Политические режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 22:21, реферат

Краткое описание

В настоящие время, форма государства стала одной из актуальных тем теории государства и права. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства т.к. форма государства во многом влияет на его содержание и функции.

Эта тема на протяжении последних десятилетий поднималась и рассматривалась многими ведущими российскими теоретиками – Денисов А.И., Петров В.С., Лазарев В.В., Алексеев С.С., Липень С.В. и т.д. Каждый из них по своему развивает эту тему, рассматривая ее в историческом аспекте на примере множества государств с различным государственным устройством.

Содержание

Введение................................................................................................. 3

Понятие политический режим................................................ 3-4

Виды политических режимов................................................. 4

Демократические режимы........................................ 4-7

Недемократические режимы.................................... 7

Тоталитарный................................... 7-9

Авторитарный................................... 9-11

Заключение............................................................................................. 12

Список литературы................................................................................ 13

Вложенные файлы: 1 файл

СРС политические BBBB.docx

— 40.59 Кб (Скачать файл)

 

 

 

В современном мире есть три главных  типа парламентских режимов.

 

Первый может быть описан как  однопартийное большинство в  парламенте, т.е. когда одна политическая партия постоянно настолько сильна, чтобы образовать правительство. Иногда такое правление называют “Вестминистерской моделью”, имея в виду Британский парламент, в котором взятой партии достаточно 50 % голосов, чтобы образовать правительство на весь срок выборов.

 

Второй тип - это парламентская  коалиционная система, когда кабинет  министров формируется на основе коалиции (соглашения) различных партий, из которых ни одна не имеет абсолютного большинства в парламенте. Коалиции могут быть долговременными (бывшая ФРГ) и недолговременными (Италия).             

 

Третий тип парламентского режима часто называют консенсуальным. Он был предложен одним из современных  политологов Лайбхартом. Он предложил концепцию консенсуального парламентского режима для того, чтобы обозначить режимы, существующие за счет регионального или этнического большинства. Допустим, в Бельгии, где фламандцы составляют менее 15 % бельгийского населения и где при парламентском или президентском правлении франко-говорящее население превратилось бы в людей второго сорта, была изобретена система заранее спланированных компромиссов, т.е. та ситуация, при которой защищены права обеих лингвистических групп. Для разрешения каких-либо спорных вопросов обе стороны создают комиссию из равного количества представителей этих этнических групп и пытаются найти компромисс.

 

Современная демократия - это представительство  интересов, а не сословий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Равенство это двоякого рода - равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство - это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.

 

 

Недемократические режимы

 

Недемократические режимы делятся на два типа:

- тоталитарный

- авторитарный.

 

Тоталитаризм.

 

 Понятие    тоталитаризма   происходит от латинских слов “TOTALITAS”- цельность, полнота и “TOTALIS” - весь, полный, целый. Обычно  под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тоталитарными являются режимы, при  которых:

 

1) есть массовая партия (с жесткой, полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям - вождям, руководству в целом), эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе;

 

2) партия организована не демократическим способом - она строится вокруг лидера. Власть идет вниз - от лидера, а не вверх - от масс.

 

3) доминирует роль идеологии. Тоталитарный режим - это идеологический режим, где всегда есть своя “ Библия”. Идеология режима отражается также в том, что политический лидер определяет идеологию. Он в течение суток может изменить свое решение, как это случилось летом 1939 года, когда советские люди неожиданно узнали, что нацистская Германия больше не является врагом социализма. Наоборот, её система объявлялась лучшей, чем ложные демократии буржуазного Запада. Эта неожиданная интерпретация поддерживалась в течение двух лет до вероломного нападения нацистской Германии на СССР.

 

4) тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и экономики, а также на подобном контроле всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д.

 

5) при тоталитаризме существует террористический полицейский контроль. Полиция существует при разных режимах, однако, при тоталитаризме полицейский контроль террористичен в том смысле, что никто не станет доказывать вину, чтобы убить человека.

 

Все вышеперечисленные характеристики профессор из Хайденберга Карл Фридрих (совместный труд  К.Фридриха и его молодого польского коллеги Збигнева Бжезинского “Тоталитарная диктатура и автократия”,1956 г.) называет “синдромом”. Наличие одной или нескольких из этих характеристик еще недостаточно для того, чтобы система стала тоталитарной. Например, существуют режимы, где полиция осуществляет террор, однако они не тоталитарны, вспомним Чили: в начале правления президента Пиночета  15 тысяч человек погибло в концлагерях. Но Чили не тоталитарное государство, потому что там отсутствовали другие “синдромы” тоталитаризма: не было массовой партии, не было “священной” идеологии, экономика оставалась свободной и рыночной. Правительство лишь частично контролировало образование и средства массовой информации.

