Проблемы формирования гражданского общества в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 13:46, реферат

Краткое описание

Москва,2012
Проблема становления и развития гражданского общества особо актуальна для современной России. Она предполагает политико-правовой анализ различных структур и институтов гражданского общества, которые способствуют процессу социализации современного гражданина. Актуальность такого подхода состоит в том, что гражданское общество в России развивается крайне медленно и все еще не выступает как целостная совокупность общественно - значимых институтов, способствующих удовлетворению как первичных, так и вторичных потребностей человека.

Вложенные файлы: 1 файл

проблемы формирования гражданского общества в россии.docx

— 26.04 Кб (Скачать файл)

           Московский Государственный  Университет имени  М.В. Ломоносова

                                           Социологический факультет 
 
 
 
 
 
 
 

Эссе  по теме: « Проблемы формирования гражданского общества в России» 
 

                                                                  Работу подготовила студентка  106 группы 

                                                                                                         Олейник Анастасия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  Москва,2012

Проблема  становления и развития гражданского общества особо актуальна для  современной России. Она предполагает политико-правовой анализ различных  структур и институтов гражданского общества, которые способствуют процессу социализации современного гражданина. Актуальность такого подхода состоит  в том, что гражданское общество в России развивается крайне медленно и все еще не выступает как  целостная совокупность общественно - значимых институтов, способствующих удовлетворению как первичных, так и вторичных потребностей человека.

Гражданское общество — это социокультурное  поле, в рамках которого осуществляется реализация универсальных прав и  свобод человека — социальной, экономической, политической, правовой, культурной, обеспечивающих активную позицию гражданина. Целью  гражданского общества является сфера  социального взаимодействия, взаимное влияние, установление межличностных  отношений, добровольные объединения  граждан, социальные движения, которые  осуществляются с помощью коммуникации. Гражданское общество формируется  гражданами путем конкретных форм самоконструирования и самомобилизации и институционализируется с помощью законов, прав, свобод членов общества.

Задачами  гражданского общества являются:

1) определение  ориентации политической активности  человека и правовой роли гражданина;

2) определение  границ политической деятельности  государства, а также границ  между легитимностью гражданской  деятельности и политики государства;

3) обеспечение  принципа равенства, партнерства,  социальной защиты, прав и свобод  гражданина, принципа договора между  ними;

4) обеспечение  прямых, обратных и горизонтальных  связей между обществом и государством, обоюдная политическая ответственность  граждан (членов общества) и государства  за политические процессы.

На основании  выделенных принципов и задач  гражданского общества можно обозначить следующие цели гражданского общества:

1) гарантированная  свобода объединений;

2) плюрализм,  обеспечение разнообразия форм  жизни и деятельности, свобода  общественной жизни и деятельности;

3) законность  основных прав человека, неприкосновенность  частной жизни, институционализация  гражданского общества;

4) обеспечение  политической культуры граждан  и эффективности проводимой социокультурной  политики, благодаря которой члены  общества становятся субъектами  коллективного взаимодействия;

5) внедрение  специальных процедур, повышающих  рациональность в оценках эффективности  политического курса.

Реализация  указанных задач и целей гражданского общества осуществляется путем мобилизации  людей в рамках:

1) политических  партий;

2) профессиональных  союзов;

3) общественных  организаций и ассоциаций;

4) социальных  движений;

5) третьего  некоммерческого сектора;

6) местного  самоуправления;

7) СМИ;

8) экспертов,  которые оценивают политический  курс с точки зрения его  соответствия интересам граждан.

Можно выделить существенные черты гражданского общества: создание общественных объединений  на основе добровольного (без внешнего принуждения) участия индивидов  и социальных групп, преобладание договорных горизонтальных связей внутри объединений, интеграция данных объединений в автономную систему на основе общей системы ценностей, создающей единое видение социального мира.

