Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 20:14, лабораторная работа
Задание.
Спроектировать кронштейн со стороны закрылка, выполнить рабочий чертеж.
Федеральное
агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Самарский государственный аэрокосмический
университет
имени академика С. П. Королева
Кафедра КиПЛА
Лабораторная работа №1
Проектирование детали летательного аппарата
Вариант 3э1
Выполнил студент гр.
1403
Власов С.А.
Проверил:
Резниченко Г.А.
Самара 2012
Задание.
Спроектировать кронштейн со стороны
закрылка, выполнить
рабочий чертеж
=30000Н; αº=45º; В=60мм; Г=100мм; H=80мм
Рис. 1 – Задание на
лабораторную работу
Анализ задания. Определение
назначения детали и условий ее работы.
Разработка требований к детали.
Необходимо спроектировать кронштейн со стороны закрылка. Он присоединен к закрылку в точках 1,2. В точке 3 к кронштейну подводится тяга управления закрылком под углом αº=45º. Кронштейн предназначен для обеспечения управления закрылком. Условия работы кронштейна:
- предположим, кронштейн
расположен в негерметичном
- окружающая среда-воздух; температура эксплуатации от -60º до +50º С;
Сформулируем требования к проектируемой детали.
- минимальное трение в соединении с кронштейном со стороны крыла;
- исключение возможности заклинивания в соединении с кронштейном со стороны крыла.
Кроме этого к
детали предъявлены
- кронштейн должен иметь минимальную массу;
- достаточную прочность и жесткость;
- ресурс, равный ресурсу планера самолета;
- при производстве кронштейна должен использоваться техпроцесс, обеспечивающий серийное производство с минимальными затратами;
- должна быть обеспечена
- при определении форм и
Эскизы кронштейнов, аналогичных проектируемому, приведены на рис. 2.
а).
б).
Рисунок 2 – Эскизы деталей-аналогов
Кронштейн 1 (рис. 2, а) установлен на закрылке самолета, служит для обеспечения управления закрылком. Деталь выполнена из алюминиевого сплава методом горячей штамповки и устанавливается на закрылок с помощью четырех болтов, работающих на разрыв. В проушину кронштейна запрессован подшипник, с помощью которого обеспечивается минимальное трение в соединении с кронштейном со стороны крыла. Деталь технологична.
Кронштейн 3 (рис. 2,б) существенно отличается от первого. Он выполнен без подошвы и крепится болтами к специальным проушинам на закрылке. В месте соединения с тягой кронштейн выполнен в виде «вилки».
2. Определение реакций опор. Подбор болтов.
Определим реакции опор в точках 1 и 2 с помощью уравнений равновесия:
Подберем болты по
статическим разрушающим
Подбираем болты марки стали 30ХГСА при
t=25ºC. Запишем денные в таблицу:
№ |
Диаметр болта, мм |
Статическая разрушающая нагрузка, Н |
Расчетная нагрузка, Н |
1 |
6 |
19300 |
12747,6 |
2 |
8 |
34300 |
17677,5 |
3 |
8 |
34300 |
30000 |
3.1 Выбор материала.
Существует два основных способа изготовления заготовок деталей авиационных агрегатов: литье и горячая штамповка. Литье является наиболее экономичным способом получения деталей со сложными криволинейными поверхностями. Штамповка деталей применяется в серийном производстве. Она обеспечивает хорошие механические свойства тем, что в процессе пластической деформации уплотняется металл и повышается стабильность характеристик. Механические свойства литейных сплавов существенно ниже деформируемых. Проектируемый кронштейн выполнен без каких-либо сложных криволинейных поверхностей и должен обладать достаточно высокими механическими свойствами. Поэтому деталь необходимо изготовлять горячей штамповкой. Выпишем в таблицу круг возможных материалов:
Материал |
|||
30ХГСА |
1100 |
900 |
7,85 |
АК-6 |
370 |
340 |
2,8 |
ОТ-4 |
900 |
800 |
4,55 |
MAI4TI |
270 |
250 |
1,8 |
Из анализа таблицы следует, что с точки зрения минимума массы наиболее подходящим является магниевый сплав. Но его недостаток – слабая коррозионная стойкость, и контролировать целостность коррозионного покрытия детали трудно. Следующий сплав с наименьшей плотностью – алюминиевый. Он дешевый и легко обрабатывается, поэтому для изготовления детали выберем материал АК-6.
Термообработка: закалка и искусственное старение при температуре 160º в течении 12 часов [4].
3.2 Расчет проушин.
Расчетные условия:
Материал АК-6, =340МПа. Разрушающие усилия на проушину:
Диаметры болтов в проушинах: , , для точек 1,2 и 3.
1. Внутренний диаметр втулки соответствует диаметру болта . Внутренний диаметр проушины: , Δ=1,5 мм. μ-характер соединения (соединение втулка-проушина неразрывное, неподвижное), μ=1,3-1,5. Примем μ=1,4.
Вычислим толщину проушины:
для стали 30ХГСА
=1100МПа;
Т.к. МПа, МПа, , то вычислим толщину проушины ;
=max( , )=3 мм. – толщина проушины в точке 1. В соответствии с ГОСТ 8032-84, принимаем =4мм.
МПа – напряжение смятия;
- избыток прочности;
мм; мм, где =3,5мм – минимальная перемычка для проушин из алюминиевых сплавов.
мм – ширина проушины. .
2. Внутренний диаметр втулки соответствует диаметру болта . Внутренний диаметр проушины: , Δ=1,5 мм,. μ-характер соединения (соединение втулка-проушина неразрывное, неподвижное), μ=1,3-1,5. Примем μ=1,4.
