Политическая социализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 14:06, контрольная работа

Краткое описание

Политическое поведение — сложное и многогранное явление политической жизни общества. Изучение политического поведения берет свое начало в исследованиях электорального поведения, эмпирических данных социологических, демографических наук, данных социальной психологии. Анализ политического поведения имеет большое прикладное значение, поскольку позволяет не только прогнозировать его основные направления, но и в определенной степени воздействовать на него, конструировать эти направления, желательные для политических институтов и общественной системы в целом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Политическая социализация личности и политическое поведение…….4
Формирование позитивного и протестного политического поведения..8
Заключение………………………………………………………………..10
Список литературы……………………………………………………….11

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 24.67 Кб (Скачать файл)

     Содержание.

     Введение……………………………………………………………………3

     Политическая  социализация личности и политическое поведение…….4

     Формирование  позитивного и протестного политического  поведения..8

     Заключение………………………………………………………………..10

     Список  литературы……………………………………………………….11

 

     Введение.

     Политическое  поведение — сложное и многогранное явление политической жизни общества. Изучение политического поведения  берет свое начало в исследованиях  электорального поведения, эмпирических данных социологических, демографических  наук, данных социальной психологии. Анализ политического поведения имеет  большое прикладное значение, поскольку  позволяет не только прогнозировать его основные направления, но и в  определенной степени воздействовать на него, конструировать эти направления, желательные для политических институтов и общественной системы в целом.

 

     

     Политическая  социализация личности и политическое поведение.

     Политическая  социализация.

     Стабильное  функционирование политической системы  общества, сохранение целостности социального  организма предполагает постоянное воспроизводство и развитие политической культуры общества, которое осуществляется через усвоение и принятие людьми ее норм, ценностей и моделей политического  поведения. Данный процесс получил  название политической социализации.

     В современной политической науке  не существует общепринятого представления  о содержании, длительности и стадиальности  процесса политической социализации. Чаще всего под политической социализацией  понимают процесс усвоения индивидом  выработанных обществом политических ориентаций, установок и моделей  политического поведения, обеспечивающих его адекватное участие в политической жизни общества.

     Важнейшей функцией политической социализации является достижение личностью умения ориентироваться  в политической системе, выполнять  там определенные функции. В противном  случае человек не может эффективно отстаивать свои социальные и политические интересы.

     Политическая  социализация представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия индивида и политической системы. С  одной стороны, политическая социализация включает целенаправленное воздействие  политической системы на индивида и  представляет процесс передачи индивиду существующих в обществе политических ориентаций, ценностей и моделей  политического поведения.

     С другой стороны, политическая социализация включает и собственную активность индивида, то есть преобразование предлагаемых обществом норм политической культуры в свои собственные ценности и  установки. В этом отношении влияние  политической системы на политическое формирование личности в некоторой  степени зависит от внутренних убеждений  индивида. 

     Обычно  выделяют три основных уровня политической социализации. На социальном уровне (всего общества в целом) на политическое формирование личности, определяющее значение оказывают социально-экономические и политические отношения, уровень политической культуры. На социально-психологическом уровне политические ценности передаются индивиду большими и малыми социальными группами, к которым он принадлежит. На внутриличностном уровне в качестве механизмов политической социализации выступают психические особенности субъекта - мотивы, ценностные ориентации, установки, которые управляют поведением личности в политике.

     Типы  политической социализации.

     В зависимости от характера взаимодействия политической системы и индивида выделяются различные типы политической социализации. Обычно рассматривают  четыре типа политической социализации: гармонический, плюралистический, конфликтный, гегемонистский.

     Гармонический тип социализации отражает психологически нормальное взаимодействие индивида и властных институтов и характеризуется рациональным уважительным отношением личности и политической системы. Такой тип предполагает наличие культурно-однородной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества.

     Плюралистический  тип политической социализации отличается опосредованным характером взаимодействия личности с политической системой. Значительное количество разнородных политических субкультур обусловливает первоначальную политическую социализацию индивида в рамках определенной социальной группы. Тем не менее, подобное многообразие не препятствует достижению в обществе консенсуса на основе признания всеми участниками политического процесса либерально-демократических ценностей.

     Конфликтный тип политической социализации формируется на основе межгрупповой борьбы и противостояния. Приверженность индивида интересам своей группы затрудняет достижение консенсуса с другими гражданами и властью. В таких обществах, как правило, высока степень политического насилия, жесткой борьбы между носителями разных политических субкультур.

     Гегемонистский  тип характеризуется негативным отношением индивида к любым социальным и политическим системам за исключением собственной. Такой тип формирует политическую культуру личности исключительно на ценностях одной социальной группы, религиозной системы или политической идеологии. Гегемонистский тип обычно характерен для закрытых политических систем (КНДР, Куба), которые антагонистичны в отношении иных ценностей.

     Главная задача политической социализации —  формирование устойчивых ценностных воззрений, самостоятельного и ответственного субъекта политики на основе свободного выбора им политических ориентиров.

     Для описания феномена политического поведения  используются такие понятия, как  «политическое участие», «политическая  активность», «политическая деятельность».

     Политическое  поведение — это одна из форм активности индивидов групп, организаций в сфере политических отношений, связанная с воздействием на власть или противодействием ее реализации.

