Политическая система как объект научного исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:22, реферат

Краткое описание

В современных политических словарях мира вряд ли можно найти более распространенного и в то же время более противоречивого термина, чем «политическая система». О политической системе или о политической организации общества в разных странах и, особенно в России сейчас говорят и пишут не столько специалисты в области гуманитарных и общественных наук, сколько так называемые «популисты».

Содержание

Введение 3
1.Определение политической системы и её сущность 5
2.Структура политических систем 8
3.Функции политических систем 11
4.Типология политических систем 13
Заключение 17
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Политическая система как объект научного исследования.docx

— 34.45 Кб (Скачать файл)

Развитие политических отношений  определяется социально-классовой  структурой общества, политическим режимом, уровнем политического сознания, идеологией и другими факторами. Одновременно политические отношения  выступают формой сохранения и закрепления  политического опыта, традиций, определенного  уровня политической культуры. Характер взаимодействия субъектов политического  процесса определяет формы политических отношений. Они могут выступать  в форме принуждения, конфликта  или сотрудничества, консенсуса.

По социальной направленности различают политические отношения, нацеленные на упрочение существующего  политического строя, и отношения, выражающие интересы аппозиционных  сил.

Существенным элементом  политической системы являются политические нормы и принципы. Они составляют нормативную основу общественной жизни. Нормы регулируют деятельность политической системы и характер политических отношений, придавая им упорядоченность  и стабильность. Содержательная направленность политических норм и принципов зависит  от целей общественного развития, уровня развития гражданского общества, типа политического режима, исторических и культурных особенностей политической системы. Через политические принципы и нормы получают официальное  признание и закрепление определенные социальные интересы и политические устои. В то же время при помощи этих принципов и норм политико-властные структуры решают проблему обеспечения общественной динамики в рамках законности, доводят до сведения общества свои цели, определяют своеобразную модель поведения участников политической жизни.

К числу элементов политической системы относятся также политическое сознание и политическая культура. Отражение политических отношений  и интересов, оценка людьми политических явлений выражается в виде определенных понятий, идей, взглядов и теорий, которые  в своей совокупности образуют политическое сознание. Формируясь, прежде всего  под влиянием конкретной социально-политической практики, представления, ценностные ориентации и установки участников политической жизни, их эмоции и предрассудки оказывают  сильнейшее влияние на их поведение и все политическое развитие.

3.Функции политических систем

Под системой функций принято  понимать вклад, который элемент  привносит в деятельность того целого, частью которого он является. Применительно к политической системе (элемент) речь идет о том, что она вносит в жизнедеятельность всего общественного организма (целое).

В качестве важнейших функций  политической системы признаются следующие: интеграционная, целеполагающая, организаторская  и регулятивная.

 Интеграционная функция политической системы находит свое выражение в объединении в единое сообщество всех элементов социальной структуры посредством использования государственной власти на базе социальных ценностей, норм и идеалов, как их понимают господствующие политические и экономические силы. Эту функцию политической системы можно квалифицировать как основную, другие же ее функции по отношению к главной имеют подчиненное значение.

 Целеполагающая  функция политической системы состоит в определении целей и задач политического, экономического, социального и культурного развития общества. Задачей политической власти является определение перспектив общественного развития с учетом интересов различных социальных групп и общества в целом, разработка программ по достижению намеченных целей и задач.

 Организаторская функция выражается в мобилизации людских, материальных и духовных ресурсов общества для достижения целей, которые выдвигают перед обществом его господствующие социально-политические силы. Без постоянных организаторских усилий сформулированные цели общественного развития оказываются нереализованными.

 Регулятивная  функция или функция легитимности власти состоит прежде всего в обеспечении общественного признания правящей группы и проводимой ею политики, объяснении и оправдании политических решений, деятельности политических институтов. Эта функция находит свое выражение также в обеспечении политического участия граждан без принуждения или в оправдании использования силы и всех других средств, которыми располагает власть.

