Политическая культура личности и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:22, реферат

Краткое описание

-Политическая культура: понятие, структура, функции
- Содержание политической культуры
-Политическая культура и характер власти в обществе

Содержание

Введение.

Основная часть:
-Политическая культура: понятие, структура, функции
- Содержание политической культуры
-Политическая культура и характер власти в обществе
3. Заключение.
4. Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Политология. Политическая культура.docx

— 39.30 Кб (Скачать файл)

Политология

Тема: Политическая культура личности и общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Введение.

 

  1. Основная часть:

-Политическая культура: понятие,  структура, функции

- Содержание политической  культуры

-Политическая культура  и характер власти в обществе

3. Заключение.

4. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Вовлечение социальных групп и  индивидов в политику обусловлено  их стремлением реализовать свои социально значимые интересы. Однако существующие у них интересы реализуются  не прямо, а опосредуются теми значениями и смыслами, в которых выражено отношение субъектов политики к  власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т. д.

Сами же смыслы и значения предписываются господствующей в обществе политической культурой, т. е. нормативно-ценностной системой, которой придерживается большинство  населения. Ценностно-нормативная система  существует в виде общераспространенных и общепринятых фундаментальных  поведенческих, политических ценностей  и идеалов. С момента своего возникновения политика как одна из главных публичных сфер жизни имела ценностно-нормативное измерение, в котором выражались представления людей об общественном благе, о наиболее справедливом устройстве общества. Все возникающие политические институты, их социальное предназначение, формы взаимодействия власти и личности определяются существующей политической культурой общества. Впервые термин "политическая культура" употребил в XVIII веке немецкий просветитель И. Гердер. Естественно, он не предполагал, что концепция политической культуры окажет такое влияние на политическую науку и практику. Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентации и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности и установки, но и действующие нормы политической жизни. Таким образом, политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти, индивида и общества.

1. Политическая  культура: понятие, структура, функции

Политическая культура:

1) составная часть общей культуры  человечества, формирующаяся и непосредственно  проявляющаяся в процессе политической  жизни; 

2) ценностно-нормативная система  исторически сложившихся политических  традиций, идей, ценностей, ориентации, установок, навыков, стиля массового  политического поведения и функционирования  субъектов политики, обеспечивающая  воспроизводство политической жизни  общества.

Политическая культура — это  обширная сфера общей культуры человечества, которая непосредственно связана  с политикой. Она выражается в  достигнутом уровне, качестве и направленности политического бытия человека, политической жизни общества и, соответственно, в  характере политических процессов, политической деятельности людей, функционирования и развития политических институтов и режимов, доминирующих политических ценностей и образцов поведения, теорий и идеологии, политической социализации граждан и коммуникационной системы  модернизации общественных отношений. Политическая культура в широком смысле выступает как совокупный показатель политического опыта, уровня политических знаний и чувств, образцов поведения и функционирования политических субъектов, как интегральная характеристика образа жизни страны, класса, нации, социальной группы, индивидов. Она представляет собой исторический опыт, историческую память социальных общностей и отдельных людей в сфере политики, их ориентации и навыки, влияющие на политическое поведение. Этот опыт содержит в обобщенном, преобразованном виде впечатления и предпочтения в сфере как международных, так и внутренних отношений. Политическая культура неотделима от уровня и качества развития человека. Она представляет собой комплекс тех элементов и феноменов общественного сознания, которые в значительной мере влияют на формирование, функционирование и совершенствование политических институтов, придают значимость и направление политическому процессу в целом, политической деятельности и поведению широких масс населения. Существующие определения политической культуры можно разделить на две основные группы.

В первую из них входят сравнительно узкие трактовки данного понятия, когда политическая культура сводится, по сути, к комплексу политических ориентации, установок и поведения  индивидов.

Ко второй группе относятся ее расширительные толкования в качестве важного компонента общей культуры, связанного с политикой.