Модернизация  политической системы России, более  интенсивное включение в мировой  политический процесс привели как  к развитию существовавших форм, так  и к появлению новых (политические партии, правозащитные организации, негосударственные СМИ, благотворительные  фонды, экологические и антиглобалистские движения). Значительно расширился и спектр направлений деятельности общественных объединений. Еще в советское время объединения гражданского общества выполняли социально значимые функции, такие как: предоставление информации населению о положении дел в различных сферах общественной жизни посредством неформальных каналов коммуникации, защита интересов территориальных и ведомственных социальных групп путем оказания влияния на распределение ресурсов государства, развитие творческих способностей граждан, их самореализации в клубах по интересам и неформальных объединениях. К этим направлениям добавились такие как правозащитная деятельность, путем предоставления юридической помощи и защиты интересов в суде, материальная поддержка негосударственных объединений, политическая деятельность за право контролировать различные государственные должности и ряд других. Анализ основных видов деятельности позволит более четко определить, что представляет собой гражданское общество в современной России, каковы перспективы его развития. По предварительным данным, количественные изменения форм гражданского общества и направлений его деятельности пока не привели к значительным качественным изменениям. Объединений гражданского общества стало больше, они охватывают все большие слои населения России, но они по-прежнему очень слабо взаимодействуют друг с другом. Каждое из объединений стремиться защитить собственные интересы, не согласовывая их с интересами других. На современном этапе развития гражданское общество в России представляет собой совокупность объединений, но не целостную систему. Поэтому, хотя гражданское общество и оказывает влияние на деятельность государства, оно не определяет основных направлений его развития. С усилением вертикали государственной власти, снижением уровня произвола чиновников, выполнением социальных программ государство вернуло себе статус обеспечения прав и свобод граждан Российской Федерации. В этих условиях роль находящегося на стадии формирования гражданского общества заметно снижается.

Проблемы  формирования гражданского общества в  России: 

1.

Препятствующий  объективный фактор – это исторический путь нашего государства и общества. История России обнаруживает полное отсутствие гражданских институтов, гражданской культуры и гражданских  ценностей. Российское государство  на всех этапах своего существования  стремилось подавить любые проявления автономии личности и тем более  общества. В отечественной политической традиции никогда общество (народ) не воспринималось как что-то отдельное, автономное от государства. За многовековой период не было создано ни одного социального  института, на котором можно было бы построить здание гражданского общества. Любые попытки власти (к примеру, Петра I или Александра II) смоделировать  по европейскому образцу общественные и политические учреждения заканчивались, как правило, неудачей. Практически  любое подобное нововведение вызывало реакцию отторжения как инородного элемента. 
 
2.

В настоящее  время процесс развития гражданских  отношений в России значительно  сдерживается непродуманной политикой  органов государственной власти. Стремясь содействовать становлению  гражданского общества, государственные  структуры оказывают общественным объединениям материальную и организационную  поддержку. Именно они становятся координаторами большинства совместных мероприятий, препятствуя выработки навыков  самоорганизующихся начал гражданского общества. В современной России различные  социальные силы и общественные объединения  выражают собственную точку зрения, не прислушиваясь к аргументам оппонентов. Отсюда, противоречивость, непоследовательность, и дисфункциональность социальной политики государства, которое попеременно ориентируется то на интересы одних социальных групп, то на интересы других.

3.

Незаинтересованность  людей в формировании гражданского общества и его участии в нём. Многие социологические опросы выявляют определенную современную тенденцию  народа во фразе: «не буду ни в чём  участвовать, за нас уже давно  всё решили». Однако выборы 2012 показали, что гражданское общество в нашей  стране имеет место быть и может  оказывать влияние на власть и  политику государства в целом.

4.

Слабость  взаимодействия гражданских обществ  между собой. Каждое из объединений  стремиться защитить собственные интересы, не согласовывая их с интересами других.

5.

Важный фактор, препятствующий формированию гражданского общества, – это кризисные явления, к которым можно отнести высокий  уровень преступности, терроризм, обострение этнических конфликтов, коммерциализацию и деградацию культурной сферы и  т.д.

