Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 22:36, курсовая работа
В современном цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую бы значительную роль ни играли социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конеч¬ном счете ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти груп¬пы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интере¬сов и воли определяется содержание и направленность политического про¬цесса, всей политической жизни общества. Среди основных и самых важных проблем общественного развития в современном мире, особенно в России, важное место занимает проблема политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных к управлению государством, на проведение политики, улучшающей жизнь населения страны
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………3-4
ГЛАВА I. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА…………………………………………………………….…………………5-11
1. Понятие и сущность политического лидерства…………………………………....5-6
2. Характеристика политического лидерства………………………………………...7-9
3. Типы и функции политического лидерства в современной России…………….10-11
ГЛАВА II. ДИНАМИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА В РОССИИ ….….12-16
1. Основные тенденции в политическом лидерстве современной России…………12
2. Особенности российского политического лидерства……………………………..13-16
ГЛАВА III. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИДЕРОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ…………………………………………………….……………………………....17-18
1. Политический портрет В.В. Путина………...….…………………………….………...17
2. Политический портрет Д.А. Медведева....………………………………………….….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..…19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………..……….…..20
Политические реформы В.В.Путина способствовали ослаблению негативного влияния региональных политических лидеров на экономическую и политическую ситуацию в стране, поставили их в зависимость от федерального центра.
Р.Т.Мухаев отмечает следующие особенности политического лидерства в современной России: лидеры не выполняют свои обязанности, т.к. не разработана стратегия развития, не происходит интеграции масс вокруг общих целей и ценностей, общество не защищено от беззакония и самоуправства бюрократии; политические лидеры посткоммунистического типа приспосабливаются к новым условиям деятельности, формируются «политические мутанты», соединяющие в себе черты различных стилей; политико-культурная ориентация лидеров на власть характеризует их как эгоцентричных политиков, что проявляется в приоритетном удовлетворении личных потребностей7.
Одной из проблем российского общества
является выявление номинального и
В российском обществе в настоящее время складывается новая политическая ситуация. С одной стороны, продолжают существовать немало руководителей, не обладающих качествами политических лидеров. Часть из них была «рекрутирована» еще в дореформенное время, часть позднее, по старой технологии. Сосредоточив в своих руках власть на разных уровнях, эти люди не пользуются у граждан политическим авторитетом. С другой стороны, в руководстве на первые позиции выдвинулись люди, обладающие качествами лидеров. Наконец, демократизация общества привела к появлению новой плеяды политических лидеров, вышедших на арену политической борьбы иными методами (альтернативные выборы, участие в массовых демократических движениях, митингах). Особенность этого процесса состоит в том, что он позволил выйти на политическую сцену лидерам-интеллектуалам, а не аппаратчикам.
Исследователи, основываясь на мировом опыте, полагают, что в России возможны, по крайней мере, три сценария дальнейшего развития событий8.
1. Вследствие ряда причин социальная база массовых демократических движений разрушается, поле деятельности «новых лидеров» существенно ограничивается или же совсем пресекается. В итоге они перестают выполнять роль альтернативной демократической силы по отношению к традиционному аппарату. В этом случае процесс становления демократического института лидерства в лучшем случае откладывается до неопределенного времени.
2. Массовые
демократические движения
3. Процесс демократизации общества идет дальше, осуществляется коренная реформа политической системы. Устанавливается устойчивый, самовоспроизводящийся институт политического лидерства: разветвленная по вертикали и горизонтали своеобразная сеть политических лидеров различных уровней и масштабов. Соперничая и сотрудничая друг с другом, они способствуют осуществлению контроля за деятельностью всех элементов власти (в том числе и высшего), включению различных групп общества в политический процесс.
Испытание властью - тяжелейшее испытание.
Важно, чтобы современные политические
лидеры концентрировали внимание не столько
на использовании ее как таковой, сколько
на формировании с ее помощью мотивов
активной деятельности людей, здоровой
общественной атмосферы, направленной
на раскрытие потенциала личности. Незнание
или деформации содержания и методов политического
руководства служат показателем некомпетентности
лидеров.
ГЛАВА 3
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИДЕРОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
3.1.
