Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 12:29, курсовая работа
В данной курсовой работе был рассмотрен авиационный инцидент, связанный с несанкционированным занятием высоты экипажем рейса 42940 ОАО «НПП «Мир».
По результатам проделанных работ можно сделать следующие выводы, что причиной данного серьезного инцидента является сочетание следующих факторов:
Плохое представление складывающейся воздушной обстановки экипажем ВС рейса 42940;
Отсутствие взаимодействия между диспетчером ДПК и ЭВС Ту-134;
Отсутствие должного взаимодействия между диспетчерами ДПК и ДПП, связанных с разрешением конфликтной ситуации;
Введение………………………………………………………………………….3
1. Анализ авиационного события …………………………………………..5
2. Оценка факторов, приведших к развитию авиационного события, и оценка связанных с ними рисков……………………………………..…..7
3. Разработка мер по снижению рисков до допустимых уровней……….10
4. Контроль остаточных рисков…………………………………………….11
Заключение………………………………………………………………………12
Библиографический список……………………………………………………..13
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования.
гражданской авиации (институт)
безопасностью полетов при
Курсовая работа
по дисциплине «Обеспечение безопасности полетов
при управлении воздушным движением»
Галлямов Ф.Ф.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………..13
Введение
Безопасность полётов (БП) – комплексная характеристика воздушного транспорта и авиационных работ, определяющая способность выполнять полёты без угрозы для жизни и здоровья людей.
Анализ, выявление потенциальных последствий угрожающих факторов
Риск – характеристика деятельности, осуществляемая в условиях неопределённости, когда руководитель (исполнитель) производственного процесса оказывается перед необходимостью разработки альтернативных решений и последующего выбора из них того, который сопряжён с вероятностью наименьших потерь.
Разработка мер по снижению недопустимых рисков
Выявление угрожающих факторов в результате:
-экспертизы проектов
реорганизации ОрВД;
-расследований АС; -анализов
безопасности;
Угрожающие факторы
Контроль остаточных рисков в процессе эксплуатации системы ОрВД
Реализация мер по снижению недопустимых рисков
Оценка рисков АС, связанных с выявленными угрожающими факторами
Определение допустимости рисков
Рис.1. Схема управления рисками при ОрВД
Уровень безопасности полётов (УБП) – это вероятность невозникновения в полёте катастрофической ситуации.
Особые ситуации (ОС) – это ситуации, возникшие в полёте в результате воздействия неблагоприятных факторов или их сочетаний и приводящие к снижению УБП. К таким факторам относятся: отказы и неисправности отдельных элементов функциональных систем; воздействие неблагоприятных внешних условий; недостатки в наземном обеспечении полёта; ошибки и нарушения правил эксплуатации функциональных систем и пилотирования; проявление неблагоприятных особенностей аэродинамики и прочности ВС. По степени опасности особые ситуации разделяются на:
Усложнение условий полёта (УУП) – особая ситуация, характеризующаяся незначительным увеличением психофизиологической нагрузки на экипаж или незначительным ухудшением характеристик устойчивости и управляемости или лётных характеристик. УУП не приводит к необходимости немедленного или непредусмотренного заранее изменения плана полёта и не препятствует его благополучному завершению, за исключением случаев, указанных в РЛЭ.
Сложная ситуация (СС) – особая ситуация, характеризующаяся заметным повышением психофизиологической нагрузки на экипаж или значительном ухудшением лётных характеристик, устойчивости и управляемости, а также выходом одного или нескольких параметров полёта за эксплуатационные ограничения, но без достижения предельных ограничений и расчётных условий.
Предотвращение перехода сложной ситуации в аварийную или катастрофическую может быть обеспечено своевременными и правильными действиями членов экипажа, в том числе немедленным изменением плана, профиля или режима полёта. При этом под эксплуатационными ограничениями следует понимать режимы и значения параметров, за пределы которых преднамеренный выход недопустим в процессе эксплуатации ВС. Под предельными ограничениями режимов полёта следует понимать ограничения, за пределы которых выход недопустим ни при каких обстоятельствах.
