Прагматизм политических воззрений Н. Макиавелли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 10:50, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является выявление характерных черт той эпохи, в которой жил и творил Н. Макиавелли, ознакомление с исторической справой о Н. Макиавелли, а также с его политической концепцией, изложенной в труде «Государь».

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 3
1 Николо Макиавелли. Историческая справка ………………………… 6
2 Основное произведение Н. Макиавелли «Государь» .…………….... 10
3 Выдержки из работ Н. Макиавелли и комментарии к ним ………… 15
Заключение ……………………………………………………………… 17
Литература ………………………………………………………………. 18
Для рецензии …………………………………………………………….. 19

Вложенные файлы: 1 файл

кр по политологии 1.docx

— 39.94 Кб (Скачать файл)

Макиавелли  сравнивает «недуг» в государстве  с чахоткой: «если своевременно обнаружить зарождающийся недуг, что дано лишь мудрым правителям, то избавиться от него нетрудно, но если он запущен так, что всякому виден, то никакое снадобье уже не поможет» [2, гл. III].

Макиавелли  отмечает, что жестокость в политике – вещь неоднозначная. «Жестокость жестокости рознь. Жестокость применена хорошо в тех случаях – если позволительно дурное назвать хорошим, – когда ее проявляют сразу и по соображениям безопасности, не упорствуют в ней и по возможности обращают на благо подданных; и плохо применена в тех случаях, когда поначалу расправы совершаются редко, но со временем учащаются, а не становятся реже. Действуя первым способом, можно удержать власть; действуя вторым – невозможно» [2, гл. VIII]. «Обиды нужно наносить разом: чем меньше их распробуют, тем меньше от них вреда; благодеяния же полезно оказывать мало – помалу, что бы их распробовали как можно лучше» [2, гл. VIII].

Каким же должен быть сам государь? Главное  моральное качество, которое объединяет у Макиавелли все прочие – это честь. Этический смысл чести вытекает из того, что она мыслима только у человека, только в обществе, и проявляется преимущественно в государственных делах. Как известно у всех людей есть свои пороки, и государи здесь не исключение. Основная же мысль Макиавелли состоит в том, что благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства.

Должен  ли государь быть жестоким или милосердным? Здесь однозначным может быть лишь то, что следует остерегаться злоупотребить милосердием. Жестокостью можно навести порядок в стране. Этим самым государь может проявить не что иное, как милосердие. Государю не следует считаться с обвинениями в жестокости, если он хочет удержать своих подданных в повиновении. Макиавелли пишет, что может возникнуть спор, что лучше: чтобы государя любили или, чтобы его боялись. Вообще говоря, было бы хорошо, если бы его и любили, и боялись, но любовь не уживается со страхом. Поэтому когда стоит выбор, нужно выбирать страх. Ведь люди лицемерны и склонны к обману. «Пока ты делаешь им добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить: ни крови, ни жизни, ни детей, ни имущества, но когда у тебя явится в них нужда, они тот час то тебя отвернутся» [2, гл. XVII]. Государю нужно внушать страх, но делать это надо так, чтобы избежать ненависти. Любят государей по собственному усмотрению, а боятся – по усмотрению государей. Мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него самого. Здесь надо сделать оговорку. Со страхом, так же как и с жестокостью,  нужно «не перегнуть палку», так как государь может превратиться в глазах подданных (и стать таковым на самом деле) в тирана. Макиавелли пишет, что многие правители начинают ценить власть как таковую и превращаются в тиранов. А тиранам оправданья нет. Макиавелли противник тирании. Тираническая власть действует развращающим образом на самих правителей и на народ.

Должен  ли государь быть щедрым или бережливым? Макиавелли отвечает на этот вопрос так: «Хорошо иметь славу щедрого государя. Тем не менее, тот, кто проявляет щедрость, чтобы слыть щедрым, вредит самому себе» [2, гл. XVI], то есть если проявлять щедрость благоразумно, ее никто не заметит, а чтобы распространить среди людей славу о щедрости, нужно будет просто разорить казну. Будет благоразумнее смириться со славой скупого правителя, и тогда со временем люди увидят, что благодаря бережливости государь удовлетворяется своими доходами. За государем в этом случае может закрепиться слава действительно щедрого правителя. Если государь ведет войско, которое кормится добычей и грабежом, то ему необходимо быть щедрым, так как иначе за ним не пойдут солдаты.

Должен  ли государь твердо держать свое слово? Макиавелли пишет следующее: «Мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца» [2, гл. XVIII]. Вообще с врагом можно бороться законами, а можно силой. Законами обычно борется человек, а силой – зверь, но первого зачастую не достаточно, чтобы победить врага, поэтому нужно прибегнуть к силе. «Разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание» [2, гл. XVIII].

Государь  может и даже должен обладать хитрой натурой, но он должен уметь ее прикрывать. Лицемерие – отнюдь не порок для государя. «Обманывающий всегда найдет того, кто даст себя одурачить». В глазах людей надо являться сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым – и быть таковым в самом деле, но внутренне надо сохранять готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо.

Государь  должен следить за тем, чтобы не совершить  ничего, что могло бы вызвать ненависть или презрение подданных. «Ненависть государи возбуждают хищничеством и посягательством на добро и женщин своих подданных» [2, гл. XIX]. Презрение государи могут вызвать: непостоянством, легкомыслием, изнеженностью, малодушием и нерешительностью. Макиавелли пишет, что этих качеств надо остерегаться как огня, стараясь, наоборот, в каждом действии проявлять противоположные этим качества (великодушие, бесстрашие, основательность и твердость).

