Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:42, реферат
Среди выдающихся мыслителей кануна французской буржуазной революции 1789-1794 годов особое место занимает Жан-Жак Руссо. Просветитель и романтик, индивидуалист и коллективист, Руссо стал объектом многих исследований и различных интерпретаций. Являясь выдающимся представителем французского Просвещения XVIII века, он внушает уважение или вызывает восхищение по прямо противоположным причинам. Для некоторых он является теоретиком сентиментализма - нового и прогрессивного для того времени течения в литературе; для других он - защитник полного слияния индивида с общественной жизнью, противник разрыва между личными и коллективными интересами; кто-то считает его либералом, а кто-то теоретиком социализма; некоторые принимают его за просветителя, но для кого-то он - анти-просветитель. Но для всех - первый крупный теоретик современной педагогики.
1. Введение……………………………………………………………………3
2. Ж.-Ж.Руссо о свободе и неравенстве…………………………………….5
3. Теория общественного договора Ж.-Ж.Руссо…………………………..8
4. Ж.-Ж Руссо о законодательной и исполнительной власти…………….13
5. Заключение………………………………………………………………...17
6. Список литературы……………………………………………………….19
Стержнем политической теории Руссо является учение о народном суверенитете как осуществлении общей воли. Мыслитель подчеркивает отличие общей воли от воли всех: первая имеет в виду общие интересы, вторая -- интересы частные и представляет собой лишь сумму изъявленной воли частных лиц. Общая воля, в свою очередь, выступает источником законов, мерилом справедливости и главным принципом управления. В отличие от большинства мыслителей Руссо считал суверенитет народа неотъемлемым и неделимым.
Народ не может никому отдать свое право на самоуправление и решение своей судьбы. Правительство -- лишь временный агент суверенного народа, Руссо против передачи парламенту или кому бы то ни было законодательной власти. Причем исполнительную и судебную власть, передав правительству, все же полностью подчиняет народу -- суверену. Суверенность должна отдаваться общей воле народа и не нуждается в представительных учреждениях. Руссо выдвинул требование единства прав и обязанностей гражданина, полагая, что гражданином может считаться только тот, кто преодолел «своемыслие». Трактуя свободу как подчинение закону, он высказывал идею о возможности принуждения к свободе.
Политический идеал Руссо -- небольшие по размеру государства - республики, где возможно прямое, непосредственное волеизъявление народа и контроль за деятельностью его представителей.
Своим учением о законе как выражении общей воли и о законодательной власти как прерогативе неотчуждаемого народного суверенитета, своей концепцией общественного договора и принципов организации государства Руссо оказал огромное воздействие на последующее развитие государственно-правовой мысли и социально-политической практики. Его доктрина стала одним из основных идейных источников в процессе подготовки и проведения Французской буржуазной революции. Идеи Руссо являются основанием идеологических построений радикализма.
Ж.-Ж.Руссо попытался объяснить важнейшие
исторические события, не апеллируя к
сверхъестественным силам. Он рассматривал
историю человечества как результат деятельности
людей, их интеллекта и чувств. Стремление
объяснить историю, не выходя за ее пределы,
не увенчалось и не могло в ту историческую
эпоху увенчаться переходом на позиции
материалистического понимания общественной
жизни. Но это обстоятельство не помешало
французскому просветителю-демократу
высказать ряд глубоких диалектических
идей об истории человеческого общества.
Список литературы
1. Алексеев А.С. Этюды о Жан-Жаке Руссо. Т., 1,2. М., 1887. – 268с.
2. Алексеев-Попов
В.С. Социальная критика у Жан-
3. Алексеев-Попов
В.С. О социальных и
4. Барнашов
А.М. Теория разделения
5. Бернардинер
Б.М. Социально-политическая
6. Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. М., 1976. -286с.
7. Виппер
Р.Ю. Общественные учения и
исторические теории XVIII и XIX веков
в связи с общественным
8. Василик М.А., Вершинин М.С. Политология: Словарь-справочник. M.: Гардарики, 2000.-328 с.
9. Гуревич П.С., Столяров В.И. Мир философии: Книга для чтения. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. - М.: Политиздат, 1991. - 624с.
10.Дворцов А.Т. Жан-Жак Руссо. М., 1980. - 365с.
11.Лавриненко В.Н., Гречин А.С., Дорошенко В.Ю. Политология: Учеб. для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 367с.
12.Лапандин Д. Политические и правовые воззрения Жан-Жака Руссо // Уч. зап. Московского юридического ин-та. Вып. II. М., 1970.
13.Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII века: Очерки. - М., Мысль, 1983. -447с.
14.Манфред
А.З. Три портрета эпохи
15.Реале
Дж., Антисери Д. Западная
16.Руссо
Ж.-Ж. 1. Рассуждение о происхождении
и основаниях неравенства