Анализ авиационного события
Классификация АС: Авиационный инцидент
Тип АС: Несанкционированное занятие высоты
Динамика развития АС
Анализ данного авиационного
события производится на основании
всех имеющихся о нем сведений
и включает в себя динамику развития
события и выявление основной
причины и сопутствующих
Отсутствие уверенности диспетчера ДПК в действиях пилота. |
Делегирование воздушного пространства |
Состояние ответчика в режиме УВД |
Невыполнение экипажем указаний от диспетчера ДПК |
|
Длительное реагирование диспетчера ДПК |
Сближение бортов |
|
Правильные и эффективные действия диспетчера ДПП и своевременное выполнение указаний диспетчера экипажем SAS 736 |
Избежание столкновения |
Авиационный инцидент |
Непосредственная причина – отсутствие должного анализа воздушной обстановки экипажем;
Сопутствующие факторы:
Главная причина – отсутствие должного анализа воздушной обстановки экипажем, не знание особенностей высотомера.
Оценка факторов, приведших к развитию авиационного события, и оценка связанных с ними рисков
Анализ угрожающих факторов и оценка рисков, связанных с этими факторами, выполняются в целях определения соответствия рисков допустимому уровню, а также определения и выполнения требований по безопасности, обеспечивающих снижение рисков на этом уровне при дальнейшей эксплуатации системы ОрВД в тех случаях, когда риски этот уровень превышают. Оценка рисков включает оценку серьезности и оценку частоты возможных событий, связанных с выявленными угрожающими факторами.
Материалы расследований авиационных событий при ОрВД позволяют сделать вывод о наиболее часто встречающихся факторах, сочетание которых может привести к наступлению авиационного события.
Используя методику определения
допустимости рисков, проведём оценку
рисков серьёзности и оценку частоты
возможных событий, связанных с
выявленными угрожающими
Определение категории серьёзности события
Таблица 1
Определение серьезности события |
Состав события |
Категория серьезности |
Катастрофическое |
Катастрофа или авария ВС |
А |
Опасное |
Серьезный инцидент |
В |
Значительное |
Инцидент |
С |
Незначительное |
Отклонение от нормального функционирования системы ОрВД, не приведшее к авиационному событию |
D |
Оценка частоты события
Таблица 2
Класс частоты события |
Определение частоты события |
Категория частоты |
Частое |
Может возникнуть (уже возникало часто) |
5 |
Периодическое |
Может возникать периодически |
4 |
Редкое |
Может возникать редко |
3 |
Маловероятное |
Может возникать очень редко |
2 |
Практически невозможное |
Случаи неизвестны, но возможно представить ситуацию, когда событие может произойти |
1 |
Количественные градации
Таблица 3
Класс частоты события |
Частота событий | ||
Район УВД (количество событий налёта на час) |
Район аэродрома (количество событий на час налёта) |
Посадка (количество событий на посадку) | |
Частое |
> |
> |
> |
Периодическое |
|||
Редкое |
|||
Маловероятное |
|||
Практически невозможное |
< |
< |
< |
Критерии допустимости рисков
Таблица 4
Частота события |
Серьезность события | |||
Катастрофическое А |
Опасное В |
Значительное С |
Незначительное D | |
Частое (5) |
неприемлемо |
неприемлемо |
неприемлемо |
подлежит анализу |
Периодическое (4) |
неприемлемо |
неприемлемо |
неприемлемо |
допустимо |
Редкое (3) |
неприемлемо |
подлежит анализу |
подлежит анализу |
допустимо |
Маловероятное (2) |
неприемлемо |
допустимо |
допустимо |
допустимо |
Практически невозможное (1) |
подлежит анализу |
допустимо |
допустимо |
допустимо |
Информация о работе Обеспечение безопасности полетов при управлении воздушным движением