Политические режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:40, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «политический режим» (от лат. regimen, от фр. regime — управление) появилось в научном обороте во второй половине XX в. Это явление политической жизни и политической системы общества в целом. В исследовании политических режимов наибольший опыт накопила западная политическая наука. Советское обществоведение долго уходило от этого понятия вообще, оперируя одним понятием — политическая система.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……2
Политический режим как категория политологии………………….…4
Критерии классификации и основные типы политических режимов..8
Демократический политический режим……………………………...8
Авторитарный режим (авторитаризм)………………………………..9
Тоталитарный режим (тоталитаризм)……………………………….12
Политический режим в России: история и современность………….17
Заключение……………………………………………………………...21
Список литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 54.52 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………….……2
  2. Политический режим как категория политологии………………….…4
  3. Критерии классификации и основные типы политических режимов..8

Демократический политический режим……………………………...8

Авторитарный режим (авторитаризм)………………………………..9

Тоталитарный режим (тоталитаризм)……………………………….12

  1. Политический режим в России: история и современность………….17
  2. Заключение……………………………………………………………...21
  3. Список литературы……………………………………………………..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Понятие «политический режим» (от лат. regimen, от фр. regime — управление) появилось в научном обороте  во второй половине XX в. Это явление  политической жизни и политической системы общества в целом. В исследовании политических режимов наибольший опыт накопила западная политическая наука. Советское обществоведение долго  уходило от этого понятия вообще, оперируя одним понятием — политическая система.

Политический режим как  теоретическая категория существовал  только в науке о государстве  и праве, в тесной взаимосвязи  с такими категориями, как форма  правления и форма государственного устройства. После 1985 года в связи  с началом распада тоталитаризма  в СССР и других социалистических странах эта проблема выдвинулась  в число самых актуальных как  в политической теории, так и в  политической практике.

Следует, однако, отметить, что, несмотря на наличие большой теоретической  базы исследований, и практического  опыта различных стран, многие аспекты  этой проблемы не имеют единого решения  ни в западной, ни в отечественной  политической науке. В научной литературе существует большое количество определений  политического режима.

Дать универсальное определение  политического режима достаточно сложно. Широкую известность приобрело  определение, данное политологом Ж.Л. Кермонном: Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период.

Можно сказать, что политический режим - это способ функционирования и взаимосвязи основных элементов политической системы общества. Такое соотношение политической системы и политического режима напоминает принцип нотного ряда или мозаики, когда всего из семи нот или одинаковых маленьких фигурок можно сложить любую мелодию или любой узор. В зависимости от того, как связаны между собой основные элементы политической системы общества, они формируют тот или иной тип политического режима и, соответственно, тип политической системы1.

Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Характеристика политического режима в любой отдельно взятой стране дает подлинную картину принципов организации политической жизни общества.

Цель данной работы: исследовать вопрос политических режимов, их сущность и сравнительный анализ. Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить ряд взаимосвязанных задач, а именно:

- раскрыть понятие политического  режима;

- раскрыть понятие и  основные черты видов политического  режима;

- исследовать специфические  особенности политического режима  в России.

Основным методом достижения поставленных целей является изучение учебной литературы по политологии  и конституционному праву отечественных  и российских учёных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Политический  режим как категория политологии

Политический режим представляет собой совокупность методов, приемов, средств осуществления политической власти. Он характеризует среду и  условия политической жизни общества, другими словами - определенный политический климат, существующий в той или  иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Это понятие отражает реальную картину политической власти в той  или иной стране.

Приведенное определение  политического режима дает самое  общее представление о данном понятии. Для более широкого и  конкретного представления о  политическом режиме в определенной стране необходимо ответить на следующие  вопросы.

1. Как возник данный  политический режим? Имеется в  виду организация и проведение  выборов в органы политической  власти. Е. Вятр отмечает, что характер  и содержание формирующегося  политического режима определяются  соревновательностью выборов, которые  предполагают свободу «выставлять  свою кандидатуру... Выборы считаются  честными, если нет махинаций, и есть специальный механизм честной игры».

2. Какие политические  группировки находятся у власти? Это раскрывает цели, которые  данные группировки преследуют. Если власть принадлежит представителям  демократических сил, то ставятся  задачи демократизации общественной  жизни. Если властвуют представители  военной элиты, экстремистских  кругов, тогда преследуются иные  цели.

3. Каким методам политического  господства отдается предпочтение  демократическим или насильственным? Другими словами, политическая  жизнь может характеризоваться  признанием народа высшим источником  власти. Но она может характеризоваться  и политическим насилием, репрессиями  против инакомыслящих, манипулированием  сознанием людей с помощью  разного рода мифов и ложной  информации.

4. Какие партии добиваются  прихода к политической власти (коммунистические, либеральные, демократические  и т.д.)? Цели, которые ставят политические  партии, во многом определяют  тип политического режима в  той или иной стране.

5. Допускается ли существование  политической оппозиции и в какой мере? Ее существование предполагает свободу мнений, независимость средств массовой информации, критику и контроль деятельности властвующих структур, выдвижение альтернативных программ экономического и политического развития страны. Оппозиция может требовать отставки правительства и проведения новых выборов. Таким образом, факт наличия или отсутствия политической оппозиции является важным обстоятельством в определении типа политического режима.

