Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 15:44, реферат
Меня заинтересовало, а были ли в истории авиации другие летчики, вернувшиеся в строй после ампутации ног? Поэтому целью данной работы является выяснить, кто из летчиков совершал подвиг Алексея Петровича Маресьева, когда и при каких обстоятельствах они продолжили летать. При работе решала следующие задачи:
1.Изучить литературу по данной теме (историческую, прессу).
2. Определить, какие требования предъявляют к летчикам - истребителям.
3. Выяснить фамилии летчиков, которые вернулись после ампутации ног.
4. Узнать, почему летчики вернулись в кабину истребителя.
Введение……….………………………….……………………………..….........3
Глава I. Требования, предъявляемые к летчикам – истребителям
1.1 Требования, предъявляемые к летчикам – истребителям ……..4
Глава II. Летчики, вернувшиеся после ампутации в небо
Александр Николаевич Северский…….………….………………..…….5
Дуглас Роберт Стюарт Бадер……………...………………...……………7
Сергей Александрович Соколов……………………..………..…………9
Заключение………….………………………………………..………….……..12
Литература….……………………….……………………………...………......13
Муниципальное общеобразовательное учреждение Луговская средняя
общеобразовательная школа
Реферат
Повесть о настоящих людях
Введение……….………………………….…………………
Глава I. Требования, предъявляемые к летчикам – истребителям
1.1 Требования, предъявляемые к летчикам – истребителям ……..4
Глава II. Летчики, вернувшиеся после ампутации в небо
Заключение………….………………………………………
Литература….……………………….…………………
Введение
Война потребовала от народа величайшего
напряжения сил и огромных жертв в общенациональном
масштабе, раскрыла стойкость и мужество
советского человека, способность к самопожертвованию
во имя свободы и независимости Родины.
В годы войны героизм стал массовым, стал
нормой поведения советских людей. Тысячи
солдат и офицеров обессмертили свои имена
при обороне Брестской крепости, Одессы,
Севастополя, Киева, Ленинграда, Новороссийска,
в битве под Москвой, Сталинградом, Курском,
на Северном Кавказе, Днепре, в предгорьях
Карпат, при штурме Берлина и в других
сражениях.
За героические
подвиги в Великой Отечественной войне
звания Героя Советского Союза удостоены
свыше 11 тыс. человек. За каждой из этих
наград стоит история и величие человека
перед любыми трудностями. К сожалению,
часть этих наград нашла своих героев
уже посмертно. Среди них были лётчики
М. П. Жуков, С. И. Здоровцев и П. Т. Харитонов,
которые таранили вражеские самолёты,
когда те подступали к Ленинграду. Они
стали символами противостояния и мужества,
символом же воли и преодоления себя стал
другой летчик – истребитель Алексей
Маресьев, потерявший обе ноги, но вернувшийся
в авиацию. Он за время войны совершил
86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага:
четыре до ранения и семь — после ранения. О
его подвиге писатель Борис Полевой написал
книгу «Повесть о настоящем человеке».
Позже повесть была переведена почти на
все языки мира, по ней был снят художественный
фильм, а в Большом театре была поставлена
опера.
Меня заинтересовало,
а были ли в истории авиации другие летчики,
вернувшиеся в строй после ампутации ног?
Поэтому целью данной работы является
выяснить, кто из летчиков совершал подвиг
Алексея Петровича Маресьева, когда
и при каких обстоятельствах они продолжили
летать.
При работе
решала следующие задачи:
1.Изучить литературу по данной теме
(историческую, прессу).
2. Определить, какие требования предъявляют
к летчикам - истребителям.
3. Выяснить фамилии летчиков, которые
вернулись после ампутации ног.
4. Узнать, почему летчики вернулись в кабину
истребителя.
Гипотеза: Если летчик-истребитель Алексей Маресьев, сумел после ампутации ног вернуться за штурвал самолета, то среди русских летчиков – истребителей во время войны были те, которые повторили его подвиг.
I. Требования,
предъявляемые к летчикам – истребителям
1.1 Требования, предъявляемые к летчикам
– истребителям
Высокие требования предъявляет авиация
ко всем летчикам, летающим и на бомбардировщиках,
и на разведчиках, и на штурмовиках. Все
они должны обладать храбростью, выносливостью,
безукоризненно владеть своей машиной
и оружием. И все же особых качеств требует
профессия летчика-истребителя[2].
Летчик-истребитель
в течение всего боя, с момента вылета
и до возвращения на аэродром, находится
в кабине один, он должен решать, и порой
мгновенно, множество задач.
