Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 21:44, контрольная работа
Термином «государство» мы обозначаем особый тип социальных
явлений, которые характеризуются следующими чертами: а) отношением
власти и подчинения; б) монопольным использованием насилия теми, кто
владеет властью; в) наличием юридического порядка; г) относительным
постоянством; д) институциональным измерением. Таким образом,
государство - это не образование, находящееся над обществом и
Природа государства.
Термином «государство» мы обозначаем особый тип социальных
явлений, которые характеризуются следующими чертами: а) отношением
власти и подчинения; б) монопольным использованием насилия теми, кто
владеет властью; в) наличием юридического порядка; г) относительным
постоянством; д) институциональным измерением. Таким образом,
государство - это не образование, находящееся над обществом и
независимое от него, а определенный тип юридически регулируемого
социального поведения, существующий в конкретных пространственно-
временных условиях. Государство - это не физическое явление, которое
может выявлено при помощи органов чувств, а социальный факт,
предполагающий юридически нормированное иерархическое
взаимодействие его членов. Когда мы говорим о государстве, то имеем в
виду определенные отношения между людьми, юридически регулируемые
теми, кто уполномочен для этого.
Государство - это коллективный феномен, существующий в конкретном
пространственно-временном контексте. Пространственно-временной
характер государства обуславливается тем фактом, что юридический
порядок действует на конкретной территории в конкретное время.
Юридический порядок определенного государства действует не вечно и не
во всех государствах. Его применимость сужена до данной территории в
течение данного периода.
Итак, государство - это сложное социальное явление, отличительной
чертой которого является принудительная регуляция поведения людей
посредством нормативных норм.
Составляющие элементы государства.
Государство - это политическая общность, составляющими элементами
которой являются территория, население и власть. Территория - это
пространственная основа государства. Физическая основа представляет
собой одно из условий, делающих
возможным существование
конечном счете без территории государства не существует, хотя она может
изменяться во времени. Одной из многочисленных форм расширения
государства, его территориальной сферы является колониальная экспансия,
следствием чего выступает образование крупных империй. В подобных
случаях колониальные зоны
относятся к территориям
значительные расстояния и социально-культурные различия между
метрополией и колониями. Территория есть пространство государства,
занятое его населением, где в полной мере действует власть политической
элиты, реализуемая через юридические нормы. Одна из главных целей элит,
не состоящих на службе иностранных держав, заключается в гарантировании
территориальной целостности государства. Кроме того, обеспечение
территориальной целостности требует тщательной демаркации границ
каждого государства и их закрепления в документах международного права,
например в договорах.
Возникновение и исчезновение государств связано прежде всего с
территорией; именно этим объясняется тот факт, что их целостность
становится предметом самых острых конфликтов.
Территория государств включает землю, недра, воздушное
пространство и
называемой твердой земле. Это означает, что государство поддерживает в
перечисленных средах свою суверенную власть и имеет право защищать их
от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.
В современном мире проблемы,
связанные с территорией
значительно осложнились вследствие таких явлений, как колониализм и
неоколониализм.
После того, как классический колониализм вступил в полосу кризиса, и
была обеспечена полная территориальная целостность новых государств,
возникает неоколониализм. При неоколониальном господстве признается
юридическая самостоятельность новых государств в международном
сообществе, однако господствующие государства обладают над зависимыми
огромной властью, доходящей до нарушения мер, когда зависимые
государства уступают часть своей территории для строительства
иностранных военных баз, не получая какого-либо контроля над ними, или
когда эти государства позволяют эксплуатировать свои природные ресурсы,
не получая от этого никакой или почти никакой выгоды. В этих случаях не
происходит потери государством всей его территории, но его власть над ее
частью ограничивается, и там возникают неподчиненные его контролю
военные и экономические анклавы.
Еще одной формой ограничения власти государства над частью его
территории является ее занятие иностранными войсками, несмотря на
негативное отношение к этому населения. Наконец, власть государства над
частью его территории ослабляется вследствие партизанской борьбы, когда
повстанцы создают так называемые "свободные зоны". Формально эти зоны
входят в состав государственной территории, но правительство не имеет в
них реальной власти, поскольку военный, физический контроль
осуществляется лидерами повстанцев, создающими специальные органы
управления, которые принимают более или менее развитую форму.
Таким образом, относительно стабильная и обладающая
гарантированной целостностью территория является существенным
условием сохранения государства. Именно вокруг вопроса о контроле за
физической основой
внешние политические конфликты.