 

 В определении Фридриха есть  одно слабое место. Может ли  тоталитарная система изменяться  и эволюционировать? Фридрих и  Бжезинский утверждали, что тоталитарный  режим не меняется, его лишь  можно уничтожить извне. Они  уверяли, что все тоталитарные  государства погибают, как погиб  нацистский режим в Германии. В последствие жизнь показала, что этот аспект ошибочен. Тоталитарные  режимы способны меняться, эволюционировать. После смерти Сталина СССР  изменился. Правление Брежнева  Л.И. заслушивает критики. Однако  нельзя сказать, что они одинаковы.  Это так называемый пост тоталитаризм. Пост тоталитарный режим - это  система, когда  тоталитаризм  теряет часть своих элементов  и как бы размывается и ослабляется (например, СССР при Хрущеве Н.С.). Итак, тоталитарный режим следует подразделять на чисто тоталитарный и пост тоталитарный.

 

В зависимости от господствующей идеологии  тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал- социализм.

 

 

 

 

Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя,  поскольку предполагает  абсолютную  власть  государства, полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, стали доступными доля него достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности, к тому же на протяжении десятилетий система почти не прибегала к массовым репрессиям.

 

Фашизм – право-экстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение “народной души”, обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. К концу 30-х годов фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.

 

Третья разновидность тоталитаризма - национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Цель: мировое господство арийской расы и социальное предпочтение - германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего вовнутрь - против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме - вовне, против других народов.

 

И все же тоталитаризм - исторически  обреченный строй. Это общество - самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом  за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления  большинства населения. Тоталитаризм - закрытое общество, не приспособленное  к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.

 

 

Авторитаризм.

 

Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение  между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие  автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики  и частной жизни, сохранение элементов  гражданского общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторитарной политической системе  присущи следующие черты:

 

1) Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).

 

2) Неограниченность власти, её не подконтрольность гражданам, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.

 

3) Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.

 

4) Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.

 

5) Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство вовне политические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления.

 

6) Рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.

 

    Исходя из вышеизложенного,  авторитаризм - политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во вне политических сферах. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности.

 

    Слабые стороны авторитаризма:  полная зависимость политики  от позиции главы государства  или группы высших руководителей,  отсутствие у граждан возможностей  предотвращения политических авантюр  или произвола, ограниченность  политического выражения общественных  интересов. 

 

Достоинства авторитарного режима: высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников.

 

Авторитарные режимы очень разнообразны. Это монархии, диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы  правления и др. Монархии - уже  исчезающая категория авторитарных режимов. Не все монархии авторитарны. В Европе (Великобритания, Норвегия, Дания, Бельгия, Люксембург, Испания) монархии в принципе являются парламентскими демократиями. Но когда говорят о монархизме, как о подтипе авторитарных государств, то имеют ввиду монархии в наименее развитых странах, где монархи являются действительными правителями (Иордания, Марокко, Саудовская Аравия). Военное правление: военные берут власть и правят страной. Политическая деятельность либо вообще запрещена, либо ограничена.

 

 

 

    В современных условиях  пост социалистических стран   “чистый” авторитаризм, не опирающийся  на активную массовую поддержку  и некоторые демократические  институты, едва ли может быть  инструментом прогрессивного реформирования  общества и способен превратиться  в криминальный диктаторский  режим личной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Итак, в заключение данной работы, подведем итоги:

 

1. Категории политического режима  и формы государства тесно  взаимосвязаны. Их взаимовлияние  настолько велико, что форму государства  необходимо рассматривать только  в соотношении с политическим  режимом. Политический режим влияет  на форму государства, причем  влияет определяющим образом.  Определяющее влияние политического  режима на форму государства  выражается в том, что: 

 

1) конкретные формы государства  взаимосвязаны с определенными  политическими режимами (демократическое  государство не может быть  абсолютной монархией, в авторитарном  режиме нет парламентаризма);

 

2) политический режим показывает  действительное содержание той  или иной формы государства  (с точки зрения государственного  устройства и СССР, и США относятся  к федерациям, но СССР как федерация  мало чем отличается от жесткого  централизованного государства);

 

Информация о работе Политические режимы