По-видимому, можно сказать, что  культура и политика соединяются  и взаимообогащаются в данном феномене, который предстает, с одной  стороны, как культура политической деятельности и политических отношений, а с другой — как «культурная» политика. Политическая культура неразрывно связана с политической деятельностью и обусловливает определенный характер, «технологию» ее осуществления. Она тесно взаимодействует с политическим сознанием индивидов и социальных групп, однако вовсе не сводится к каким-либо отдельным его проявлениям. Поэтому политическую культуру недостаточно рассматривать только как совокупность некоторых политических знаний и ценностей, опыта и традиций ее субъектов. Она выступает также как система поведенческих ценностей, как совокупность наиболее устойчивых форм и «духовных кодов» политической деятельности людей. В своем реальном движении политическая культура существует в трех основных деятельных формах: духовной (духовно-практической), включающей политический опыт, традиции, нравы, роли, ценности, ориентации и установки, способы выражения политических чувств и эмоций, осуществления политического мышления; предметной, охватывающей определенные способы и образцы организации политических институтов, средств политической деятельности, которые материализуют достижения научной мысли, и функциональной, определяющей способы, стиль, приемы, средства политической деятельности, характер политического процесса. Эти формы тесно взаимосвязаны друг с другом и представляют конкретно-исторический уровень политической свободы людей, выражающий меру их господства над властью собственного объединения, своего рода «степень отчуждения власти». Чем демократичнее принципы властвования, чем разнообразнее и гибче способы контроля над политической властью, тем выше уровень политической культуры.

 

Следовательно, в политической культуре выражается совокупность служащих определенным интересам образцов, форм, ценностей  политического сознания, которые  возникают в ходе политической деятельности, опосредуют процесс политического  властвования и политического участия  и являются наиболее типичными для  политической системы, социальной группы или индивида способами выражения  и реализации политической свободы.

 

2. Содержание политической  культуры

Политическая культура общества может быть проанализирована как по суммарным показателям  уровней политических культур его  членов — граждан, их социальных групп  и слоев, классов, так и по показателям, характеризующим только общество как  единый и неделимый организм. К  числу последних следует отнести  характер существующей политической организации  общества, формы и методы функционирования политических институтов, степень и  способы участия граждан в  политической жизни общества, накопленный  социально-политический опыт, существующие политические традиции и обычаи, систему  политических идей, знаний, принципов, используемых в общественном развитии.

По мнению польского  социолога А. Боднара, к политической культуре следует относить:

а) знание политики, фактов, заинтересованность ими;

б) оценку политических явлений, оценочные суждения, касающиеся того, как должна осуществляться власть;

в) эмоциональную  сторону политических позиций, например любовь к родине, ненависть к врагам;

г) признание в  данном обществе образцов политического  поведения, которые определяют, как  можно и следует поступать  в тех или иных ситуациях.

Он полагал, что  в общих чертах политическая культура является исторически сформированной совокупностью ясных и скрытых  представлений о различных аспектах политической жизни, в которую входят:

а) политические ценности;

б) политические нормы; в) политические институты;

г) политические образцы;

д) способы политического  действия индивидов и общественных групп.

 

 

 

 

 

Политическая культура — это многоаспектное явление, имеющее  глубокие исторические и психосоциальные  корни. Наряду с рациональными позициями  и целевыми действиями в ее рамках существуют феномены, обусловленные  нерациональными и в силу этого  не поддающиеся простому причинно-следственному  объяснению факторами. Различные элементы политической культуры обладают неодинаковой степенью устойчивости и функциональной значимости и при этом находятся в определенном соподчинении. Можно выделить компоненты ядра политической культуры, т.е. такие ее элементы и феномены, которые играют основополагающую роль в формировании «политического порядка нации». Это ориентации в отношении правительственных структур; ориентации в отношении других политических систем; ориентации в отношении собственной политической деятельности. Первая группа включает «ориентации режима», т.е. оценку основных правящих институтов, их символов, официальных лиц и «ответ» на них, а также «ориентации в отношении правительственных "входов" и "выходов"», имея в виду, что требования в сфере публичной политики — это «вход» в политическую систему принятия решений, а сами решения, принимаемые правительством (режимом), — это «выход».

Вторая  группа ориентации представляет «политические идентификации», т.е. само отождествление субъекта с определенной нацией, народом, племенем, государством, городом, деревней, географическим регионом, историческими символами, группами людей (семья, коллектив, друзья), к которым он испытывает чувство привязанности, обязанности, долга, лояльности, дружбы, любви; «политическое доверие» к тем, с кем приходится взаимодействовать в ходе политического процесса, а также «правила игры», которыми должен руководствоваться субъект политических отношений и процессов.

 

 

 

 

 

Третья  группа ориентации охватывает «политическую компетентность», участие граждан в политической жизни и использование ими доступных средств обеспечения этого участия, а также «политическую эффективность», ощущение возможности оказания влияния на политический процесс.

Определяя ареал  политической культуры, следует исходить из того, что применительно к сфере  политических отношений она характеризуется  всеобщностью присутствия. Политическая культура как бы растворена по всей совокупности отношений, складывающихся между участниками политического  процесса. Нетрудно заметить, что в большинстве обществ в рамках политического процесса существует несколько групп субъектно-объектных отношений, рождаемых самим содержанием этого процесса.

