Политические режимы современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 17:23, контрольная работа

Краткое описание

Политический (государственный) режим – способ функционирования государственной власти. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Содержание

1. Политический режим: понятие и классификация 3

2. Характеристика основных типов политических режимов 6

2.1 Демократический государственно-политический режим 6

2.2 Авторитарный государственно-политический режим 10

2.3 Тоталитарный государственно-политический режим 14

Список использованных источников 17

Вложенные файлы: 1 файл

КР_политология вариант 11.docx

— 38.24 Кб (Скачать файл)

На основе вышеперечисленного можно  выделить общие черты авторитарных режимов. К числу таких черт относятся  следующие:

  • Авторитарная власть имеет своим источником насильственный захват власти. Она не формируется народом и не ограничивается правом - кодифицированным либо обычным, опирающимся на традицию;
  • Для нее характерно слияние законодательной, исполнительной и судебной властей, либо их формальное, показное разделение;
  • При авторитаризме власть опирается на административный, полицейский и военно-карательный аппарат, держится на неприкрытом насилии или возможности его непосредственного применения;
  • Авторитаризм предполагает жесткий централизм управления, монополизацию власти в руках правящей элиты или вождя;
  • В социальном плане авторитаризм пытается стать выше классовых различий, выразить общенациональный интерес, что сопровождается социальной демагогией, популизмом;
  • Во внешней политике для него характерны агрессивные имперские установки.

Необходимо знать и условия, при которых возникает авторитарный государственно-политический режим:

1. Социальный и политический кризис общества, выражающий переходный характер переживаемого времени. Для такого кризиса характерна ломка устоявшихся традиций, образа жизни, исторического уклада, которая связана с резкой модернизацией основных сфер общественной жизни и совершается в течение одного-двух поколений;

2. С ломкой исторического уклада жизни общества связано размывание наличной социально-классовой структуры, происходит маргинализация основной массы населения. Появление больших масс людей, «выбитых» из традиционных «гнезд» существования, лишенных собственности и видящих в государстве и олицетворяющей его фигуре вождя единственный шанс на выживание, в значительной мере радикализирует социальное и политическое поведение маргинальных переходных слоев, повышает степень их активности, заряженной отрицательной энергией разрушительства;

3. В сфере социальной психологии и идеологии нарастают настроения заброшенности и отчаяния, стремление к «восстановлению» социальной справедливости путем установления поголовного равенства, потребительское отношение к жизни берет верх над этикой производительного труда. Рождается образ врага народа, персонифицируемого в лице какого-либо общественного института, социальной группы или нации. Возникает культ личности вождя, с которым связываются последние надежды на преодоление кризиса;

4. В большой степени возрастает роль исполнительных органов государственной власти и основной военной силы - армии, обращаемой внутрь общества. Особое значение приобретает бюрократия, без которой невозможно функционирование - более или менее успешное - исполнительной власти в условиях нарастающего кризиса и которая становится источником и хранителем власти, стоящей над обществом;

5. Наконец, решающим условием возникновения авторитаризма является лидер, обладающий авторитетом, признаваемый большинством нации, что обеспечивает возможность бескровного, мирного захвата власти определенной политической группировкой. В ином случае неизбежна гражданская война, решающая спор между партиями и вождями.

В мировом обществе в XX веке имели место различные  виды авторитарных режимов: полуфашистский, военно-диктаторский (частое явление  в странах Латинской Америки), конституционно-авторитарный, а иначе  сказать монократический режим (характерный  для некоторых стран Африки и  отдельных государств Азии). Отмечаются также конституционно-патриархальные, клерикальные и расистские режимы.

Механизм утверждения авторитарных режимов включает как незаконные, насильственные методы ликвидации и замены прежних политических институтов и правителей, так и формально - демократические процедуры (например, приход к власти диктаторов в Индонезии или Бангладеш). Главные типы легитимности режима: традиционная, идеологическая (теологическая) и персональная легитимности. Непременная духовная база авторитаризма - господствующая идеология. В качестве таковой могут выступать революционная, реакционная, националистическая, религиозная и иные виды идеологий.

У авторитарного государственно-правового  режима существуют свои слабые и сильные  стороны. Слабые стороны авторитаризма заключаются в следующем: полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политического выражения общественных интересов.

Достоинствами авторитарного режима являются: высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников.

2.3 Тоталитарный государственно-политический режим

Крайняя форма авторитарного  режима - тоталитаризм.

Термин «тоталитаризм» (от лат. Totus – весь, целый, полный) определяет политическое устройство общества, при котором государство стремиться к тотальному контролю за всеми сферами жизнедеятельности общества4.4.

Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным  на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможными не только всеобъемлющий контроль над  личностью, но и тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды  социально-экономических кризисов.

Не следует рассматривать  данный термин лишь как негативно  оценочный. Это научное понятие, требующее соответствующего теоретического определения. Первоначально понятие  «тотальное государство» имело вполне позитивное значение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное с нацией, государство, где ликвидируется разрыв между политическим и общественно-политическим факторами. Нынешняя интерпретация понятия впервые предложена для характеристики фашизма. Затем она была распространена на советскую и родственные ей модели государства.

Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой мировой войны в  странах, относившихся ко «второму эшелону индустриального развития» (Италия, Германия, Россия).

Идейные истоки, отдельные  черты тоталитаризма уходят своими корнями в древность. Изначально его трактовали как принцип построения целостного едино действующего общества. В VII-IV вв. до н. э. теоретики рационализации китайской политико-правовой мысли (легисты) Цзы Чань, Шан Ян, Хань Фэй  и другие, отвергая конфуцианство, выступали  с обоснованием доктрины сильного, централизованного государства, регулирующего  все стороны общественной и частной жизни. В том числе за наделение административного аппарата экономическими функциями, установления круговой поруки среди населения и чиновничества (наряду с принципом ответственности чиновника за свои дела), систематический контроль государства за поведением и умонастроением граждан и т.п. При этом государственный контроль ими рассматривался в виде постоянной борьбы правителя с подданными.

Западные политологи К.Фридрих и З.Бжезинский в работе «Тоталитарная диктатура и автократия» первыми выделили шесть признаков, отличающих все тоталитарные государственные режимы от демократии и авторитаризма:

  • всеобщая государственная идеология;
  • одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, то есть исключительно одаренным и наделенным особым даром;
  • монополия государства на средства массовой информации;
  • монополия государства на все средства вооружения;
  • особо организованная система насилия, террора как специфического средства контроля в обществе;
  • жестко централизованный контроль над экономикой.

Тоталитаризм принудительным образом снимает проблемы: гражданское общество - государство, народ - политическая власть. Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его своих социальных функций саморегуляции и саморазвития. Отсюда особенности организации тоталитарной системы государственной власти:

  • глобальная централизация публичной власти во главе с диктатором;
  • господство репрессивных аппаратов;
  • управление представительных органов власти;
  • монополия правящей партии и интеграция ее и всех других общественно-политических организаций непосредственно в систему государственной власти и превращение последних в своеобразные «приводные ремни» (средства) тоталитарной диктатуры.

Особую роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия. Только одна партия имеет пожизненный статус правящей (руководящей), выступает либо в единственном числе, либо "возглавляет" блок партий или иных политических сил, существование которых разрешено режимом. Такая партия, как правило, создается до возникновения самого режима и играет решающую роль в его установлении - тем, что однажды приходит к власти. При этом приход ее к власти происходит не обязательно насильственными мерами.

Специфическими чертами тоталитарного  режима является организованный террор и тотальный контроль, применяемые  для обеспечения приверженности масс партийной идеологии. Аппарат тайной полиции и служб безопасности с помощью крайних методов воздействия вынуждает общество жить в состоянии страха. В таких государствах конституционные гарантии либо не существовали, либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты, содержание людей под стражей без предъявления обвинения и применения пыток.

Жесткий централизованный контроль над  экономикой - важная черта тоталитарного  режима. Здесь контроль служит двоякой цели. Во-первых, возможность распоряжаться производительными силами общества создает необходимую политическому режиму материальную базу и опору, без которой тоталитарный контроль в остальных сферах вряд ли возможен. Во-вторых, централизованная экономика служит в качестве средства политического управления. Например, люди насильно могут быть перемещены для работы в те области народного хозяйства, где не хватает рабочей силы.

Тоталитарные политические режимы, следовательно, создаются власть имущими элитами для реализации идеологических доктрин и корыстных  экономических интересов господствующих классов. И поэтому все тоталитарные режимы рано или поздно распадаются, а страны, где они имели место, переходят либо к либерально-демократическим  системам (Германия, Испания, Италия и  др.), либо к социалистической демократии (Китай и др.).

 

Список использованных источников

  1. Бутенко Е.В. Новый юридический словарь-справочник. – См.: Русич, 2001. – С.8,11,12,30.
  2. Демократия: универсальные ценности и многообразие исторического опыта. Материалы круглого стола. // Полис. – 2008. - № 5. – С. 55-74.
  3. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов. / Под ред. Ю.Г. Волкова. – М.: Гардарики, 2001. – 472 с.
  4. Политология: Учебно-методический комплекс для студентов и преподавателей высших учебных заведений. / Под общ. ред. Е.М. Бабосова, Е.П. Сапелкина. – Мн.: УП «Технопринт», 2002. – 464 с.
  5. Соколов В.А. Политология для студентов вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 160 с.

 

1 Бутенко Е.В. Новый юридический словарь-справочник. – См.: Русич, 2001. – С.11

2 Бутенко Е.В. Новый юридический словарь-справочник. – См.: Русич, 2001 – С.12

3 Бутенко Е.В. Новый юридический словарь-справочник. – См.: Русич, 2001. – С.8

4 Бутенко Е.В. Новый юридический словарь-справочник. – См.: Русич, 2001. – С. 30

 


Информация о работе Политические режимы современности