Во-первых, поддерживать связь со своим
напарником: истребители редко вылетают
в одиночку.
Во-вторых, следить за воздушной обстановкой
в небе вокруг себя.
В-третьих, найти противника и не упускать
его из виду до тех пор, пока не удастся
занять выгодное положение, и уничтожить
его, стреляя из пулеметов и пушек.
В-четвертых, следить за приборами, за
поведением двигателя и самолета.
В-пятых, поддерживать по радио связь с
землей.
В-шестых, руль направления, управляется
нажатием ногами на педали[1с. 7].
И все это ему приходится делать практически
одновременно!
Летчику-истребителю
свойственны не только личная отвага,
но и молниеносная быстрота ориентировки,
необычайная находчивость. Он должен обладать
железной выносливостью; ни на одном другом
типе самолета летчику не приходится испытывать
такое физическое напряжение, такую перегрузку
организма, как на истребителе при выполнении
им горки, пикирования, виража и других
маневров при высоких скоростях полета[3].
II. Летчики, вернувшиеся после ампутации в небо
Первым летчиком, который вернулся в авиацию
после ампутации ноги, стал Александр
Николаевич Северский[8, с.212]. Он родился
24 Мая 1894 года в Тифлисе. Предки его были
военными. Отец решил дать сыну военное
образование. Александр был зачислен в
Морской кадетский корпус и в декабре
1914 года получил чин мичмана.
1 Мая 1915
года Александр совершил свой первый самостоятельный
полёт. 6 Июля при посадке самолёта, на
котором Северский летал на разведку и
бомбардировку немецких кораблей, внезапно
взорвалась имевшаяся на борту бомба.
Лётчик был тяжело ранен. Опасаясь гангрены,
врачи хотели почти полностью ампутировать
Александру изувеченную взрывом правую
ногу, но, вняв просьбам лётчика, решили
пойти на риск и ограничились ампутацией
ноги чуть ниже колена.
После операции
он начал усиленно тренироваться ходить
сначала на костылях, а потом без костылей,
с деревянным протезом ноги. Сильная воля,
вера в себя и хорошая спортивная подготовка
сделали чудо: со временем он смог научился
играть в гольф, бадминтон, кататься на
коньках, танцевать, плавать на большие
расстояния. Но эта деятельность не давала
ему полного удовлетворения. Северский
был убеждён, что, несмотря на протез, он
может и должен летать. Чтобы доказать
это, он без разрешения выполнил полет
на новом типе самолёта. Причём, это был
не просто полёт: среди бела дня, при честном
народе, мичман Северский на летающей
лодке М-9 пролетел под самой серединой
Николаевского моста...
В знак восхищения перед отвагой и волей пилота царь Николай II специальным решением простил дисциплинарный проступок и разрешил Северскому вернуться к лётной службе. И уже весной 1916 года, в составе большой группы "летающих лодок", Александр отправился из Петрограда на фронт. Александр Северский стал одним из самых известных лётчиков - асов в России во время первой мировой войны. Он налетал 1600 часов, участвовал в 57 воздушных боях, одержал 13 побед, имел множество боевых наград, в том числе почётное Золотое оружие и орден Святого Георгия. Был награждён специальной наградой за ценные изобретения в области морской авиации. Он обладал званием командующего истребительной авиацией Балтийского флота. А было ему, в ту пору, всего - то 23 года !
На одной из встреч Алексея Петровича
Маресьева со школьниками ему был задан
вопрос: « Когда он решил, что обязательно
продолжит летать?» Алексей Петрович посмотрел
на ребят и сказал, что врачи его пожалели
и принесли ему газетную статью об английском
лётчике-истребителе Дугласе Роберте
Стюарте Бадере, которому замена ног на
протезы совсем не мешает громить врага
в небе[5].
Родился
Дуглас 2 февраля 1910 года в Лондоне[9]. Не
очень просто сложилось его детство, но
однажды, 13-летиним мальчишкой, попав в
кабину самолёта, он навсегда влюбился
в небо. Летом 1928 года он поступил в лётную
школу. Его карьера складывалась неплохо.
В ноябре 1931 стало известно, что он зачислен
в Королевский ВВС, но всё сгубила юношеская
пылкость.
Поспорив
с одним из выпускников училища, что он
сможет лучше управиться с самолётом,
он совершил роковую ошибку. Страшная
катастрофа, тяжела травма ног и их вынужденная
ампутация поставили крест на его карьере
лётчика. Пару лет он учился ходить и жить
заново. Потом он нашёл хорошую работу,
и уже почти перестал думать о полётах,
как вдруг начавшаяся война вновь пробудили
в нём летчика.