6. Каково положение личности в данной стране? В первую очередь речь идет об уровне и фактической реализуемости института прав и свобод граждан, о правах человека, гарантирующих индивидуальную свободу, возможность активного участия в управлении государством, право на собственность, предпринимательскую деятельность, свободу распоряжения рабочей силой. Речь также идет о достойном уровне жизни, социальной защищенности и духовном развитии личности. Очевидно, что степень осуществления прав человека в том или ином государстве является одним из существенных показателей, позволяющих классифицировать политические режимы.2

Отмеченные положения  рассматриваются как основные (фактически их больше) подразделяются на две большие группы: демократические и недемократические. В свою очередь, недемократические включают в себя два типа - тоталитарные и авторитарные.

Одним из материально-практических измерений власти, раскрывающим то, как она реально функционирует, является политический режим. Иначе говоря, коль скоро политический режим раскрывает и выражает функциональную сторону политической власти, то им охватывается почти весь спектр политически жизни общества. Исторический опыт показывает, что значительное изменение, а тем более радикальная смена политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно круто меняют всю внутреннюю и внешнюю политику государства. Необходимо помнить и то, что политический режим весьма подвижен и динамичен. Вызвано это, видимо, тем, что он связан не столько с формой политической власти (которая более устойчива), сколько с ее содержанием.

В учебной и научной  литературе под политическим режимом  длительное время понимают методы и  способы осуществления политической власти. Однако такое определение  страдает односторонностью, не отражает суть политического режима, его динамизм и многогранность. Правда, способы  и методы осуществления политической власти имеют прямое отношение к  политическому режиму, по сами по себе эти методы, их конкретные виды и  содержание зависят от соотношения, взаимодействия и противоборства различных  политических сил в стране, от политической ситуации, которая складывается в  каждый отрезок времени в результате функционирования различных политических институтов (деятельности консервативных, либеральных, социал-демократических  и марксистских партий и т. д.). Наконец, прогрессивность или реакционность  политического режима определяется через призму демократии.3

Следовательно, политический режим - это методы осуществления  политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое  создается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом  или антидемократизмом.

Приведенное определение  позволяет выделить следующие признаки анализируемого феномена:

1. Политический режим  свидетельствует о том, как, какими методами в стране осуществляется политическая власть. Если это методы убеждения, согласования, законности, если применяется только правовое принуждение и в установленной законом процессуальной форме, то налицо прогрессивный режим. Когда же на первый план выходят неправовые методы (террор, насилие), то в стране складывается реакционный политический режим.

2. Суть политического  режима заключается в том, что  это итоговое политическое состояние  (политическая ситуация) в данной  стране, возникающее как результат функционирования всех элементов (институтов) ее политической системы. Итоговое политическое состояние подвижно, изменчиво. Отсюда много возможных вариантов политического режима. В странах, где существует устойчивый баланс политических сил, где достигается согласие основных элементов политической системы по коренным интересам общества, устанавливается стабильный политический режим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется или в сторону прогресса и демократии, или в сторону антидемократизма

3. Демократия служит главным  критерием оценки политического  режима это соотношение в пользу демократии, есть основания говорить о демократическом режиме. Если наоборот - появляются признаки авторитарного режима.4

Когда "доза "демократии нечеткая - налицо смешанные режимы.

 

 

 

 

 

Критерии классификации  и основные типы политических режимов

Демократический политический режим.

Среди современных видов  политических режимов все большее  распространение получает демократический  политический режим.

Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах  народа. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах жизни. Значит, важнейшая особенность демократической организации власти - органическое сочетание народовластия с личной свободой.

Демократический режим характеризуется следующими чертами:                     

1. Источником власти в  государстве является народ. Он избирает власть и наделяет ее правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение. Законы страны защищают народ от произвола власти и власть от произвола отдельных людей.

2. Политическая власть  носит легитимный характер и  осуществляет свои функции в соответствии с принятыми законами. Основной принцип политической жизни демократического общества — "гражданам разрешено все, что не запрещено законом, а представителям власти — только та деятельность, которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами".       

3. В основе демократической государственности лежит принцип разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Парламент наделен исключительным правом издавать законы. Высшая исполнительная власть (президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган наделен правом определять соответствие издаваемых законов конституции страны. В условиях демократии три ветви власти уравновешивают друг друга.

4. Демократический режим  характеризуется правом народа  влиять на выработку политических решений (путем одобрения или критики в средствах массовой информации, демонстраций или лоббистской деятельности,  участия в предвыборных кампаниях). Политическое участие народа в выработке принимаемых решений гарантируется конституцией страны, а также международными правовыми нормами.

5. Важной характеристикой  демократического политического  режима является политический  плюрализм, предполагающий возможность образования двух- или многопартийной системы, конкуренция политических партий и их влияние на народ, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте и вне его.

6. Демократический политический  режим характеризуется высокой степенью реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила и принципы взаимоотношений государства и граждан.5

В качестве одной из важнейших  задач,  связанной с формированием  демократического государства,  следует  рассматривать развитие и совершенствование  законодательства,  формирование новой  по существу правовой системы.

В течение долгих десятилетий в нашей стране  действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий.  Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает  развитое гражданское общество,  в котором взаимодействуют различные общественные организации,  политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. 

Информация о работе Политические режимы