Политическая культура и политическое поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 11:07, реферат

Краткое описание

Термин «политическая культура» появился в XVIII в., хотя теория сформировалась позже — в 50-60-е гг. XX в. Существует множество определений и подходов к этому феномену, но общепризнано, что политическая культура является частью общей культуры. Культура как совокупность материальных и духовных ценностей, специфический способ человеческой деятельности вырабатывается в ходе исторического развития, влияет на способ осуществления власти и, в свою очередь, зависит от политических преобразований. Через политическую культуру осуществляется присоединение личности к политической системе и политической деятельности.

Содержание

Политическая культура.
Политическое поведение и участие.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат политология.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

 В любом  обществе, в любой политической системе присутствуют элементы того и другого участия. В тотальных и авторитарных режимах доминирует мобилизационный тип участия. Демократии в большей степени присущ автономный тип, хотя и при демократическом режиме существуют элементы мобилизационного поведения. Так, в избирательных кампаниях активно используется метод манипулирования сознанием.

 При анализе  политического участия следует  иметь в виду мотивы политической  деятельности индивидуума. К наиболее  общим мотивам относят идеологический, нормативный и ролевой.

 Идеологический  мотив означает, что личность  участвует в политической жизни,  разделяя и поддерживая официальную  идеологию общества. Такой мотив  обеспечивает идентификацию личных  политических ценностей с политическими  ценностями государства, входящими в структуру личности. Однако расхождение личных и политических установок может вызвать резко негативную и даже враждебную реакцию против государства и политической системы.

 Нормативный  мотив означает, что политическое  поведение человека строится  по правилам, диктуемым политической системой, без их соотнесения с личностными ценностями и установками. Поведение индивидуума основывается на признании силы власти, выработанном в процессе политической социализации. Подчинение политической системе рассматривается как исключительно правильная и ценная ориентация.

 Ролевой  мотив связан с той социальной  ролью, которую личность выполняет  при данной политической системе,  т. е. с его социальным положением  и собственной самооценкой. Чем  ниже социальное положение, тем более вероятным становится радикальный настрой личности против существующей власти.

 Значительный вклад в исследование мотивов вовлеченности индивидуума в политику внесли приверженцы «гуманистической» психологии. Согласно концепции ее основоположника А. Маслоу существуют пять основных потребностей личности: физиологическая, безопасности, любви, самоутверждения, самоактуализации. Данные потребности образуют устойчивую иерархию, в которой физиологические потребности считаются низшими, а потребности самоутверждения и самоактуализации — высшими. По мере удовлетворения низших потребностей действия человека начинают определять высшие потребности.

 Очевидно, что данный подход  может быть с успехом применен  для исследования политической  деятельности. При этом: физиологические  потребности в политической сфере  могут трансформироваться в потребность  повышения жизненного уровня; потребность в безопасности — в стремление к социальному миру, порядку и законности; потребность в любви — в потребность социальной идентичности (чувства принадлежности к определенной социальной группе, партии, движению и т. п.); потребность самоутверждения — в потребность повышения социального статуса и престижа; потребность самоактуализации — в потребность выразить и реализовать свои интересы и убеждения в политической сфере.

 В обществе, в котором не  удовлетворены самые первичные  потребности индивидуума, политическое поведение и участие будут определяться отнюдь не стремлением воплотить свои ценности и интересы, достичь каких-либо гуманных целей, а в первую очередь неудовлетворенными социально-экономическими потребностями, а также потребностью в социальной и правовой защищенности. Так, в России социологи фиксируют наибольшую озабоченность населения низким уровнем жизни и проблемами безопасности. Соответственно и включение в политику большинства российских граждан происходит под лозунгами повышения жизненного уровня, социальной защиты, борьбы с преступностью, которые отражают неудовлетворенность двух низших потребностей.

 Согласно положениям концепции  Р. Инглхарта, в стабильном, экономически  развитом обществе, в котором  удовлетворены основные материальные потребности людей, происходит сдвиг в сторону постматериальных ценностей. На передний план выходят потребности: улучшения качества жизни, улучшения экологии, большего участия личности в принятии решений на местном уровне, преодоления бюрократизма и безличности власти, гармонизации социальных отношений и т. п. Отсюда появление новых массовых движений: молодежных, «неформальных», экологических, пацифистских и т. п.

 Рассмотрим более подробно  некоторые типы политического  участия.