 Регулятивная функция  находит свое выражение также  в артикуляции и агрегировании  интересов различных социальных  групп. Интересы людей являются  главной побудительной силой  их включения в политику. Поэтому  социальная стабильность предполагает  не только выражение всего  имеющегося в обществе многообразия  частных интересов в виде требований  к властям (артикуляция интересов), но и их интеграцию, придание  им определенной согласованности,  вычленение из всей их совокупности  общезначимых (агрегирование интересов).

 Рассмотрев функции  политической системы можно представить  механизм ее взаимодействия со  своей средой, предложенный американским  политологом Д.Истоном. Согласно его модели политическая система обладает своеобразным входом и выходом информации. На ее вход извне поступают импульсы в виде требований и поддержки со стороны многочисленных групп общества. Это означает, что политическая система подвергается воздействиям различной силы и направленности, на которые она призвана реагировать в виде поиска путей удовлетворения предъявляемых требований. Получив соответствующую информацию, политические институты используют ее для выработки и принятия решений. Информация на выходе, которая предстает в виде политических решений и действий, выражает способы реагирования системы на требования среды. Если политические решения и действия соответствуют ожиданиям и требованиям многочисленных слоев общества, то поддержка, оказываемая с их стороны властям, усиливается. И напротив, если принятые политические решения не находят понимания и поддержки, то они могут привести к частичному или даже полному кризису политической системы.

 Таким образом, в  процессе выполнения своих функций  проявляется жизнедеятельность  политической системы. Функции  многообразны, отличаются непостоянством  и развиваются с учетом конкретно-исторической  обстановки. Они взаимосвязаны, дополняют друг друга, но вместе с тем относительно самостоятельны.

4.Типология политических систем

Политические системы  можно классифицировать, применяя определенную типологию.

1.В зависимости от политического  режима различают следующие политические  системы:

- тоталитарные;

- авторитарные;

-демократические. 

Демократической политической системе свойственно наличие  представительных органов власти, формируемых  на основе все общих выборов; признание  политических прав и свобод граждан  в таком объеме, который позволяет  легально действовать не только партиям  и организациям, поддерживающим политику правительства, но и партиям и  организациям оппозиционным; построение и Функционирование государственного аппарата по принципу “разделения  властей”, причем единственным законодательным  органом считается парламент; признание и осуществление на практике принципов конституционности и законности и др.

Авторитарная политическая система ориентирована на учет очень  ограниченного круга общественных интересов и требований - это в  основном интересы наиболее влиятельных  групп общества: финансовой олигархии, земельной аристократии, военных - одним  словом, групп, которые могут быть опасны с точки зрения стабильности власти правящей элиты. Общество же в  целом не имеет возможности влиять на формирование власти, на принятие политических решений и осуществлять контроль за деятельностью органов власти.

Наконец, тоталитарные политические системы подчиняют общество своей  неограниченной власти, осуществляют тотальный контроль над всеми  сферами жизни общества, а саму общественную жизнедеятельность подчиняют осуществлению великих революционных проектов, сформулированных правящей элитой.

2. По характеру взаимодействия  с внешней средой выделяют:

               -открытые системы; 

- закрытые системы. 

Примеры закрытой является политическая система советского типа, сложившейся в СССР, для которой  было характерно отсутствие широких  международных экономических и  культурно-информационных контактов. Символом этой закрытости стало выражение  о существовании "железного занавеса" в отношениях между СССР и странами Запада. К. Поппер, впервые при описании культурно-исторических и политических систем использовав понятие "открытое" и "закрытое" общество, под первым понимал демократические системы, которые легко приспосабливаются к изменениям внешней среды, проникнутые духом критики и рациональным пониманием мира, под вторым - тоталитарные системы, для которых характерен догматизм, магическое мышление.

3. В историческом анализе  используется характеристика систем  с позиций формационного подхода.

Соответственно выделяются системы:

- рабовладельческие; 

-феодальные;

-капиталистические; 

-командно-административные.

Достаточно распространено выделение традиционных (до индустриальных) и модернизированных политических систем. Для первых характерно нерозвинуте гражданское общество, пидданського или патриархальная политическая культура, власть в форме диктатуры (примером выступает большинство развивающихся стран). Во вторых системах существует развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти, дифференциация политических ролей.

