Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 22:52, реферат
Референдум представляет собой институт непосредственной демократии, процедура которого по ряду параметров весьма близка к процедуре выборов. И в выборах, и в референдуме участвуют избиратели. Основное отличие процедуры выборов от процедуры референдума состоит в объекте волеизъявления избирателей. При выборах таким объектом является кандидат в депутаты или на какую-либо другую должность вне представительного учреждения (
Введение…………………………………………………………………3
1.Понятие и виды референдума………………………………………..4
2.Общенациональные референдумы, проводимые во
Франции………………………………………………………………..5
3.Общенациональные референдумы, проводимые в Швейцарии…...6
4.Общенациональные референдумы, проводимые в РБ……………...9
Заключение……………………………………………………………..14
Список использованных источников…………………………………15
НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Реферат на тему:
«Общенациональные референдумы, проводимые во Франции, Швейцарии и Республике Беларусь с 1985 года»
Подготовила
Студентка ФБД, 2 курс, группа
911313
Проверил
Старший преподаватель
Пинск 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Понятие и
виды референдума……………………………………
2.Общенациональные референдумы, проводимые во
Франции……………………………………………………………
3.Общенациональные
референдумы, проводимые в
4.Общенациональные
референдумы, проводимые в РБ……
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………15
ВВЕДЕНИЕ
Референдум представляет
собой институт непосредственной демократии,
процедура которого по ряду параметров
весьма близка к процедуре выборов.
И в выборах, и в референдуме
участвуют избиратели. Основное отличие
процедуры выборов от процедуры
референдума состоит в объекте
волеизъявления избирателей. При выборах
таким объектом является кандидат в
депутаты или на какую-либо другую должность
вне представительного
В точном смысле слова референдум представляет собой обращение к избирательному корпусу для окончательного решения какого (большей частью законодательного или конституционного вопроса).
Своеобразной разновидностью
референдума является плебисцит, т.е.
опрос населения о политической
судьбе территории, на которой оно
проживает. В некоторых странах (Франция)
плебисцит считается более
Референдум проводится по
установленным законом
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ РЕФЕРЕНДУМА
Термин референдум происходит от латинского «referendum» – «то, что должно быть сообщено» и представляет собой институт непосредственной (прямой) демократии. Впервые в истории он был проведен в Швейцарии в 1449 году.
Зададимся вопросом: «Что же такое референдум?»
Существует несколько трактовок к понятию референдум :
По мнению, А. И. Кравченко, референдум – форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования [6, c.272].
В. А. Бобков, под референдумом понимает особый тип всенародного голосования, объектом которого является какой – либо государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнения всего населения страны [1, с. 156].
А. Н. Егоров же, рассматривает понятие референдум как один из элементов непосредственной демократии, степень реального демократизма которого зависит, прежде всего, от политического режима государства, где он проводится [2 , с.160].
Таким образом, единого общепризнанного теоретического определения референдума не существует. Однако в теории выделяют единый консенсус, в качестве которого под референдумом понимают общенациональный опрос, по важнейшим проблемам внешней и внутренней политики государства.
Референдумы бывают разных видов:
1.В зависимости от предмета голосования:
А) Конституционные – референдумы, с помощью которых проводится утверждение конституции или поправок к ней.
Б.) Законодательный – дает возможность проводить утверждение проекта акта текущего законодательства.
2. По способу проведения:
А) Обязательные (императивные) без которых не могут быть решены вопросы, предусмотренные в конституции или в специальном законе
Б) Факультативные – проводятся лишь по усмотрению законодательного или любого другого компетентного на то органа.
3. По сфере применения:
А) Общенациональные, проводимые в масштабе всей страны или нации.
Б) Местные, осуществляемые в пределах
одного или нескольких регионов или же
отдельных административно-
Наиболее глубже в следующих главах, мною будут рассмотрены общенациональные референдумы, которые проводились с 1985 года в таких странах, как Франция, Швейцария и Республика Беларусь.
ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕФЕРЕНДУМЫ, ПРОВЕДЕННЫЕ ВО ФРАНЦИИ
Франция - унитарное государство, которое разделено на 95 департаментов, а департаменты - на коммуны. В департаментах действуют органы самоуправления - генеральные советы, которые избираются населением сроком на 5 лет. Центральная власть представлена в лице префектов, назначаемых Президентом.
Во Франции сочетаются элементы как парламентской, так и президентской республик. Для реализации определенных решений, по поводу принятия конституции, развития и углубления европейской интеграции, в стране проводятся референдумы. Инициаторами референдума могут выступать не только парламент и правительство, а также и президент [16].
Начиная с 2000 года в государстве было проведено 3 общенациональных референдума:
Виталий Макарченко в своей статье, опубликованной 22 августа 2001 года писал, что 24 сентября 2000 года на общенациональном референдуме, французам пришлось решить вопрос, об одобрении сокращения срока пребывания у власти президента с 7 до 5 лет. По результатам опросов 73 % проголосовавших на референдуме высказались за сокращение срока президентских полномочий на 2 года. Остальные же 27 % посчитали, что нынешняя система должна быть сохранена.
Таким образом, по результатам голосования срок выборов президента сократился с 7 до 5 лет. Первые выборы, на которых президента Французской Республики избрали на пятилетний срок, состоялись в 2002 году [9].
В соответствии со сведениям журналиста Василия Сергеева, 25 мая 2005 года состоялся очередной референдум, на который был вынесен вопрос на обсуждение о единой конституции Евросоюза. Французские граждане, более 70% проголосовали против ее вступления в ЕС, так как испытывали опасения по поводу того, что это важнейшее для страны решение будет принято помимо их воли. В результате принятие институциональных реформ, необходимых для функционирования Европейского союза в новом составе, было заблокировано. После этого Франция больше не могла претендовать на роль локомотива европейской интеграции. Многие сторонники проекта конституции как во Франции, так и за ее пределами обвинили французов в замораживании процесса евростроительства [8].
11 января 2010 года на референдум был вынесен вопрос о предоставлении Гвиане и Мартинике большей части автономии от Парижа. Инициаторами проведения референдума выступали местные политики Гвианы и Мартиники, уверенные в том, что в далёком Париже не имеют адекватного представления о том, каковы действительные нужды заморских департаментов.
Результаты референдума показали, что около 70% жителей Гвианы с правом голоса и почти 80% Мартиники высказались за сохранение “статуса кво”. Весомым аргументом в пользу такого выбора стало опасение населения потерять социальные привилегии, гарантируемые французским государством [10].
Проанализировав ряд источников, можно сделать следующий вывод, что референдум – дело достаточно сложное и дорогостоящее, с помощью которого народ способен непосредственно выразить свою волю, приобщиться к активному участию в демократической жизни и способствовать влиянию на принятие тех или иных политических решений.
ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕФЕРЕНДУМЫ, ПРОВЕДЕННЫЕ В ШВЕЙЦАРИИ
Швейцария — государство в Западной Европе. Одна из самых богатых стран мира, традиционный мировой финансовый центр. Она представляет собой конфедерацию, которая состоит из 20 кантонов и 6 полукантонов, которые имеют достаточно высокую степень автономии. При этом большинство вопросов политической жизни кантонов и страны в целом решаются с помощью общенациональных и региональных референдумов.
Швейцария имеет уникальную политическую систему референдумной демократии. В этой стране наиболее интенсивно проводят референдумы, чем в других странах, причем на всех уровнях – коммунальном, кантональном и федеральном. Важной особенностью является то, что проведение референдумов может инициироваться не только президентом или парламентом, но и самими гражданами страны [3, с.21].
Ганнибал Кадаффи в журнале «Частный корреспондент» 12 сентября 2010 года опубликовал статью о том, что на международной арене Швейцария традиционно выступает посредником во многих конфликтах, при этом не входит практически ни в одну международную организацию (в том числе ни в НАТО, ни в ЕС) и даже членом ООН стала лишь в 2002 году [12].
