от многих (если не от большинства) других государств с относительно новыми конституциями в Конституции РФ нет специального раздела об избирательном праве (избирательной системе), в котором были бы детально закреплены общие принципы избирательного права по выборам во все органы власти». Этому посвящены лишь ч. 3 ст. 3, ч. 1 и 2 ст. 32.

Однако  в главе 4, посвященной Президенту Российской Федерации, устанавливаются  минимальные конкретные требования применительно к порядку замещения  поста Президента Российской Федерации (ч. 2 и 3 ст. 81). К ним относятся: способ избрания: равные прямые выборы при  тайном голосовании; корпус избирателей: все граждане Российской Федерации; срок полномочий: четыре года и не более  двух сроков подряд; требования к кандидату: а) российское гражданство; б) постоянное проживание в России не менее 10 лет; в) минимальный возраст – 35 лет. Что  касается назначения выборов, то Конституция  относит это к полномочиям  Совета Федерации – верхней палаты парламента (п. «д» ч. 1 ст. 102). Таким  образом, на данном этапе было произведено  шесть базовых изменений. Остановимся  на них более подробно.

Во-первых, срок президентских полномочий сократился с пяти до четырех лет. Некоторые  специалисты полагают, что нововведение было скопировано с американской модели, но этот срок является весьма распространенным в мировой практике. По большому счету такое незначительное изменение, видимо, объясняется просто желанием уравнять сроки полномочий Президента и нижней палаты парламента. Если же оценивать эту норму с точки  зрения простой логики, то срок в  четыре года представляется вполне справедливым, потому что «не позволяет мешкать, а значит, вполне понуждает к действию. Кроме того, он предполагает решительное  подтверждение определенной способности  к управлению страной и истинных намерений избранного лица». Хотя принципиальной разницы между сроками полномочий в пять лет и четыре года, конечно же, не наблюдается.

Во-вторых, было отменено требование к кандидату  обладать избирательным правом, подразумевавшее  согласно ст. 2 Закона о выборах 1991 г., что данное лицо не только достигло установленного возраста, но и является дееспособным, а также не находится в местах лишения свободы по приговору суда. Причина проста – новая Конституция закрепила это требование отдельно в ч. 3 ст. 32, сделав его общим.

В-третьих, исчезло требование, касающееся предельного  возраста в 65 лет, что выглядит вполне логично, так как этот возрастной ценз являлся не чем иным, как  «памятью» о генеральных секретарях преклонного возраста, а также  своеобразной страховкой от занятия  президентского поста на выборах  1991 г. конкретными людьми из «старой гвардии».

В-четвертых, была ликвидирована и норма об одновременных выборах вице-президента. Это связано с упразднением самого поста после печально известных событий октября 1993 г. Как отмечает С.А. Авакьян, «если и раньше, в более спокойной обстановке, вопрос о том, нужен ли России вице-президент, относился к числу дискуссионных, то после таких событий, разумеется, ни о каком сохранении поста вице-президента не шло даже речи».

В-пятых, появился так называемый ценз оседлости  – требование о проживании кандидата  на территории России не менее 10 лет, что  весьма целесообразно, поскольку «Президент должен хорошо знать ситуацию в стране, а его должны знать избиратели». Относительно же именно такой продолжительности  можно вполне согласиться с В.В. Лазаревым, что 10-летний срок постоянного  проживания – это оптимальный  срок для приобретения достаточного знания страны, ее интересов, возможностей, традиций, при том что он не препятствует и тем людям, которые в силу разных обстоятельств не всю жизнь прожили в России. Заметим также, что президентский ценз оседлости – явление для России уникальное. Ведь, как справедливо замечает Е.И. Колюшин, «каких-либо других законных цензов оседлости российское конституционное право в настоящее время не знает», хотя, думается, для региональных и муниципальных выборов это было бы вполне оправданно.

И наконец, в-шестых, назначение выборов Президента Российской Федерации закреплено в  качестве одного из полномочий Совета Федерации. Как представляется, это  обусловлено желанием не только внести конкретику в вопрос назначения выборов, но и сбалансировать отношения «Президент – парламент», уравновесив полномочие Президента Российской Федерации назначать  выборы в Государственную Думу (п. «а» ст. 84 Конституции Российской Федерации).

В остальном  же новая Конституция, как и прежняя, дала установку на непосредственное избрание Президента всем российским народом с учетом того, что это  не должен быть слишком молодой (моложе 35 лет) человек без жизненного опыта, не являющийся российским гражданином, а также воспроизводила запрет замещения  президентского поста одним лицом  более двух сроков подряд, часто  используемый и в практике других государств как некая гарантия от узурпации власти. При этом трудно не согласиться с утверждением М.В. Баглая, что «скупые конституционные требования к Президенту демократизируют подход к выборам главы государства, ибо способствуют расширению круга лиц, из которого может быть избран Президент».

Конституционно-правовой статус главы государства предопределяет объем его полномочий по обеспечению  единства и устойчивости системы  государственной власти, ее эффективного функционирования в условиях разделения на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Президент  должен обеспечить положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции.

Каждый  из органов (институтов) государственной  власти лишь частично обеспечивает действие Конституции. Только перед Президентом  ставится задача охранять государственные  устои в целом, суверенитет и  государственную целостность. Только при этих условиях все иные органы власти и должностные лица могут  осуществлять свои полномочия в нормальном конституционном режиме.

Наряду  с функциями главы государства  Президент Российской Федерации  наделён широкими полномочиями лица, де-факто возглавляющего исполнительную власть государства, что делает его  конституционно-правовой статус не вполне определённым.

При Президенте действуют консультативные органы: Совет Безопасности и Государственный  совет. Президент председательствует в этих советах.

Президент формирует также свою Администрацию  и осуществляет общее руководство  ею. Администрация обеспечивает деятельность главы государства, создает условия  для реализации им функций гаранта  Конституции. При этом сама Администрация  органом власти не является.

В структуру  президентской власти включаются полномочные  представители Президента в федеральных  округах.

Реализуя  свои конституционные полномочия, Президент  через своих полномочных представителей в Государственной Думе, Совете Федерации  и Конституционном Суде взаимодействует  с законодательной и судебной ветвями власти. Это проявляется, например, в использовании главой государства права законодательной  инициативы, подписании Президентом  принятых парламентом законов, обращениях главы государства в Конституционный  Суд с запросами о соответствии федеральных законов и законов  субъектов федерации Конституции  России.

Информация о работе Мусульманская семья