5. Выделяют политические  системы переходного типа , включающие в себя элементы модернизированной системы, рождается и элементы старой системы. Политическая система современной Украине носит черты подобной переходности, что проявляется в сочетании либерализма с авторитаризмом, в отсутствии рациональной, т.е. ответственной и компетентной бюрократии, в слабости институтов гражданского общества.

6. Существуют различные  типологии политических систем, предназначенных по типу политической  культуры, доминирующей в обществе, и состоянием политической структуры.  Одна из них разработана Д.  Алмонда и Д. Пауэллом. В зависимости от степени структурной дифференциации и секулярности, выделяют примитивные, традиционные и современные системы.

В примитивной системе преобладает "приходская культура", наблюдается минимум структурной дифференциации.

Традиционные системы  характеризуются слабой дифференциацией  политических структур и "культурой  подчинения". Подчиняясь власти, человек  ожидает от нее благ, гарантий.

Современные системы является еще более дифференцированными  в структурном плане, в них  функционирует культура участия, когда  человек ориентирован на активное участие  в политике. Такие системы могут  быть демократическими, в которых  доминируют автономные подсистемы и "культура участия", и авторитарными, в которых  имеют место управления подсистемами и "культура подчинения участия". В свою очередь авторитарные системы  могут быть радикально-тоталитарными, консервативно-тоталитарными, консервативно-авторитарными  и авторитарно-модернизированными.

Политологи обратили внимание на то, что политическая культура США по характеру ценностей отличается от культуры, сложившейся в Европе.

Это позволило Д. Алмонду и С. Вебер выделить следующие типы политических систем:

-англо-американскую с секулярной, плюралистической и гомогенной культурой, что означает: большинство граждан разделяют общие базовые ценности и нормы;

-континентально-европейскую , которая характеризуется фрагментарной политической культурой;

-к индустриальные и частично индустриальные с дифференцированной политической культурой;

-тоталитарную с гомогенной политической культурой, причем сама гомогенность определяется отсутствием плюрализма и возможностью реализации собственного интереса.

 

Заключение

Политическая система  общества - широкое социальное явление, охватывающие своим влиянием все  стороны общественной жизни. Это  самый широкий субъект политической жизни людей.

Конкретные пути эволюции политической системы различны в  разные эпохи и в разных обществах. Однако принцип ее пространственно-временных  изменений постоянен. Такими же инвариантными  являются принципы ее организации, или  принципы политической организации  общества. Политическая система в  каждый данный момент или период ее истории предстает как конкретная политическая ситуация, относительно протяженная во времени и стабильная. От состояния общественных отношений, уровня развития общества зависит, будет  ли эта ситуация статичной или  подвижной, а, следовательно, будет  ли динамичной и сама политическая система или нет. Динамизм политической системы отличен от нестабильности, он определяет способность системы  развиваться, адаптироваться к изменениям в обществе и его внешнем окружении, в смешанных организационных системах и реагировать на эти изменения. Жесткие статичные системы неизбежно вынуждены противодействовать развитию общества, вступать с ним в конфликт, прибегать к насилию и выживать, в конечном счете, за счет общества. В древности, в отдельных регионах, подобные стабильные системы (деспотичного азиатского типа, связанные с так называемым азиатским способом производства) существовали неограниченно долго и разрушались главным образом в результате нашествий извне и гибели государства. В Новое время срок жизни таких систем, как правило, очень ограничен и завершается общественными и политическими кризисами, революциями или глубокими реформами. Ускорение исторического процесса и глубокие преобразования материальной и духовной жизни современного человечества привели к образованию нового динамичного типа политической организации общества, с более свободными отношениями между частями и элементами политической системы, между государством и обществом, с развитым социальным контролем политической жизни и регулярно действующими правовыми, политическими и культурными механизмами общественных преобразований. Динамическая стабилизация таких систем обеспечивает им большую жизнеспособность и долговечность.

Информация о работе Политическая система как объект научного исследования