 К наиболее распространенному типу относится электоральное поведение. Многочисленные исследования показали, что на предпочтения избирателей влияют многие факторы: пол, возраст, конфессиональная принадлежность, особенности первичной социализации. Несмотря на многообразие вышеприведенных факторов, существуют некоторые общие тенденции поведения отдельных электоральных групп. Например, мужчины в целом гораздо более активно, чем женщины, участвуют в выборах. На активность влияет образование: образованные граждане демонстрируют высокую степень политического участия в избирательном процессе. Лица от 35 до 55 лет более активны, нежели молодежь или лица пожилого возраста. Влияние на активность оказывают семейное положение и членство в каких-либо организациях. Взгляды и предпочтения женщин более консервативны, нежели у мужчин. Замужние неработающие женщины часто придерживаются политических установок своих мужей. Молодежь в определенной степени тяготеет к радикализму и охотно отдает свои голоса тем, кто обещает скорые перемены. Ее избирательные ориентации расходятся с ориентациями большинства общества, а уровень активности относительно невысок. Люди пожилого возраста тяготеют к левым партиям.

 Безусловно, вышеперечисленные  тенденции не абсолютны. Выборы  часто оказываются трудно предсказуемыми. Зачастую избиратель, недовольный традиционными политическими партиями, под влиянием сиюминутных настроений и впечатлений, стремительно меняет свои ориентации и предпочтения. Не случайно некоторые, не лишенные чувства юмора политологи проводят аналогии между женским характером и характером среднего избирателя.

 В структуре политического  поведения и участия определенное  место занимают протестные формы  поведения. Политический протест  — это проявление в открыто  демонстрируемой форме негативного  отношения к политической системе в целом, к ее отдельным элементам, нормам, ценностям, принимаемым решениям.

 К протестным формам поведения  относят митинги, демонстрации, шествия,  забастовки, пикетирования, массовые  и групповые насильственные акции.  Наиболее распространенной причиной протестного поведения является депривация, т. е. состояние недовольства, вызываемое расхождением между реальным и (или) оцениваемым и ожидаемым состоянием, к которому стремится субъект. В том случае, когда сравнение социальной действительности (или ее оценки) с социально значимыми ценностями порождает чувство глубокой неудовлетворенности, может возникнуть ощущение, что при некоторых социальных и политических изменениях желанные цели могут быть достигнуты в относительно короткий срок. Если описываемое расхождение становится значительным, а недовольство приобретает массовый характер, возникает мотивация участия в протестных действиях. Факторами депривации могут быть экономический спад, резкий рост налогов и цен, разрушение стандартных норм и убеждений, утрата привычного социального статуса, завышенные ожидания, отрицательные результаты сравнения собственных успехов с успехами других или с некоторым «нормативным» состоянием.

 Как показывает политическая  практика, недовольство порождает  протест прежде всего у тех, кто еще не потерял надежду «выбиться в люди», у кого уже были успешные попытки улучшить свое положение. Таким образом, протестное поведение более свойственно людям, чье положение относительно улучшилось, нежели тем, у кого оно стабильно остается плохим. Следовательно, «взрыв» протестных форм поведения с большей вероятностью происходит в период перехода от экономического подъема к глубокой депрессии, когда люди начинают сравнивать свое новое положение с предыдущим. Подобные предпосылки протестного поведения людей необходимы, но не достаточны. Для того чтобы протест состоялся, необходимы определенный уровень социального недовольства, признание силы и массовых действий в качестве приемлемого средства социальных перемен. Росту депривации и активизации протестных действий способствуют радикальные идеологии, лозунги и символические акции, недоверие к политическому режиму, разочарование в традиционных способах выражения требований.

 Достаточно часто политический  протест проявляется в форме  митингов, демонстраций, шествий, забастовок. При низкой степени институционализации подобные акции могут приводить к массовым беспорядкам, насилию, прямому столкновению с властями. Именно поэтому проведение массовых политических мероприятий регулируется во многих демократических странах специальными законами, которые предусматривают ряд необходимых мер, предшествующих проведению подобных акций (порядок уведомления властей о проводимых мероприятиях или получение организаторами предварительного разрешения властей на проведение митингов, демонстраций, шествий и т. п.).