     Политическое  поведение - человеческие мысли и действия, относящиеся к процессу управления включая и внутренние реакции (мысль, восприятие, суждение, установку, убеждение), и наблюдаемые действия (участие в выборах, выражения протеста, лоббирование, проведение собраний, кампаний). В самом широком смысле поведение, являющееся "политическим", может обнаруживать себя в любой институциональной обстановке (семья, бизнес, церковь и т.п.). Однако термин обычно употребляется в применении к деятельности, развертываемой в рамках или через посредство институциональной обстановки государства. Термин "политическое поведение" используется и для обозначения того подхода к политологии, при котором первичным элементом анализа выступает индивидуальное действующее лицо. Внимание в таком исследовании может быть сосредоточено на поведении групп, однако при этом предполагается, что группы представляют собой коллективные взаимодействия индивидов. Исследования законодательного, судебно-правового, административного или даже международного поведения отличаются этим от правового, институционального или исторического подходов к изучению политики. «Политическое поведение» служит также формулой, обозначающей ту часть предмета политологии, в круг интересов которой входят политическая личность, политические установки и общественное мнение, электоральное поведение, политические партии и группы интересов, политическая социализация, политическая культура, изучение элит, власть в сообществах. Как показывает это перечисление, сам круг интересов политической психологии и политической социологии входит в предметную область исследования политического поведения как научный предмет иногда, в весьма общем смысле, выступает синонимом бихевиорального исследования политики.

     Говоря  вообще, политическое поведение составляет предметное содержание политологии. Даже политические институты можно рассматривать просто как типовое поведение. Подход к политическим исследованиям, состоящий в изучении поведения индивидов и групп, обогатил политологию важным предметным измерением и помог утвердиться такому способу видения, который проник, затем во все области данной сферы исследований.  

     Формирование  позитивного и протестного политического поведения.

     Позитивное  политическое поведение предполагает совокупность действий участников политического процесса, объективно способствующих достижению определенной цели. Суть позитивного политического поведения заключается в том, чтобы "сделать нечто", целенаправленно изменить функционирование политической системы общества или ее отдельных элементов. Применительно к электоральным формам активности позитивное поведение проявляется в осознанном выборе избирателями определенного кандидата или политического движения, в наибольшей степени удовлетворяющего их политическим интересам.

     В отличие от позитивного поведения протестное политическое поведение заключается в том, чтобы не допустить или прекратить развитие какого-либо политического события или процесса.

     Политический  протест – это проявление в открыто демонстрируемой форме негативного отношения к политической системе в целом, к ее отдельным элементам, нормам, ценностям, принимаемым решениям.

     К протестным формам поведения относят  митинги, демонстрации, шествия, забастовки, пикетирования, массовые и групповые  насильственные акции. Наиболее распространенной причиной протестного поведения  является депривация, т. е. состояние  недовольства, вызываемое расхождением между реальным и (или) оцениваемым  и ожидаемым состоянием, к которому стремится субъект. В том случае, когда сравнение социальной действительности (или ее оценки) с социально значимыми  ценностями порождает чувство глубокой неудовлетворенности, может возникнуть ощущение, что при некоторых социальных и политических изменениях желанные цели могут быть достигнуты в относительно короткий срок. Если описываемое расхождение  становится значительным, а недовольство приобретает массовый характер, возникает  мотивация участия в протестных действиях. Факторами депривации могут  быть экономический спад, резкий рост налогов и цен, разрушение стандартных норм и убеждений, утрата привычного социального статуса, завышенные ожидания, отрицательные результаты сравнения собственных успехов с успехами других или с некоторым «нормативным» состоянием.

     Как показывает политическая практика, недовольство порождает протест, прежде всего у тех, кто еще не потерял надежду «выбиться в люди», у кого уже были успешные попытки улучшить свое положение. Таким образом, протестное поведение более свойственно людям, чье положение относительно улучшилось, нежели тем, у кого оно стабильно остается плохим. Следовательно, «взрыв» протестных форм поведения с большей вероятностью происходит в период перехода от экономического подъема к глубокой депрессии, когда люди начинают сравнивать свое новое положение с предыдущим. Подобные предпосылки протестного поведения людей необходимы, но не достаточны. Для того чтобы протест состоялся, необходимы определенный уровень социального недовольства, признание силы и массовых действий в качестве приемлемого средства социальных перемен. Росту депривации и активизации протестных действий способствуют радикальные идеологии, лозунги и символические акции, недоверие к политическому режиму, разочарование в традиционных способах выражения требований.

     Достаточно  часто политический протест проявляется  в форме митингов, демонстраций, шествий, забастовок. При низкой степени  институционализации подобные акции  могут приводить к массовым беспорядкам, насилию, прямому столкновению с  властями. Именно поэтому проведение массовых политических мероприятий  регулируется во многих демократических  странах специальными законами, которые  предусматривают ряд необходимых  мер, предшествующих проведению подобных акций (порядок уведомления властей  о проводимых мероприятиях или получение  организаторами предварительного разрешения властей на проведение митингов, демонстраций, шествий и т. п.).

     Заключение.

     Политическая  социализация, как отмечалось, представляет собой процесс взаимодействия власти и индивида, отражающий уровень политической самостоятельности участников политической жизни. С одной стороны, политическая социализация отражает меру перехода требований и предписаний политической системы во внутреннюю структуру  личности в форме усвоенных ею политических ролей и функций, принятых ценностей и стандартов политической жизни. С другой стороны, она характеризует  сформированность политических позиций индивида, позволяющих избирательно усваивать предлагаемые властью политические цели и ценности. Взаимодействия власти и индивида могут быть основаны на диалоге, консенсусе или конфликте, что обусловливается типом политической культуры, доминирующей в обществе, ее однородностью или существованием разнородных субкультур внутри нее.

Информация о работе Политическая социализация личности