Всеми правдами,
неправдами он добился признания его годным
к полётам. Отличная лётная выучка позволила
ему быстро восстановить навыки, и 7-го
февраля 1940 года он был направлен для прохождения
службы. После нескольких боёв Бадер решительно
отбросил все официальные инструкции
и принялся учить воевать своих пилотов
так, как воевали в первую мировую и как
уже воевали немцы. Красивый групповой
полет всей эскадрилий быстро уступили
место отдельным, хорошо слетанным, парам
истребителей. Именно эта тактика вывела
его эскадрилью в ряды лучших.
Свой последний вылет он совершил 12 августа
1941 года. Совершая очередной налёт на немецкие
объекты в оккупированной Франции, он
был сбит и попал в плен, где пробыл до
самого конца войны.
Всего за
время участия в боях Второй Мировой
Бадер достиг 20-ти воздушных побед, из
них четыре «общие победы», 11 вражеских
самолетов были им повреждены или сбиты.
За свои
выдающиеся заслуги для всех Королевских
Военно-Воздушных Сил, Бадеру было присвоено
звание Ас Его Величества и поручено возглавить
группу из 12 ветеранов, пролетающих над
Лондоном во главе Парада Победы 15 сентября
1945 года.
2.3. Леонид Георгиевич
Белоусов
Белоусов окончил школу
В феврале
1938 года Белоусов выполнял ответственное
задание командования. Самолет потерпел
аварию и загорелся. В очень тяжелом состоянии
летчик был доставлен в госпиталь. Он перенес
множество пластических операций.
Великая
Отечественная война застала Л.Г. Белоусова
на полуострове Ханко, где он командовал
эскадрильей истребителей 13-го авиаполка
КБФ.
В декабре
1941 года недолеченные ожоги на ногах Белоусова
осложнились. Началась гангрена. В тыловом
госпитале ему ампутировали одну ногу
выше колена, а другую – ниже колена. В
апреле 1944 года летчик возвратился в свой
полк и добился разрешения летать. Он совершил
30 боевых вылетов, участвовал в двух воздушных
боях, в освобождении Нарвы и Выборга,
был награжден орденом Отечественной
войны первой степени.
Всего гвардии
майор Белоусов совершил 300 боевых вылетов,
сбил три самолета противника. В феврале
1945 года гвардии майор Л.Г. Белоусов уволен
в запас.
2.4. Захар Артемович
Сорокин
Захар Артемович Сорокин
В октябре 1941 года Сорокин был
подбит, ранен в ногу. Ему удалось
посадить машину. Недалеко сел
им же подбитый немецкий
В полевом
госпитале ему ампутировали ступни обеих
ног. После излечения Сорокин обращается
к наркому: “Разрешите отомстить за те
раны, которые нанесли фашисты нашему
народу и мне. Считаю, что смогу летать
на боевом самолете и уничтожать фашистов
в воздухе”.
В первые
дни весны 1943 года вернувшийся в строй
гвардии старший лейтенант Сорокин стал
совершать боевые вылеты. Он был назначен
командиром звена в первую эскадрилью.
В ней он служил до ранения.
Итог боевой
деятельности летчика-истребителя Сорокина
– 11 лично сбитых самолетов противника.
Шесть последних сбиты летчиком, летавшим
с протезами обеих ног.
Об Алексее
Маресьеве Сорокин узнал, когда прочел
повесть Полевого. Осенью 1955 года Сорокин
и Маресьев встретились. Поговорить им
было о чем. С 1955 года капитан Сорокин в
отставке.
2.5.
Сергей Александрович Соколов
"Повесть о настоящем человеке" Бориса
Полевого о летчике Алексее Маресьеве
Герой России полковник Сергей Соколов
прочитал школьником, но вряд ли Соколов
мог подумать, что он повторит судьбу легендарного
летчика[7].
"Стингер"
угодил в истребитель-бомбардировщик
Су-17м3 25 апреля 1984 года на высоте около
1200 метров. У старшего лейтенанта Соколова
тот вылет был 119-м. Авиазвено под его командованием
участвовало в шести крупных общевойсковых
армейских операциях, уничтожая живую
силу и боевую технику противника.
