Новый порядок
назначения глав субъектов Федерации
оказал существенное влияние на функционирование
такого политического института, как
институт полномочных представителей
президента страны в федеральных
округах. С точки зрения повышения
эффективности государственного управления
создание и функционирование федеральных
округов политологами воспринимается
неоднозначно. Как отмечает Р. Туровский,
«развитие системы федеральных
округов позволило заново начать
процесс межрегиональной интеграции,
но уже под федеральным контролем
и в определенных на федеральном
уровне географических рамках». Вместе
с тем введение нового политического
института по логике реформирования
государственного управления должно было
сопровождаться его юридическим
закреплением в Конституции РФ и
иных конституционных нормативных
актах, однако на практике этого не
произошло. В данном случае мы имеем
пример того, как формирование нового
политического порядка осуществлялось
без «наделения» нового органа управления
территорией, на которой бы осуществлялись
в полной мере управленческие функцЕще
один нерешенный вопрос государственного
управления в конце первого десятилетия
XXI в. связан с целесообразностью обширного
присутствия федеральных структур в регионах.
Проблема эта волнует не только региональные
элиты, но и бывших полпредов президента
в федеральных округах, хорошо представляющих
«ценность» деятельности указанных структур.
Министр регионального развития Дмитрий
Козак представил 25 октября 2007 г. в Совете
Федерации свое видение реформы отношений
центра и субъектов. По его мнению, необходимо
убрать из регионов территориальные органы
федеральной власти, «кроме силовых и
контролирующих», разработать «механизм
ответственности федеральных, региональных
и местных властей за конечный результат»
и «трансформировать статус полпредов
президента, чтобы больше встроить их
в систему управления страной». Одновременно
Д. Козак предлагал усилить контроль центра,
в частности «дать федеральным органам
власти право отменять законодательные
акты субъектов» (сейчас это можно сделать
только по представлению прокуратуры).
Необходимо при этом проведение реформы
системы территориальных органов федеральной
власти с выработкой критериев эффективности
осуществления функций в сфере государственного
управления.
Без вертикали
власти будут неизбежно возрастать
центробежные силы в российском государстве.
Сейчас создалась уникальная ситуация,
когда власть вполне может себе «позволить
переход к более демократичной,
хотя не моментально мен яющейся
системе», которая сохранит статус-кво
и одновременно введет элемент воспроизводства
в этой системе партийного механизма.
Заключение.
Было
выяснено, что в российской политической
системе в отличие от западных
стран, где политические партии играют
ключевую роль в политической жизни,
партии России отодвинуты на задний план
и от их действий мало что зависит.
В связи с этим напрашивается
вывод: необходимо как можно активнее
и эффективнее расширять гражданские
институты, которые и будут катализатором
развития самой политической системы,
привнесут в нее сбалансированность всех
уровней общественных отношений, наладят
политические связи. Политическая практика
демократизации свидетельствует, что
именно парламент, как правило, становится
местом достижения межэлитного согласия
по вопросу о стратегии демократических
изменений. Формирование институциональной
системы государственной власти на основе
Конституции 1993 г. открыло возможность
начала этапа консолидации демократии,
однако политическая практика 1990-х гг.
привела к стагнации политических реформ.
Процесс демократизации политической
системы при снижении интенсивности политических
процессов на федеральном уровне закономерно
сместился на уровень регионов. Важным
компонентом региональной демократизации
является формирование федеративных отношений,
как «вертикальных» в системе «центр -
регион», так и «горизонтальных» - между
субъектами федерации. Открывается возможность
для реализации потенциала регионального
парламентаризма.
Таким образом рассматривая и
анализируя пункты моей работы,
я достигла поставленной цели,
т.е. раскрыла тему «Политической
системы России».
Список
используемой литературы:
- Дюверже, М. Политические партии: пер. с фр.
/ М. Дюверже. – М.: Академ. Проект, 2005. – 544 с.
- Лапаева, В.В. Политическая партия: понятие и цели: К принятию Закона о партиях / В.В. Лапаева // Журнал российского права. – 2002. – № 1. – С. 16-21.
- Лебедева, Т.П. Разделение властей и политические партии / Т.П. Лебедева // Власть. – 2004. № 9. С. 75-78.
- Мухаев, Р.Г. Политология: учеб. для студ. вузов / Р.Г. Мухаев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 495 с.
- Политические партии России: история и современность: учеб. для вузов / под ред. А.И. Завелева, Ю.П. Свириденко, В.В. Шелохаева. – М.: РОССПЭН, 2000. – 631 с.
- Телков, А.С. К вопросу об особенностях становления российских политических партий и партийной системы в ХХ в. / А.С. Телков // ВМУ. Сер. 12. Политические науки. – 2002. – № 5. – С. 63-69.