Политический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 04:24, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение политического процесса и его структуры.
Необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть понятие политического процесса;
Охарактеризовать структуру политического процесса;
Привести типологию политических процессов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 4
2. СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 7
3. ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 9
4. СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 12
5. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21

Вложенные файлы: 1 файл

политичнский процесс.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

Пятая особенность политического  процесса в России выражается в том, что в его основе лежит активный политический стиль, состоящий в навязывании обществу нововведений со стороны правительства. Активная роль государства как в формировании проблем, так и в интеграции интересов различных групп вызвана культурно-религиозной, этнической и политической неоднородностью общества. Эту интеграцию различных субкультур участников политического процесса государство проводит методом навязывания им определенных ценностей и стандартов политической деятельности. Тем самым властные структуры делают поведение субъектов политики предсказуемым.

Во взаимодействии «власть - общество»  политическая инициатива принадлежит государству, поскольку оно концентрирует власть и ресурсы в своих руках. Однако отсутствие дифференциации политических ролей и функций институтов государственной власти приводило к тому, что процесс принятия решений был анонимным. Принцип «коллективной ответственности» порождал традицию безответственности политической власти за последствия принимаемых решений. Кроме того, неструкгурированность политического процесса обусловливала появление неконституционных органов, которым принадлежало исключительное право на принятие стратегических решений.

Шестой особенностью российского политического процесса является высокая концентрация политической власти и ресурсов в руках правящей элиты, что заставляет контрэлиту и оппозицию оформляться и выступать в качестве радикальных движений, а не политических оппонентов10. Острое противоборство правящей элиты и контрэлиты выступает следствием культурно-политической неоднородности самой элиты, разные группы которой ориентируются как на либеральные, так и на социалистические ценности. Идеологическое противостояние дополняется процессом кристаллизации интересов на основе экономических факторов - частной собственности, конкуренции, рынка и т. д. Усиливающееся имущественное неравенство углубляет конфликтность политических взаимодействий. Интеграция сторонников правящей элиты и контрэлиты происходит не на рациональной, а на эмоциональной и символической основе (симпатии или антипатии к лидерам, имиджу, символике и т. д.). Стремление правящей элиты монопольно контролировать политический процесс порождает желание у оппозиции использовать радикальные средства борьбы для того, чтобы заставить официальную власть признать и легитимизировать оппозицию и учитывать ее мнение при выработке политического курса. При этом сохраняющаяся маргинализация общества повышает значение эмоциональных и символических факторов политического взаимодействия. Их преобладание оттесняет на второй план принятие и реализацию конкретных решений. Этим объясняется невысокая динамика реформаторского процесса и слабая эффективность принимаемых политических решений.

Седьмая особенность политического  процесса в России заключается в  том, что тотальная маргинализация посткоммунистического общества обусловила ситуацию, когда лидеры, чтобы остаться у власти, обращались к помощи более развитых западных стран.  Однако уступки во внешней политике в обмен на финансовую поддержку правящего режима не продвинули страну по пути реформ, а лишь усиливали финансово-экономическую зависимость России от западных стран, ослабляя национальную экономику. Совершенно очевидно, что западные страны не стремятся оказывать технологическую и инвестиционную поддержку, поскольку это может создать в лице России конкурентоспособную державу. Осознав это, руководство современной России стало проводить самостоятельную внешнюю политику, ориентированную, прежде всего, на интересы российского общества.

 

Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены особенности политического процесса и описана его структура.

Также были решены следующие задачи:

  • Раскрыто понятие политического процесса;
  • Охарактеризована структура политического процесса;
  • Перечислены особенности политического процесса в России.

Понятие “политической системы” появилось первоначально в западной социологии и политологии с попыткой рассмотреть общество с точки зрения взаимосвязи его элементов. Его появление связано с именами А.Бентли, В.Парето, Д.Истона и др. Параллельно с 50-х годов XX в. развивалось и понятие политического процесса.

Политический процесс – это все действия по осуществлению власти народа, управлению общественными и государственными делами как оформленные правом (они-то и будут прежде всего интересовать нас в нашей работе), так и протекающие на базе иных социальных норм - политических традиций, обычаев, уставов политических партий и др.

Основными субъектами политического  процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т.д.), организованные и неорганизованные группы людей, а также индивиды.

Таким образом, конституционные нормы составляют лишь часть механизма регулирования политического процесса, но они составляют основу его правовой базы. Они содержат лишь самые общие предписания, но и наиболее важные. Поэтому любое исследование политического процесса в целом или какого-либо его элемента должно начинаться именно с исследования конституционного его регулирования.

 

Список литературы

  1. Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в РФ: конституционно-правовые основы.- М.: РЮИД, 2002.
  2. Автономов А.С. Правовая антология политики.- М.: Инфограф, 2002.
  3. Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства.- М.: Филинъ, 2003.
  4. Законодательный процесс./ Под ред. Р.Ф.Васильева. - М.: Юриспруденция, 2004.
  5. Конституционное право. Энциклопедический словарь./ Под ред. Авакьяна С.А. - М.: Норма, 2003.
  6. Лазарев В.В. Конституционное право. - М.: Юристъ, 2003
  7. Политический процесс в России: современные тенденции и исторический контекст. - М.: Дрофа, 2003.
  8. Современный политический процесс в России. - М.: БЕК, 2004.

1 Конституционное право. Энциклопедический словарь./ Под ред. Авакьяна С.А. - М.: Норма, 2003. – с. 221.

2 Автономов А.С. Правовая антология политики.- М.: Инфограф, 2002. – с. 87.

3 Лазарев В.В. Конституционное право. - М.: Юристъ, 2003 – с. 51.

4 Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства.- М.: Филинъ, 2003. – с. 66.

5 Конституционное право. Энциклопедический словарь./ Под ред. Авакьяна С.А. - М.: Норма, 2003. – с. 287.

6 Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства.- М.: Филинъ, 2003. – с. 120.

7 Лазарев В.В. Конституционное право. - М.: Юристъ, 2003.  – с. 99.

8 Политический процесс в России: современные тенденции и исторический контекст. -  М.: Дрофа, 2003. – с. 35.

9 Современный политический процесс в России. - М.: БЕК, 2004. – с. 54.

10 Политический процесс в России: современные тенденции и исторический контекст. -  М.: Дрофа, 2003. – с. 81.


Информация о работе Политический процесс