Нетипичные
(смешанные) формы правления
Монархия с республиканскими элементами
(«республиканская монархия», выборная)
— такая монархия имеет главный республиканский
признак — систематическую выборность
главы государства, однако им не может
быть избран любой гражданин, удовлетворяющий
избирательным квалификациям и требованиям
для президента, а только один из нескольких
монархов — правителей составных частей
федерации[7]. Подобная нетрадиционная
форма правления имеется в ОАЭ и Малайзии,
которые по своему государственному устройству
являются федерациями, при этом каждая
из составных частей (7 эмиратов ОАЭ) или
некоторые составные части государства
(9 из 13 штатов Малайзии) представляют собой
наследственные монархии. Глава государства
в целом формируется путем выборов между
монархами, возглавляющими тот или иной
субъект федерации. При этом срок его полномочий
чётко оговаривается (в обоих государствах
он составляет 5 лет), и по истечении указанного
срока полномочий монарх избирается вновь.
Республика с монархическими элементами
(«монархическая республика», суперпрезидентская)
— в современном мире в условиях тоталитарных
систем появились республики, которым
свойственен важнейший элемент монархии
— несменяемость главы государства[7].
Глава государства в такой республике
может формально избираться, может назначаться,
но реально народ в формировании главы
государства участия не принимает. Кроме
того полномочия такого главы государства
не ограничены, он является пожизненным
правителем, более того возможна передача
власти по наследству. Впервые пожизненным
президентом стал Сукарно в Индонезии[8],
затем пожизненный пост стал занимать
президент Югославии Тито, в настоящее
время встречается в некоторых странах
Азии и Африки (КНДР, Туркменистан при
Ниязове, Гамбия).
Теократическая республика (исламская
республика) — особая форма республики,
где правит мусульманское духовенство,
сочетает в себе основные признаки традиционного
исламского Халифата и признаки современного
республиканского строя. В Иране в соответствии
с Конституцией 1979 г. главой государства
является Рахбар — высшее духовное лицо,
которое не избирается населением, а назначается
специальным религиозным советом (Совет
экспертов), состоящим из влиятельных
богословов страны. Исполнительную власть
возглавляет избираемый президент, а законодательную
— однопалатный парламент (Меджлис). Кандидатура
президента, а также все члены правительства
и кандидаты в депутаты Меджлиса утверждаются
Советом стражей конституции, который
также проверяет законопроекты на соответствие
исламскому праву и имеет право наложить
вето на любое решение Меджлиса.
Суперпрезидентские республики Латинской
Америки
В политической жизни Латинской
Америки из-за частых переворотов
и контрпереворотов вопрос о форме
государства обычно приобретает большее
значение, чем в ряде других стран. Постоянная
кризисная ситуация объясняется тем, что
система власти не отвечает современным
условиям. Замена президентской формы
правления парламентарной могла бы способствовать
стабилизации. Несомненно, что нестабильность
на континенте вызвала к жизни особые
модели форм правления в ряде стран Латинской
Америки.
Президентская форма правления
сложилась в этих странах под
влиянием США. Однако, несмотря
на значительное сходство с
формой правления в США, президентские
республики в Латинской Америке
уже на ранней стадии развития
представляли собой особую разновидность,
характеризовавшуюся наличием таких
специфических черт, как:
* высокая степень централизации
государственного аппарата;
* гипертрофированное развитие
института чрезвычайного или
осадного положения;
* важная роль армии в политической
жизни;
* преобладание насильственных
методов достижения власти (прежде
всего поста президента);
* почти повсеместное отсутствие
развитых партийных систем.
Одной из основных отличительных
особенностей этой формы правления
по сравнению с США явилась
и значительно большая концентрация
власти в руках президента, а также абсолютизация
роли исполнительной власти.
Уже тогда, в XIX веке, сложилась
система, когда ключевым органом
государственного механизма стал
президент, которого конституции
наделяли широчайшими полномочиями.
Соединяя в своих руках функции главы
государства и главы правительства, свободного
от парламентской ответственности, президент,
как правило, являлся также главнокомандующим
вооруженными силами республики, что в
совокупности с его правом объявлять в
стране чрезвычайное или осадное положение
превращало его, по словам известного
мексиканского юриста Д. Косио Вильегаса,
в "судью последней инстанции и верховного
арбитра при решении конфликтов между
теми, кто управляет, и теми, кем управляют".
Характерной чертой президентской
формы правления в условиях
авторитарных режимов обычно
служит наделение исполнительной
власти столь широкими законодательными
полномочиями, что конгресс превращается
в декоративный придаток правительства
всевластного президента. Президентское
законодательство является по
существу основным, а подчас и
единственным законодательством
в стране.
Полупрезидентская, полупарламентская
республика
"Гибридные" формы монархии
не представляют большого интереса
для исследователей: число их
вариантов из-за характера самой
формы правления довольно ограничено.