 К насильственным не конвенциональным  типам политического поведения  и участия относится терроризм.  Понятие «терроризм» не следует  путать с понятием террористическая  деятельность, в содержание которого  входят как террор, проводимый государством против народа или политических деятелей других государств, убийства политических конкурентов, так и собственно терроризм. Под терроризмом понимается оппозиционная деятельность экстремистских организаций или отдельных личностей, целью которых является систематическое или единичное применение насилия (либо его угрозы) для запугивания правительства и населения. Характерной чертой, отличающей терроризм от уголовных преступлений, является проведение таких насильственных акций, которые способны вызвать в обществе шок, получить широкой резонанс, повлиять на ход политических событий и принятие решений.

 Существуют различные виды  политического терроризма.

 По идеологическим ориентациям  выделяют: правый (неофашистский, правоавторитарный) и левый (революционный, анархистский, троцкистский и т. п.) терроризм.

 По преследуемым террористами  целям различают культуро-творческий (возбуждающий общественное сознание  с помощью кровавых акций),рациональный (являющийся средством политического участия) и идеологический (воздействующий на всю политическую систему в целом и ее нормы) терроризм.

 По исторической направленности  терроризм может подразделяться  на анархо-идеологический, стремящийся  нарушить традиционную политическую  систему, мир отцов, прервать историческую преемственность, и национал-сепаратистский, стремящийся, наоборот, восстановить мир предков, былое величие и единство нации, независимость и суверенитет, отвоевать утраченные территории, отомстить за нанесенные травмы и обиды.

 В отдельный вид выделяется религиозный терроризм, стремящийся к войне против «неверных». Среди организаций такого типа наибольшее распространение получили группы исламско-фундаменталистского толка.

 К методам терроризма относятся  убийства политических деятелей, похищения, угрозы и шантаж, взрывы в общественных местах, захват зданий и организаций, захват заложников, провоцирование вооруженных столкновений и т. п. Для членов террористических организаций характерно стремление оправдать свои действия высшими целями, невозможностью иначе повлиять на ситуацию. Однако мотивы участия в деятельности террористических организаций чаще всего бывают абсолютно иные.

 Ученые утверждают, что основу  террористических организаций составляют  лица от 20 до 30 лет. Среди них  высок удельный вес студенчества, особенно учащихся гуманитарных специальностей. Лица старше 30 либо возглавляют эти организации, либо являются «экспертами», их консультирующими.

Рост терроризма прямо не связан с социально-экономической ситуацией  в обществе. Безусловно, кризис и спад производства влияют на распространение террористического поведения, однако «всплеск» террористических акций можно наблюдать и в экономически благополучных странах. На развитие терроризма значительное влияние оказывает эмоционально-интеллектуальный настрой общества. Так, романтическое восприятие терроризма как борьбы за правду, справедливость, как своего рода «политического робингудства» способно оказать моральную поддержку террористам и способствовать распространению чудовищных преступлений. Резкое же неприятие терроризма как исключительно асоциального явления — залог успеха в борьбе с ним.

Однако какими бы целями ни оправдывался политический терроризм, он был и  остается одним из тяжелейших политических преступлений. Поэтому проблемы борьбы с терроризмом международным сообществом признаются наиболее приоритетными.

 Важно учитывать результативность, возможности и пределы политического  участия различных субъектов  политического поведения. Чем  ближе человек к власти, тем  больше у него возможностей оказывать влияние на принятие властных решений. Влияние же рядовых граждан на структуры власти, даже в условиях демократических режимов, незначительно. Большую долю ответственности и компетенции в осуществлении власти берут на себя различные политические институты.

 Некоторые политические институты  вообще остаются за пределами  влияния населения. Не секрет, что до сих пор существуют  закрытые политические зоны. По  данным западных политологов,  до 90 % населения планеты не имеет  возможности контролировать действия институтов власти, затрагивающих их судьбы.

 Большинство политологов полагают, что признаком нормально функционирующей  системы политических отношений  является не всеобщая политизация  населения, а нормальная деятельность  граждан и политиков в своих сферах, причем личность, успешно занимающаяся своим делом и полноценно обеспечивающая свою жизнь, как правило, не вмешивается в политику. «Хотя норма, требующая от человека участия в общественных делах, широко распространена, активное участие в них отнюдь не является наиболее важной формой деятельности для большинства людей. Оно не является ни основным их занятием в свободное время, ни главным источником удовлетворения, радости и волнения». Обычно люди ограничивают свою политическую деятельность участием в выборах, референдумах. Но как только они испытывают ограничения и давление со стороны существующей власти (несовершенство законодательства, чрезмерное налогообложение, расовая дискриминация и т. д.), их политическая активность повышается.

Информация о работе Политическая культура и политическое поведение