Начиная с 1992 года, в стране было проведено 6 общенациональных референдумов:
6 декабря 1992 года, этот день многие швейцарцы называют «черным» днем, на обсуждение был вынесен вопрос о вступлении страны в ЕЭС. В ходе обсуждения законодательной инициативы, более 50.3% граждан проголосовало против присоединения страны к единому европейскому экономическому пространству. Еще разительнее оказались результаты выборов в Совет кантонов. Здесь против вступления в ЕЭС высказались 16 кантонов, тогда как "за" - всего 7. Сухие цифры, которые не упрекнешь в предвзятости, показывают большие различия между городами и сельской местностью. Так, в Базеле за вступление в ЕЭС высказались 16% жителей, а в кантоне Ури против такого вступления проголосовали 74% избирателей. Еще заметнее разница между двумя крупнейшими языковыми общинами. В то время как все германоязычные кантоны, за исключением Базеля, выступили против, вся западная Швейцария проголосовала за вступление в ЕЭС, причем в Невшателе число голосов "за" составило 80%. Конечно, проще всего было бы свести все дело к пресловутым "отеческим гробам", к различиям в менталитете германоязычных и франкоязычных швейцарцев. На самом деле проблема гораздо глубже. В то время как в древнейшем ядре конфедерации, традиционно пользующемся перевесом в Совете кантонов, преобладает менталитет "хозяина в собственном доме". В крупных экономических центрах заметно выше стремление к сближению с соседями. К тому же соседство с Францией, в отличие от Германии, не вызывает у жителей запада страны никаких оборонительных рефлексов. Изоляция Швейцарии от стран ЕС имела отрицательные последствия, прежде всего, в плане экспорта и туризма [18].
3 марта 2002 года в Швейцарии на обсуждение был вынесен важный вопрос о вхождении страны в ООН. Поскольку еще в 1945 году государство отказалось от вступления в ООН, так как считало, что это лучший способ сохранить свое положение нейтральности страны при постоянно меняющемся соотношении сил на мировой арене и поэтому долгое время оно принимало статус наблюдателя. Однако, со временем, Швейцария стала более серьёзно осмысливаться необходимость преодоления внешнеполитической изоляции страны. По этой причине она решила принять попытки вступить в ряды ООН. На что большинство населения страны проголосовало «за». В результате 11 марта 2002 года Швейцария стала полноправным членом Организации Объединённых Наций [11].
6 июня 2005 года перед гражданами Швейцарии встал вопрос о вхождении страны в Шенгенскую зону. Это решение поддержали 54,6% граждан, принявших участие в голосовании, а также высказались за лигализацию однополых браков.
До этого времени участниками Шенгена были 13 стран Евросоюза и два государства, не входящие в ЕС – Исландия и Норвегия. Принятие этого соглашения характеризуется определенными как достоинствами, так и недостатками.
К положительным чертам подключения к Шенгену относятся:1) возможность альпийской республике получить доступ к европейской электронной базе данных на лиц, находящихся в розыске, и в целом облегчить контакты между правоохранительными структурами.
2) эффективность развития туристического бизнеса страны. Теперь иностранцам, обладающим шенгенской визой, не потребуется получать швейцарскую визу для въезда в Швейцарию, что способствует увеличение притоков туристов из России и других стран СНГ, а также из Индии и Китая.
К отрицательным – увеличение наплыва дешевой силы из стран Восточный Европы, что способствует подрыву рынка труда. А также участие страны в Шенгене – Дублине не только ставит под угрозу безопасность страны, но и способствует нанесению ущерба швейцарскому суверенитету.
На референдуме одобрение получил также закон об официальной регистрации союзов однополых партнеров. Гомосексуальные пары получат те же права, что и гетеросексуальные, в том числе и в вопросах наследования. Однако усыновлять детей и прибегать к искусственному оплодотворению швейцарским геям по-прежнему запрещено.
Президент Швейцарской Конфедерации также приветствовал результаты прошедшего в стране референдума. Как заявил глава государства, выбор, сделанный гражданами страны, означает, что они поддерживают правительственный курс на развитие более тесных связей с остальной частью Европы [12].