Особенности политического лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 22:36, курсовая работа

Краткое описание

В современном цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую бы значительную роль ни играли социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конеч¬ном счете ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти груп¬пы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интере¬сов и воли определяется содержание и направленность политического про¬цесса, всей политической жизни общества. Среди основных и самых важных проблем общественного развития в современном мире, особенно в России, важное место занимает проблема политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных к управлению государством, на проведение политики, улучшающей жизнь населения страны

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………3-4

ГЛАВА I. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА…………………………………………………………….…………………5-11
1. Понятие и сущность политического лидерства…………………………………....5-6
2. Характеристика политического лидерства………………………………………...7-9
3. Типы и функции политического лидерства в современной России…………….10-11

ГЛАВА II. ДИНАМИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА В РОССИИ ….….12-16
1. Основные тенденции в политическом лидерстве современной России…………12
2. Особенности российского политического лидерства……………………………..13-16

ГЛАВА III. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИДЕРОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ…………………………………………………….……………………………....17-18
1. Политический портрет В.В. Путина………...….…………………………….………...17
2. Политический портрет Д.А. Медведева....………………………………………….….18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..…19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………..……….…..20

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая (2).docx

— 64.60 Кб (Скачать файл)

           Политические реформы В.В.Путина способствовали ослаблению негативного влияния региональных политических лидеров на экономическую и политическую ситуацию в стране, поставили их в зависимость от федерального центра.

Р.Т.Мухаев отмечает следующие особенности политического лидерства в современной России: лидеры не выполняют свои обязанности, т.к. не разработана стратегия развития, не происходит интеграции масс вокруг общих целей и ценностей, общество не защищено от беззакония и самоуправства бюрократии; политические лидеры посткоммунистического типа приспосабливаются к новым условиям деятельности, формируются «политические мутанты», соединяющие в себе черты различных стилей; политико-культурная ориентация лидеров на власть характеризует их как эгоцентричных политиков, что проявляется в приоритетном удовлетворении личных потребностей7.

          Одной из проблем российского общества является выявление номинального и фактического политического лидерства. Значительную роль и при демократических режимах в формировании государственной политики нередко играют неофициальные советники высших должностных лиц, которых часто называют «серыми кардиналами». Среди них люди, не занимающие официальных постов, но имеющие доступ к ключевым политическим фигурам; а также действительные политические лидеры, которые по своему влиянию могут превосходить иных министров и других официальных лиц. Поэтому при выделении из среды политических деятелей тех, кого можно считать политическими лидерами, необходимо, в первую очередь, учитывать степень их реального воздействия на политику.

           В российском обществе в настоящее время складывается новая политическая ситуация. С одной стороны, продолжают существовать немало руководителей, не обладающих качествами политических лидеров. Часть из них была «рекрутирована» еще в дореформенное время, часть позднее, по старой технологии. Сосредоточив в своих руках власть на разных уровнях, эти люди не пользуются у граждан политическим авторитетом.   С другой стороны, в руководстве на первые позиции выдвинулись люди, обладающие качествами лидеров. Наконец, демократизация общества привела к появлению новой плеяды политических лидеров, вышедших на арену политической борьбы иными методами (альтернативные выборы, участие в массовых демократических движениях, митингах). Особенность этого процесса состоит в том, что он позволил выйти на политическую сцену лидерам-интеллектуалам, а не аппаратчикам.

           Исследователи, основываясь на мировом опыте, полагают, что в России возможны, по крайней мере, три сценария дальнейшего развития событий8.

1. Вследствие  ряда причин социальная база  массовых демократических движений разрушается, поле деятельности «новых лидеров» существенно ограничивается или же совсем пресекается. В итоге они перестают выполнять роль альтернативной демократической силы по отношению к традиционному аппарату. В этом случае процесс становления демократического института лидерства в лучшем случае откладывается до неопределенного времени.

2. Массовые  демократические движения сохраняются,  но их деятельность постепенно  формализуется, жестко регламентируется и фактически огосударствляется. Они становятся колесиками и винтиками традиционной бюрократической машины. Лидеры и активисты этих организаций врастают в аппарат и на деле превращаются в чиновников. «Новые лидеры», работающие в представительных и исполнительных органах власти, столкнувшись с трудностями реализации своих идей, принимают традиционные правила игры и фактически перестают выполнять свои лидерские функции.

3. Процесс  демократизации общества идет  дальше, осуществляется коренная реформа политической системы. Устанавливается устойчивый, самовоспроизводящийся институт политического лидерства: разветвленная по вертикали и горизонтали своеобразная сеть политических лидеров различных уровней и масштабов. Соперничая и сотрудничая друг с другом, они способствуют осуществлению контроля за деятельностью всех элементов власти (в том числе и высшего), включению различных групп общества в политический процесс.

           Испытание властью - тяжелейшее испытание. Важно, чтобы современные политические лидеры концентрировали внимание не столько на использовании ее как таковой, сколько на формировании с ее помощью мотивов активной деятельности людей, здоровой общественной атмосферы, направленной на раскрытие потенциала личности. Незнание или деформации содержания и методов политического руководства служат показателем некомпетентности лидеров. 

                                                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      

ГЛАВА 3

ПОЛИТИЧЕСКИЙ  ПОРТРЕТ ЛИДЕРОВ  В  СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

3.1. Политический портрет В. Путина 

          Политический стиль Путина определить нелегко по ряду причин. Во-первых, и.о. президента еще только осваивается как публичный политик.