Вторым составляющим элементом государства является население, то
есть человеческое сообщество, проживающее на его территории и
подчиняющееся его власти. Народ как родовое понятие может быть
охарактеризован как относительно широкая социальная группа, члены
которой обладают чувством принадлежности к ней благодаря общим чертам
культуры и историческому сознанию. Люди, принадлежащие к какому-либо
народу, обладают более или менее выраженным сознанием вхождения в
отличную от других общность. Национальное сознание предполагает
отождествление себя с общими культурными ценностями, а также наличие
эмоциональных солидарных связей между лицами, принадлежащими к одной
нации.
Население государства может состоять из одного народа или быть
многонациональным. Даже в том случае, когда на различные национальные
группы, существующие на территории одного государства, распространяется
его политическая власть, отношения между ними часто бывают
напряженными, а в особых случаях и конфликтными. В многонациональных
государствах внутренний конфликт может повлечь опасность дляполитической стабильности, поскольку возникающие в подобных случаях
сепаратистские национальные движения стремятся создать
самостоятельное государство.
В некоторых случаях
движения ведут вооруженную борьбу в форме герильи или террористической
деятельности за достижение национальной независимости.
Для того, чтобы смягчить конфликты между национальными группами,
политическая элита зачастую создает государство на федеральной основе.
Еще одним средством является создание так называемых "автономных
провинций", которые не обладая такой же независимостью, как входящие в
состав федерации государства, все же пользуются значительными
прерогативами.
Таким образом, любое государство опирается по крайней мере на один
народ. И хотя не существует государства без национальной основы, могут
существовать народы без государства. Итак, нация - это необходимое, но не
достаточное условие формирование государства, для чего необходимы
также территория и государственная власть.
Одним из политических феноменов, неоднократно отмечавшихся в
истории человечества, является национализм, то есть страстная и даже
агрессивная приверженность к своей национальной общности. Существует
экспансионистский национализм, толкающий политические элиты к
подчинению других государств с целью использования их ресурсов; и
национализм оборонительного толка, выступающий как своеобразная
преграда внешней агрессии и являющийся, таким образом, средством
выживания государств. Он обеспечивает необходимую внутреннюю
сплоченность государств, подвергающихся военной, экономической или
дипломатической агрессии.
Третьим составляющим элементом государства является власть,
иными словами, отношения господства и подчинения, существующие между
политической элитой и остальной частью общества.
Политическая элита
этого юридические нормы. Принудительный характер юридических норм
сказывается в той мере, в какой их нарушение позволяет государственным
органам применять санкции. Власть осуществляется посредством этих норм.
Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя это
никогда не выполняется в полной мере. В том мере, в какой большинство
населения конкретного государства соблюдает эти нормы. Таким образом,
политическая власть является
регулятором поведения
государства, поскольку нормы определяют его поведение.
Чтобы государство существовало, те, над кем осуществляется
господство, должны признавать власть тех, кто господствует в данный
момент. Если к власти проявляется неуважение, правители, опираюсь на
институционализированные аппараты насилия, могут применить санкции,
предусмотренные политической системой. Политическая элита вынуждается
применять институционализированное насилие на постоянной основе лишь в
исключительных случаях, поскольку она обладает достаточно эффективными
для управления коллективным поведением средствами прямого и
косвенного убеждения. Институционализированное насилие является
последним аргументом, к которому прибегает политическая элита, когда
социальные привычки к подчинению и ее социологическая легитимация
ослабляются и возникает возможность свержения элиты.
Лица,входящие в элиту, меняются, однако институционализированная
власть государства от этого не исчезает, за исключением случаев, когда эти
изменения сопровождаются уничтожением государства вследствие других
причин, таких, как гражданская война или подчинение другим государством.
Государство управляется элитой, состоящей из конкретных людей, однако
вследствие своей институционализованности оно обладает относительной
стабильностью, которая, как правило, выходит за рамки жизни отдельных
людей и приобретает историческое измерение.
Итак, государство - это политическая целостность, образуемая
национальной или много национальной общностью, закрепленной на
определенной территории, где поддерживается юридический порядок,
установленный элитой, которая монополизирует институционализованную
власть, обладая законным правом применения принуждения.
Функции государственной власти.
Осуществляемая политической элитой государственная власть имеет
две функции: посредническую и функцию управления. Прежде всего следует