От удара
ракеты самолет резко накренило, начало
вращать. Одновременно машина стала терять
высоту. Попытки прекратить вращение самолета
оказались неудачными. Но Соколов повторял
их снова и снова, и ему это удалось. Рванул
ручку катапульты. Парашют раскрылся практически
одновременно с приземлением.
"Когда
выбрался на берег, - вспоминает Сергей
Александрович, - увидел, что справа - кишлак,
слева - кишлак, сзади - старинная крепость.
В центре этого треугольника - большое
дерево, возле которого и затаился. Через
некоторое время из кишлака начали выходить
«духи». Выстроились гуськом и пошли к
месту падения самолета.
Больше
часа летчик вел бой в полном окружении.
Позже стало известно, что он уничтожил
более двадцати "духов", но израсходовал
весь боезапас. Враги щедро поливали его
свинцом. Соколов получил тяжелое огнестрельное
ранение. Чувствуя, что в любую минуту
может потерять сознание, поставил рацию
на постоянный тональный сигнал, посмотрел
на небо и, выдернув зубами чеку из последней
гранаты, крепко зажал ее в руках…
Пуля со
смещенным центром тяжести повредила
внутренние органы в области живота, перебила
обе седалищные кости и нерв на левой ноге.
В области сердца были сломаны три ребра.
Врачи долго сражались за жизнь летчика.
Когда перевозили в Ташкент, операцию
делали прямо в санитарном самолете.
Потом были
два с половиной года в госпиталях. Тринадцать
операций, семь из них очень тяжелые. Страшное
время в жизни молодого офицера. Таяла
вера в возможность вернуться к летной
работе. Сергей в своих письмах к друзьям-летчикам
обещал вернуться в строй, хотя сам в это
верил с трудом.
Пришлось
заново учиться ходить. Несмотря на реабилитационные
мероприятия, стопа левой ноги так и "не
включилась". В 1985 году военно-врачебная
комиссия списывает с летной работы, Сергей
добивается разрешения остаться в армейском
строю и поступает на штурманский факультет
Академии имени Гагарина. Поблажек и скидок
на здоровье ему не делали. "Три месяца
учусь, три - лечусь, приходилось догонять,
наверстывать" – говорил он о себе
Официальное
медосвидетельствование и допуск к полетам
Соколов получил в Центральном госпитале
в Сокольниках. Упорствовал лишь хирург.
Посмотрев документы, сказал: "Тех, кто
дал вам летную и медицинскую характеристики,
надо посадить в тюрьму вместе с вами".
Это было 12 марта 1995 года, а 13 марта вышел
указ президента России о присвоении Сергею
Александровичу Соколову звания Героя
России "за личное мужество и героизм,
проявленные при выполнении первого среди
инвалидов мира прыжка с парашютом на
Северный полюс и освоении авиационной
техники". И врач сдался.
В служебной
характеристике полковника Соколова написано:
"Военный летчик-снайпер. Прослужил
33 календарных года, из них 25 - инвалидом
войны. 15 лет находился на летных должностях.
Освоил 11 типов самолетов и вертолетов,
из них семь типов, будучи инвалидом. В
настоящее время летает на самолетах Як-52,
Л-29, Ан-2 и вертолетах Ми-2 и Ми-8. Летает
днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.
Общий налет - более 2500 часов. Летных происшествий
и предпосылок к ним по личной вине не
имеет. Подготовил 26 летчиков, из них 1-го
класса - 8 человек, 2-го - 4 человека, 3-го
- 8 человек, трое стали летчиками-испытателями,
один - летчиком-снайпером. Шестерым летчикам
присвоено звание мастера спорта России,
двум - заслуженного мастера спорта, четверо
входили в состав сборной команды России
по вертолетному спорту. Один летчик удостоен
звания Героя России. Внес большой личный
вклад в подготовку сборной команды России
по купольной акробатике, являвшейся призером
чемпионатов Европы и мира с 1998 по 2005 год.
Соколов с 1997 по 2005 год - вице-президент
Федерации
вертолетного спорта России, а в 2006-м стал
президентом Федерации авиационных видов
спорта Московской области". В 1997-1998
годах трижды в качестве командира вертолета
Ми-8 совместно с МВД России принимал участие
в обезвреживании преступных группировок
на территории Липецкой, Ивановской и
Московской областей".
Премию
имени Алексея Петровича Маресьева "За
волю к жизни и преодоление судьбы"
Сергей Александрович получил в 2006-м. Присуждают
ее тем, кто продемонстрировал образцы
героизма и стойкости, необыкновенную
волю к жизни в тяжелейших испытаниях