          Во-вторых, Путин пока действует и как премьер, и как defacto президент. Что может получиться - показал скандал в Думе. В интервью Николаю Сванидзе Путин объяснил, что как премьеру ему было бы выгодно в ходе распределения постов поддержать правых - правительство будет вносить в Думу пакет либеральных законов. Но как глава государства Путин видит свою задачу в том, чтобы соблюсти политический баланс и отдать коммунистам пост спикера и десяток комитетов. Левые, которым принадлежит треть политического спектра, должны своим представительством в Думе отражать структуру интересов в стране.

          В-третьих, политическая стилистика консолидации, а не разделения предполагает некую неопределенность. Компромисс создается как минимум двумя партнерами, и заранее предсказать точные координаты результирующей политической линии невозможно.

          И, тем не менее, почерк Путина-политика различим. Это политик современного типа, а не «традиционный» или «харизматический» лидер. Очевидно, что Путин не доверяет сочинениям в жанре «500 дней». Открытое письмо избирателям - программа, соответствующая его личностно-идеологической стилистике. Она исходит из консервативных ценностей - «моральные устои», «семья», «патриотизм» - и нацелена на превращение жизни россиян в «достойную». Сегодня эти ценности «проблематизированы», ибо нет государственной воли, нет общеобязательных правил, нет общепризнанного распределения собственности. Перечень проблем задает алгоритм их решения: государство будет действовать через утверждение единообразных правил в экономической деятельности ясно определенных собственников (включая само государство). Перечень приоритетов столь же прост: борьба с бедностью, защита экономики от чиновничье-бандитского рэкета, возрождение личного достоинства и внешняя политика национальных интересов .Таким образом, программа Путина в самом выборе того, «что делать?», содержит ответ на сакраментальный вопрос - «как?»

                           3.2.Политический портрет Д. Медведева 

          42-летний юрист из Петербурга Дмитрий Медведев долгое время считался               «темной лошадкой» российской политики. Как почти всякий действующий высокопоставленный чиновник, знаком с Путиным давно - но не так давно, как сослуживцы нынешнего президента по КГБ. Выпускник ленинградскогоюрфака, затем аспирант и преподаватель. В университете познакомился с Анатолием Собчаком, затем участвовал в его избирательной кампании. С Путиным работал вместе в комитете по внешним связям питерской мэрии - Медведев был юридическим экспертом этой структуры. Затем на несколько лет Медведев пропадает из политики. В 99-м выныривает вновь - и сразу на высокий пост замглавы аппарата правительства. Через месяц переходит на работу в администрацию. Во время выборов возглавляет предвыборный штаб Владимира Путина. В 2003-м, после отставки Александра Волошина, занимает пост главы кремлевской администрации. Через два года Медведев, неожиданно для многих, становится первым вице-премьером в правительстве Фрадкова, и тогда впервые о Дмитрии Медведеве начинают говорить как о преемнике. Ему поручают вести нацпроекты, а федеральные телеканалы ежедневно передают отчеты о поездках Медведева в регионы. Однако через полтора года появляется еще один первый вице - Сергей Иванов, и о Медведеве уже говорят в другом ключе - как о неудавшемся преемнике. Дмитрий Медведев в Кремле считается либералом - как один из немногих приближенных президента, не служивший в органах. Его называют мягким и не слишком амбициозным политиком, готовым поступиться высокими постами, если попросят. Медведев долгое время создавал себе имидж прогрессивного политика - признавался в любви к тяжелому року и вставлял в речь молодежный сленг.

          Некоторое время назад политологи рассматривали его как либеральную альтернативу более жесткому Сергею Иванову - Медведев даже вступил в заочную дискуссию со своим оппонентом, отметив, впрочем, что серьезных разногласий между либералами и силовиками и Кремле нет. Медведев не был замечен ни в принадлежности к какой-либо политической партии, ни в участии в стычках кремлевских силовиков. При этом его считают опытным аппаратчиком. В Кремле, по некоторым данным, за глаза его называют «Визирь».                                                 
 

                                                  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

          Всесторонний анализ рассмотренной проблемы посволил сформировать следующие основные выводы.

  • Лидером в России можно стать либо в известной степени случайно - интуитивно угадав интересы широких слоев, совпав своим духовным складом с их потребностями, либо целенаправленно – выявив, исследовав эти интересы.                         Чем сложнее политическая и социальная жизнь, тем более вероятен второй путь. 
  • Личность политического лидера в России является сложнейшим многомерным образованием и состоит из множества различных взаимосвязанных структурных элементов. Не все они в одинаковой степени «ответственны» за политическое поведение.
  • Политическое лидерство представляет собой постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на общество, организацию или группу. Проблема политического лидерства общезначима для любой политической системы. Личные и профессиональные качества  политического лидера в гражданском обществе и правовом государстве имеют решающее значение.                     
  • В работе была сделана попытка дать существенный ответ на вопрос: «Какой политический лидер необходим современной России, какими специфическими качествами и характеристиками он должен обладать?».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                     СПИСОК   ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Блондель Ж. Политическое лидерство. М., 1992.
  2. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов-на-Дону, 1996.
  3. Горин Г. Национальные лидеры России // Власть 1999.
  4. Кретов Б.И. Лидерство: социально-политические проблемы: Учебное пособие. М., 1996.
  5. Крыштановская О. Анатомия российской элиты М.,2005.
  6. Милованов Ю.Е. Лидерство в малых группах управлений и политике. Ростов н/Д, 1996.
  7. Мухаев Р.Т. Теория политики: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным дисциплинам (020000) и специальности «Международные отношения» (350200). М., 2005.
  8. Пригожий А. Патология политического лидерства в России // Общественные науки и современность. 1996. №3.
  9. Советский энциклопедический словарь. – М., 1987.
  10. Урнов М., Касамара В. Современная Россия: вызовы и ответы: Сборник материалов. М., 2005.
 
 

       


Информация о работе Особенности политического лидерства