В то же время  имеются и положительные тенденции  в процессе формирования гражданского общества, хотя они не столь заметны. Результаты экспертного опроса представителей общественных объединений свидетельствуют, что они постепенно меняют свои организационные  начала. Хотя большинство объединений  строится на авторитарных началах, в  них образуются локальные неформальные структуры, которые не имеют влияния  на общую направленность деятельности объединений, но влияют на характер выполнения внутренних функций. Руководители ассоциаций позволяют проявлять творческую инициативу рядовым членам в выполнении внутренних задач, создавать группы единомышленников, однако связи с  внешним миром по преимуществу осуществляют сами.

Многие исследователи  утверждают, что гражданское общество и как идея, и как социальная реальность формируется лишь с развитием индустриального общества, что во многом связано с организационными основами. Организационные основы представляют собой «систему способов (образцов) деятельности индивидов, подгрупп и институтов, средств социального контроля, социальных ролей и систем ценностей, которые обеспечивают совместную жизнь членов общности, гармонизируют их стремления и действия, устанавливают допустимые способы удовлетворения потребностей, разрешают проблемы и конфликты, возникающие в ходе совместной жизни, – словом, обеспечивают порядок социальной жизни».

 В индустриальном обществе они совершенно иные, нежели в аграрном (традиционном). В аграрном обществе не существовало даже намека на возможность иных форм организации общественной жизни. В индустриальном — появляются многочисленные теории об идеальном устройстве общества, способных мобилизовать заинтересованные социальные группы на реализацию предлагаемых проектов. Ориентация последних на целенаправленные массовые действия отличает их от более ранних, полагающихся на реформаторскую деятельность «мудрого правителя» и, как правило, ограничивающихся частичным преобразованием политических отношений. По мнению отечественного исследователя В. Черняка, это привело к интеллектуальной революции, повлекшей «изменения ментальных установок и ценностных ориентиров, касающихся ломки устоявшихся стереотипов мышления, восприятия и поведения людей». Экономика и политика строятся на рациональных началах, что, с одной стороны, приводит к повышению эффективности этих видов деятельности, а с другой — к нарастанию дезинтеграционных процессов. С развитием индустриального общества возникают гражданские отношения, которые строятся на основе добровольного объединения людей в коллективы с целью решения общих задач. Совокупность этих объединений является первой стадией формирования гражданского общества, призванного закрепить новые организационные основы. В этом отношении гражданское общество является атрибутом политической и экономической организации общества современного типа, и, в тех или иных формах, присуще любой социальной системе, достигшей этого этапа развития. Даже при тоталитарных политических режимах сохраняются элементы гражданских отношений (религиозные организации, клубы по интересам, действующая в подполье и за рубежом политическая оппозиция).

В настоящее  время в России происходит становление  гражданского общества. Прежде всего это проявляется в провозглашении прав и свобод личности высшей социальной ценностью, определяющей смысл и содержание деятельности государственных органов. К числу предпосылок создания гражданского общества можно также отнести развитие рыночной экономики, многопартийной политической системы, реализацию в государственной жизни принципа разделения властей. В то же время в России только начинает формироваться гражданская культура населения. Общественному воздействию на государство препятствует российская бюрократия. В ходе длительного исторического развития она превратилась в мощное социальное образование, функционирующее не только как исключительно государственная, но и как общественная структура. Без изменения подобного положения вещей развитие гражданского общества будет невозможно.

И все же перспективы  развития гражданского общества в России есть, об этом говорит и рост числа  и объема деятельности структур гражданского общества формирующихся в России, и создание властью условия для  их свободного самостоятельного развития, и формирование гражданского сознания свободного человека, которое обеспечивает возрастание самореализации личности и повышение гражданской активности россиян. 

Литература:

  1. Павленко Ю., Современное гражданское общество, 2008.
  2. Политология. Энциклопедический словарь, 1993.
  3. Хорос В.Г. Гражданское общество: как оно формируется (и сформируется ли) в постсоветской России?, 1997

Информация о работе Проблемы формирования гражданского общества в России