 

 

 

Первая  группа — отношения социального субъекта (индивид, группа, класс, нация) к политическим институтам, а также к международному сообществу. Имея в виду структурный характер институционального объекта, следует учитывать отношения социального субъекта не только к институциональному объекту как целому, но и отдельным его составным частям и элементам. Анализируя идеальный аспект отношений социального субъекта к институциональному объекту и рассматривая эти отношения под разными углами и в разном масштабе, исследователь получает возможность выявить распространенные в обществе различные виды политических ориентации (когнитивных, аффективных, оценочных), культуру политического поведения.

Вторая  группа — отношения между институтами политической системы. Выступая в качестве объекта по отношению к социальному субъекту, институты политической системы общества сами оказываются в роли субъекта, когда взаимодействуют друг с другом. Так происходит, например, с политическими партиями, в отношениях между которыми с течением времени устанавливаются определенные правила и традиции. В этом же блоке можно рассматривать и отношения, складывающиеся между институтами данной политической системы и международным сообществом.

 

Третья  группа — отношения институционального субъекта к социальному объекту. Они позволяют выявить традиционные способы воздействия различных партий и организаций на электорат, определить типичность ориентации государства и его структур на те или иные характерные социально-политические ситуация.

При рассмотрении субъектно-объектных  отношений целесообразно обращать внимание на характер и направленность политических интересов. Известно, что  у людей с различными интересами политическое поведение может значительно  отличаться. В то же время объективный  политический интерес не всегда выражается индивидом адекватным образом, поскольку  он преломляется через различные  формы социальных, этнических и иных отношений, потоков информации. Изучение политической культуры помогает понять характер мотивов и целей участия  людей в политике, их политических установок, определяемых объективными и субъективными интересами, преломляющимися  через систему ценностей и  социокультурных традиций, норм политических взаимоотношений, политических знаний и воплощающихся в определенных типах и образцах политической деятельности и поведения. В этом смысле политическая культура является проявлением в  агрегатной форме психологических  и субъективных измерений политики.

 

Применительно к  политической культуре можно выделить относительно постоянный «субстрат», как бы определяющий ее социально-политическое содержание и дающий ей определенную идейно-политическую направленность, а также «переменные» компоненты, изменяющиеся в зависимости от конъюнктурных  сдвигов в различных сферах общественной жизни.

«Субстрат» политической культуры составляют ее идеологические, социально-политические и социально-психологические  компоненты, определяющиеся общественно-историческими, национально-культурными, социально-экономическими и другими долговременными факторами, условиями, образованиями. Именно они  характеризуются относительной  устойчивостью, имеют тенденцию  к воспроизводству. Эти компоненты включают, как правило, ориентации и  установки людей в отношении, существующей общественно-политической системы и строя в целом, составляющих ее институтов и организаций, важнейших  правил общественно-политического  поведения и деятельности. К ним  относятся и устоявшиеся морально-этические  ценности, национально-психологические  нормы поведения, традиции, стереотипы и т.д.

«Переменные» же компоненты политической культуры - это  те, которые поддаются изменениям в силу действия кратковременных  факторов. Наиболее «изменчивы» конкретные политические деятели, их взгляды и  ориентации, отдельные группы людей, некоторые институты политической системы,- политические настроения и  др.

 

 

В политической культуре целесообразно различать рациональный и эмоционально-волевой уровни. Первый складывается на основе коренных социально-экономических  и политических интересов, социального  статуса различных категорий  населения, а также формируемых  на базе этих интересов соответствующих  ориентации, установок и др.; второй — на основе рассудочных и иррациональных элементов и феноменов, которые  определяются, прежде всего, социокультурными и социопсихологическими факторами. Политическая культура является составной частью общественно-исторической почвы, в состав которой входят традиция, национальное наследие, геополитический фактор, исторически сформированная социальная и этническая структура, вероисповедание и т.д. Все они выступают как доминанты, некие основания. Известно, что, в конечном счете, люди выступают творцами своей политической истории, однако они не творят ее произвольно, а только в таких условиях, в каких они непосредственно находятся, какие им достались и наследованы. Традиции предшествовавших поколений довлеют над мыслями и деятельностью живущих. «Даже там, где люди обольщаются факторами революционных преобразований, где происходят существенные институциональные изменения, писал украинский политолог, академик Б.В. Шиндеров, — возникший новый уклад обусловлен укладом предшествующим и продолжают также существовать исторические традиции общества.

Информация о работе Политическая культура личности и общества