Гораздо более перспективными
являются смешанные и "гибридные"
формы республики, имеющей множество
разновидностей. Наблюдается самое различное
соединение элементов парламентарной
и президентской республик, а иногда появление
таких черт, которых не было ни у одной
из этих форм. В последнем случае происходит
не просто смешение разных сторон отдельных
разновидностей республиканской формы
правления, а рождается новое качество,
возникает своеобразный гибрид.
Как известно, существует несколько
отличительных признаков президентской
и парламентской республик, но
главное различие между ними
заключается в способе политической
ответственности правительства
(совета, кабинета министров). Все
другие признаки, в том числе
и порядок назначения правительства,
не являются решающими: юридически
в парламентарной республике
правительство также назначается
актом президента (хотя на деле
акт президента о назначении
министров выражает лишь волю
парламентского большинства). Примерами
президентской республики являются
США, Сирия, Зимбабве, парламентарной
- Италия, Германия, Индия и др.
В последние десятилетия
указанный выше главный признак
все чаще подвергается различным
коррективам. В результате остается
все меньше "чистых" президентских
или парламентарных республик,
возникают полупрезидентские, полупарламентарные
республики. Для этой цели используются
как концепция "рационализированного
парламентаризма", имеющая целью ограничить
власть парламента и усилить исполнительную
власть, так и требование ответственного
правительства, неразрывно связанное
с идеей парламентарной республики. Одной
из положительных черт президентской
республики является стабильность правительства,
которое не может быть уволено парламентом
в отставку, в частности по причинам борьбы
партийных фракций и изменения соотношения
сил в его стенах. Кроме того, эта форма
обеспечивает единство исполнительной
власти: правительство возглавляет глава
государства, даже если есть должность
так называемого административного премьера
(премьер-министра), о котором речь пойдет
ниже. С другой стороны, важнейшей позитивной
чертой парламентарной республики является
ответственность правительства перед
парламентом, которое обязано учитывать
в своей деятельности соотношение сил
в парламенте и, следовательно, общественное
мнение (особенно его состояние во время
выборов в парламент). Однако президентская
республика тяготеет к авторитаризму.
Исполнительная власть ускользает из-под
парламентского контроля. Правительство
же парламентарной республики в условиях
многопартийной системы, особенно если
нет доминирующей партии или устойчивой
коалиции партий, вместе образующих парламентское
большинство, слабо и нестабильно, часто
"свергается" парламентом. Выше это
иллюстрировалось на примере Италии.
Для того чтобы соединить
указанные выше позитивные элементы
парламентарной и президентской
республик, в первой из них
вводится ограничение вотума
недоверия, а во второй - создаются
ограниченные формы вотума недоверия.
Возможности вынесения вотума
недоверия ограничивают по-разному.
В Германии, например, предусмотрен
"конструктивный вотум недоверия":
такая резолюция принимается
одновременно с назначением нового
канцлера, что исключает "бесправительственное"
состояние страны. Кроме того, временно,
до сформирования нового правительства,
продолжает управлять ушедшее в отставку.
За все время существования ФРГ, с 1949 г.,
конструктивный вотум недоверия был применен
лишь 1 раз.
Создание смешанных форм (во
всяком случае, тенденция к этому)
связано также с установлением
в президентской республике ответственности
перед парламентом отдельных
министров, но не главы правительства,
которым остается фактически, а
часто юридически президент. Эта
тенденция нашла свое выражение
в конституционном праве ряда
стран Латинской Америки - Венесуэле,
Колумбии, Перу, в Уругвае, Коста-Рике,
Эквадоре и др.
В некоторых президентских
республиках создается особая
должность административного премьер-министра
(Египет, Перу, Турция и др.), но
не он определяет политику
правительства, это делает президент,
остающийся его фактическим руководителем.
Президент председательствует на
официальных заседаниях правительства,
премьер-министр ведает оперативной
деятельностью правительства и
ведет его неофициальные заседания,
да и то в ряде стран каждый
раз только по поручению президента.
Однако создание такой должности
позволило установить ответственность
правительства в целом, а не
только отдельных министров, перед
парламентом, оставляя при этом
в неприкосновенности положение
фактического руководителя правительства
- президента. Несмотря на то, что
правительство ответственно перед
парламентом, назначает его президент
без одобрения последнего.
Постановка вопроса о доверии
правительству в президентской
республике возможна лишь значительным
числом членов парламента (в Перу
по конституции 1979 г. - 1/20 частью
состава парламента, в Колумбии -
не менее 1/10 части членов любой
палаты двухпалатного парламента).
Решение принимается абсолютным
большинством всем состава парламента
(соответствующей палаты), а иногда
и квалифицированным большинством
(2/3).
Тенденции к созданию смешанных
форм связаны с конституционным
снижением роли президента в
президентской республике (так было
в России в связи с поправками
к Конституции в декабре 1992
г. и в марте 1993 г.) и с повышением
этой роли в парламентарной
республике. В первом случае вводятся
положения об утверждении парламентом
назначений министров, во втором
- президент наделяется некоторыми
самостоятельными полномочиями (Пакистан).