Вычислим толщину проушины:
для стали 30ХГСА =1100МПа;
Т.к. МПа, МПа, , то вычислим толщину проушины
;
=max( , )=7,4мм. – толщина проушины в точке 2. В соответствии с ГОСТ 8032-84, принимаем =8 мм.
МПа – напряжение смятия;
- избыток прочности;
мм; мм, где =3,5мм – минимальная перемычка для проушин из алюминиевых сплавов.
мм – ширина проушины. .
Подбор подшипника
Подшипник подбираем
по статическим разрушающим
Выбираем шарикоподшипник радиальный сферический однорядный с двумя защитными шайбами без сепаратора №980700.
d=10 мм, D=37мм, b=12мм,
Подшипник допускает перекос оси внутреннего кольца относительно наружного. Вычислим избыток прочности ,
, где – число подшипников, в данном случае оно равно 1.
Найдем толщину и ширину проушины, вставляемой в нашу вилку, из условия прочности на смятие:
, где – количество проушин, - коэффициент, учитывающий подвижность соединения, =1
по ГОСТ 8032 – 84, принимаем
Т.е. расстояние между двумя проушинами в нашей вилке составляет 7 мм.
Диаметр отверстия вилки принимаем равным диаметру болта dпр=d= 10мм.
Найдём толщину и ширину проушины вилки из условия прочности на смятие:
, где – количество проушин, - коэффициент, учитывающий подвижность соединения, =1
по ГОСТ 8032 – 84, принимаем
Вычислим напряжение смятия:
Зададимся шириной проушины из условия размещения головки болта, шайбы и гайки и получения минимальной концентрации напряжения в проушине:
b=bmin=2d=20мм, тогда b/d=2, x=(b-d)/2=5мм.
Рисунок 9 – размеры проушины
Определим размер из условия работы проушины на срез:
, где - касательные напряжения в проушине.
, где , следовательно, y=5 (по ГОСТ 8032 – 84)
Определим отношение , отсюда найдем значение k по графикам.
k=0,84
Сделаем проверку:
Условие прочности выполняется.
Данные проушины, полученные в результате расчета:
b=20мм, y=5 мм, x=5мм, мм.
Выбираем болт марки 30ХГСА по диаметру подшипника 10 мм и условий прочности. Болт работает на срез.
Расчётная нагрузка болта 53900 Н, на болт действует нагрузка 30000 Н
53900> 30000 – условия прочности не нарушены.
4.1 Определение усилий в элементах детали.
Определим усилия в стержнях кронштейна. Для нахождения внутренних сил, используем метод сечения. Мысленно проведем через кронштейн плоское сечение по горизонтали, которое разделит его на 2 части. Отбросим верхнюю часть детали и заменим ее действие на оставшуюся часть силами и (соответственно для стержня 1 и стержня 2), распределенными по полученным сечениям (рис. 9). Получили статически определимую конструкцию. Воспользуемся уравнениями равновесия и определим усилия в стержнях для первого и второго случаев нагружения:
1.
= ;
Для стержня 2 - =26260,1 Н; для стержня 1 - =7687,55 Н.
2.
= ; =9017,9 Н; =8118,1 Н.
Выбираем наибольшее
значение для усилия в стержне. Итак,
=8118,1 Н,
=26260,1 Н
5. Расчет потребных по прочности
сечений стержней детали.
Модификация сечений с учетом технологических
факторов и ограничений.
Материал АК-6,
=340МПа. Усилия в стержнях:
=8118,1 Н
=26260,1 Н
Рассчитаем площади
поперечных сечений стержней по формуле:
;
= 23,88 мм²;
= 77,24 мм².
δ1 = 4 мм, δ2 = 4 мм.
Площадь сечения: . Для определенности положим, что , тогда . Откуда .
Рассмотрим стержень1-3 т.к. он более нагружен, а для менее нагруженного стержня 1-2 примем аналогичную форму сечения, но с меньшей высотой полки a.
Для стержня 1-3 получим: .
Принимаем
.
Необходимо учесть требования технологичности, а именно штамповочные уклоны, минимальные радиусы скругления, минимальные толщины полок.
Имея длину ребра , по [2,стр.13] подберем минимальные радиусы скругления и толщины полок
Для определения штамповочных уклонов
необходимо выбрать плоскость разъема
штампа. Плоскость разъема штампа
принимаем в плоскости
Для соотношения , штамповочный уклон α = 5° [2, с 8].
Сечение с учетом технологичности будет иметь вид:
Рисунок. 9
Для стержня 1-2 с учетом равенства толщин полотна примеряем
Для стержня 1-2 получим: .
Принимаем
.
Принимаем
Имея длину ребра , по [2,стр.13] подберем минимальные радиусы скругления и толщины полок
Для определения штамповочных уклонов необходимо выбрать плоскость разъема штампа. Плоскость разъема штампа принимаем в плоскости симметрии кронштейна.
Для соотношения , штамповочный уклон α = 5° [2, с 8].
Детали, изготавливаемые из штампованных заготовок должны иметь простую геометрическую форму. С технологической точки зрения редпочтительней детали открытых сечений.
Предельные отклонения размеров между
необрабатываемыми
С учетом условий работы детали, назначим антикоррозийное покрытие: анодирование в серной кислоте с наполнением оксидной пленки хромпиком; не позже чем через 24 часа покрытие грунтом АЛГ-1 с горячей сушкой.
6. Список литературы
1. Резниченко Г.А.
2. Майнсков В.Н. Основы конструирования в самолетостроении: Метод. указания / Самар. авиац. ин-т. Самара 1992.
3. Проектирование конструкций самолетов / Под ред. Войт Е.С. М. : Машиностроение , 1987.
4. Конструирование деталей
авиационных конструкций из
Информация о работе Проектирование детали летательного аппарата