Достаточно  важную роль играет для государя выбор  помощников. Судя по тому, хороших или  плохих государь выбрал себе помощников, можно говорить и о его собственной мудрости. Здесь важно не только выбрать преданного и умного помощника, но и стараться удержать его, «воздавая ему по  заслугам, умножая его состояние, привязывая его к себе узами благодарности, разделяя с ним обязанности и почести…» [2, гл. XXII]. Правда существует одна опасность – льстецы.  Так что государь должен избегать лести, но только делать он это должен так, чтобы не навлечь на себя презрения (когда каждый сможет говорить правителю правду, ему могут перестать оказывать должное почтение). Так что благоразумному государю, согласно Макиавелли, нужно отобрать несколько мудрых людей и предоставить им право высказывать все, что они думают, но только о том, о чем их сам государь спрашивает.

Среди людей, занимавшихся политическими концепциями, найдется немного таких, которые бы вызывали столь бурные споры. Действительно наследие великого флорентинца весьма противоречиво. Может быть, объяснение этому можно найти в самой личности писателя, во влиянии на него сложной эпохи.

В работах  Макиавелли мы можем найти основную тенденцию общеевропейского политического развития, которая заключалась в образовании единых государств, построенных на национальном признаке. Эти государства зачастую создавались властной рукой одного единственного суверена и именно «макиавеллевскими методами», то есть хитростью и силой.

 

 

 

 

 

 

 

3 Выдержки из работ  Н. Макиавелли и комментарии

Тому, кто  учреждает государство и устанавливает  законы, необходимо помнить, что люди злы и всегда будут вести себя в соответствии со своей злостной натурой, как только им представится такой шанс. Макиавелли. Рассуждения

Папство никогда не обладало достаточной  степенью власти для воздействия на христианскую политику; и когда реформаторы вторгаются в сферу политики, как сделал это Лютер, становится очевидным, что они такие же последователи Макиавелли, как любой безнравственный человек, деспот. Ницше. Воля к власти

Широкое поношение имени Макиавелли во многом происходит из-за возмущения лицемеров, ненавидящих откровенные признания  в совершении злостных поступков. Бертран Рассел. История западной философии

Войны начинают, когда хотят, но заканчивают, когда  могут. Макиавелли. Флорентийская история

Избавить  себя от льстецов можно, дав людям  понять, что вы не возражаете, когда вам говорят правду. Однако когда каждый сможет говорить вам правду, вы потеряете уважение. Макиавелли. Государь

Можно спасти свою душу или можно основать великое  государство, сохранить власть и  служить ему; но не всегда это можно  сделать одновременно. Исаак Берлин, в своем эссе о Макиавелли

Вполне  возможно, что фашизм обязан своим  военизированным характером Макиавелли, а влияние Макиавелли на Муссолини в первые годы его пребывания у власти крайне очевидно. Луара Ферми, вдова итальянского ученого и биограф Муссолини

Макиавелли  был великим итальянским философом… учитель всех учителей политики… однако он в недостаточной степени презирал человечество. Бенито Муссолини

Маркс определил  политику как «искусство возможного»; двумя веками ранее Макиавелли изобрел  реальную политику… (Комментарий Я. Стретерна. — Ред.)

Людей нужно  или ласкать, или уничтожать.

Люди  могут отомстить за небольшую  обиду — а за большое зло  не могут. Макиавелли. Государь

Возврат к наиболее жестоким идеям макиавеллизма  кажется непонятным тем, которые еще вчера пребывали в полной уверенности, что человеческая история движется вверх по линии материального и культурного прогресса. Лев Троцкий, в биографии Сталина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог, необходимо отметить, что мыслям Макиавелли о политике, в том числе о праве и государстве, мало уделяют внимания, рассуждая, как правило, о моральности-аморальности макиавеллистической политики. Однако, несмотря на почти 500 лет, отделяющие нас от времени написания «Государя» и «Рассуждений», мысли, изложенные в данных произведениях, не перестают быть актуальными, «живыми».

Политика  для Макиавелли – это результат  борьбы социальных сил, групп, личностей. Активную роль в ней играет человеческая заинтересованность. Следует отметить, что Макиавелли видел базу своего политического учения во внутренней природе человека, ее основных свойствах. А к таковым Макиавелли относит эгоизм, стремление к власти, стремление к приобретению собственности. Отсюда и содержание макиавеллизма – в политике следует опираться не на мораль, а на силу. Ради благородной цели моралью можно жертвовать, цель оправдывает средства. Учение Макиавелли утверждает неизменность стремлений человека.

Макиавелли  был величайшим политическим прагматиком всех времен. Его взгляды – плод его личных наблюдений и опыта, и они были и остаются шокирующими до такой степени, что многие верили, что его работы были вдохновлены самим дьяволом.

Творчество  Никколо Макиавелли органически  связано с его эпохой, он является полностью человеком своего времени, и его политическая наука представляет собой философию времени. Именно с этой точки зрения и надо рассматривать  все его книги, и в частности  «Государя». Но это не значит, что  вне временных пределов Возрождения  его труды не имеют никакой  ценности. И много лет спустя после его смерти политики, дипломаты, философы спорили о его книгах, разбирались в его идеях, не всегда соглашались с ним, но все равно следовали его рекомендациям.

 

 

Литература

1 История политических и правовых учений: учебник / под ред. О. Э. Лейста. – М.: Юрид. лит., 1997

2 Макиавелли Н., Государь

3 Макиавелли Н., Избранные сочинения. – М., 1982

4 Политология. Краткий энциклопедический словарь-справочник. – М., 1997

5 Paul Strathern, Machiavelli in 90 minutes. Chicago: Ivan R.Dee, 1998, перевод С. Бобровой, М.: Астрель; АСТ, 2006

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для рецензии


Информация о работе Прагматизм политических воззрений Н. Макиавелли