Общение. Виды общения.
Средства общения.
Презентация учителя МОУ-СОШ №1 р.п. Степное Советского района Саратовской области Половниковой О.В.
сложный
многоплановый процесс установления
и развития контактов между
людьми, порождаемый социальными
потребностями и включающий в
себя обмен информацией, взаимопонимание
и взаимопознание.
Функции общения
- Информационно-коммуникативная
для передачи
информации в процессе общения
необходимо удачно выбрать форму
сообщения информации, речевые средства
и ситуацию информирования, предвидеть
реакцию партнера, учесть его
индивидуальные особенности, уметь
конкретизировать информацию по
ходу высказывания;
- Познание людьми друг друга – осуществляется на основе умения анализировать внешнее поведение людей – позу, жесты, мимику, микромимику, изменять собственную стратегию общения, в зависимости от изменений эмоционального состояния, выразительного поведения партнера;
- Организация межличностных взаимоотношений – предполагает проявление интереса к другому человеку, осознание себя активным равноправным участником взаимодействия, способным направленно формировать взаимоотношения;
- Взаимовлияние людей друг на друга – проявляется в стремлении сделать так, чтобы собеседник увидел предмет, о котором идет речь нашими глазами, в поиске «слабых точек» в системе его аргументов и факторов, которые помогут управлять поведением партнера.
Средства общения
Невербальные
(внесловесные)
Паралингви-
стические
(дикция,
интонация, использование
пауз,
повышение-понижение
тона,
тембра)
Экстралингвистические
(мимика, жесты,
акустика, цветозвуковые
параметры помещения)
Вербальные
средства
общения
Техника слушания
Техника
высказывания
- Активное слушание – вид слушания, в котором проявляется отражение информации. Оно предполагает:
- Заинтересованное отношение к собеседнику, демонстрируемое при помощи невербальных средств общения (поза, доброжелательный взгляд, направленный на собеседника);
- Уточняющие вопросы;
- Вопросы построенный по типу: «Правильно ли я понял, что…?»
- Получение ответа на свой вопрос
- Пассивное слушание применяется в ситуациях общения с человеком, находящимся в состоянии сильного эмоционального возбуждения.
Оно предполагает:
- демонстрацию
заинтересованного отношения к собеседнику;
- поддерживающие реакции («да-да», «угу»);
- -уточняющие вопросы, помогающие «выговориться» собеседнику («И что она вам ответила?»)
- Эмпатическое слушание – вид слушания, содержанием которого является точное отражение чувств собеседника.
Оно предполагает:
- Избегание оценок и толкований, скрытых от собеседника мотивов его поведения (вместо привычного:»Ты сам виноват, что с тобой это случилось. У тебя трудный характер», спросим: «Ты расстроен? Тебя раздражает твоя вспыльчивость?...»);
- Точное отражение переживания, чувства, эмоции собеседника с демонстрацией их понимания и принятия.
Педагогическое
общение
- Рефлексия – способность человека взглянуть на себя со стороны, способность к самоанализу собственных психических состояний, действий, поступков;
- Эмпатия – сопереживание, переживание тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек и сочувствия им;
- Идентификация –уподобление, отождествление себя с другим человеком, перенесение человеком себя на место, в ситуацию, обстоятельства другого человека.
Техника Я-высказывания
- Позволяет свободно выражать свои чувства, осознавая при этом собственную ответственность за то, что происходит;
- Строить общение, никого не обижая и не вызывая агрессию со стороны собеседника.
Стили поведения
и руководства педагога
- Автократический стиль – автономная власть руководителя; руководитель принимает решение сам и сам его объявляет.
- Авторитарный (или директивный) стиль – доминирование позиции руководителя; единоличное принятие большинства решений, постоянный контроль за выполнением решений, с угрозой наказания; отсутствие интереса к партнеру по общению как личности.
- Демократический стиль – уравнивание позиций партнеров по общению; решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений группы; выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими исполнителями; руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности партнеров, их интересам, потребностям, склонностям.
- Либеральный (или попустительский, или нейтральный) стиль – передача группе полномочий руководителя; при принятии решения все могут высказывать свои позиции, но реального согласования мнений достичь не стремятся; принятые решения не выполняются; нет контроля их реализации.