Политический портрет
В. Путина
Политический стиль Путина определить нелегко по ряду причин. Во-первых, и.о. президента еще только осваивается как публичный политик.
Во-вторых, Путин пока действует и как премьер, и как defacto президент. Что может получиться - показал скандал в Думе. В интервью Николаю Сванидзе Путин объяснил, что как премьеру ему было бы выгодно в ходе распределения постов поддержать правых - правительство будет вносить в Думу пакет либеральных законов. Но как глава государства Путин видит свою задачу в том, чтобы соблюсти политический баланс и отдать коммунистам пост спикера и десяток комитетов. Левые, которым принадлежит треть политического спектра, должны своим представительством в Думе отражать структуру интересов в стране.
В-третьих, политическая стилистика консолидации, а не разделения предполагает некую неопределенность. Компромисс создается как минимум двумя партнерами, и заранее предсказать точные координаты результирующей политической линии невозможно.
И, тем не менее, почерк Путина-политика различим. Это политик современного типа, а не «традиционный» или «харизматический» лидер. Очевидно, что Путин не доверяет сочинениям в жанре «500 дней». Открытое письмо избирателям - программа, соответствующая его личностно-идеологической стилистике. Она исходит из консервативных ценностей - «моральные устои», «семья», «патриотизм» - и нацелена на превращение жизни россиян в «достойную». Сегодня эти ценности «проблематизированы», ибо нет государственной воли, нет общеобязательных правил, нет общепризнанного распределения собственности. Перечень проблем задает алгоритм их решения: государство будет действовать через утверждение единообразных правил в экономической деятельности ясно определенных собственников (включая само государство). Перечень приоритетов столь же прост: борьба с бедностью, защита экономики от чиновничье-бандитского рэкета, возрождение личного достоинства и внешняя политика национальных интересов .Таким образом, программа Путина в самом выборе того, «что делать?», содержит ответ на сакраментальный вопрос - «как?»
3.2.Политический портрет
Д. Медведева
42-летний юрист из Петербурга Дмитрий Медведев долгое время считался «темной лошадкой» российской политики. Как почти всякий действующий высокопоставленный чиновник, знаком с Путиным давно - но не так давно, как сослуживцы нынешнего президента по КГБ. Выпускник ленинградскогоюрфака, затем аспирант и преподаватель. В университете познакомился с Анатолием Собчаком, затем участвовал в его избирательной кампании. С Путиным работал вместе в комитете по внешним связям питерской мэрии - Медведев был юридическим экспертом этой структуры. Затем на несколько лет Медведев пропадает из политики. В 99-м выныривает вновь - и сразу на высокий пост замглавы аппарата правительства. Через месяц переходит на работу в администрацию. Во время выборов возглавляет предвыборный штаб Владимира Путина. В 2003-м, после отставки Александра Волошина, занимает пост главы кремлевской администрации. Через два года Медведев, неожиданно для многих, становится первым вице-премьером в правительстве Фрадкова, и тогда впервые о Дмитрии Медведеве начинают говорить как о преемнике. Ему поручают вести нацпроекты, а федеральные телеканалы ежедневно передают отчеты о поездках Медведева в регионы. Однако через полтора года появляется еще один первый вице - Сергей Иванов, и о Медведеве уже говорят в другом ключе - как о неудавшемся преемнике. Дмитрий Медведев в Кремле считается либералом - как один из немногих приближенных президента, не служивший в органах. Его называют мягким и не слишком амбициозным политиком, готовым поступиться высокими постами, если попросят. Медведев долгое время создавал себе имидж прогрессивного политика - признавался в любви к тяжелому року и вставлял в речь молодежный сленг.
Некоторое время назад политологи рассматривали
его как либеральную альтернативу более
жесткому Сергею Иванову - Медведев даже
вступил в заочную дискуссию со своим
оппонентом, отметив, впрочем, что серьезных
разногласий между либералами и силовиками
и Кремле нет. Медведев не был замечен
ни в принадлежности к какой-либо политической
партии, ни в участии в стычках кремлевских
силовиков. При этом его считают опытным
аппаратчиком. В Кремле, по некоторым данным,
за глаза его называют «Визирь».
Всесторонний анализ рассмотренной проблемы посволил сформировать следующие основные выводы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