Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 12:24, реферат
Протон» (УР-500, «Протон-К», «Протон-М») — ракета-носитель (РН) тяжёлого класса, предназначенная для выведения автоматических космических аппаратов на орбиту Земли и далее в космическое пространство. Разработана в подразделении ОКБ-23 (ныне ГКНПЦ им. М. В. Хруничева), являвшемся частью ОКБ-52 В. Н. Челомея. Исходный двухступенчатый вариант носителя «Протон» (УР-500) стал одним из первых носителей средне-тяжёлого класса, а трёхступенчатый «Протон-К» — тяжёлого, наряду с американской РН «Сатурн-1Б».
Введение
Протон» (УР-500, «Протон-К», «
РН «Протон» явилась средством выведения
всех советских и российских орбитальных станций «Салют-ДОС» и«Алмаз», модулей станций «Мир» и МКС, планировавшихся пилотируемых к
С середины 2000-х годов основной
модификацией ракеты-носителя «Протон»
стала РН «Протон-М», используемая для
запуска как федеральных
1 История создания
В начале 60-х годов XX столетия
руководство СССР было заинтересовано
в создании ракет, способных выводить
в космос большую полезную
нагрузку военного назначения, а также
нести боеголовку в несколько десятков мегатонн
в тротиловом
эквиваленте. Проекты на разработку этих
ракет представили все конструкторские
бюро (КБ): КБ С. П. Королёва, которое в то время уже работало
над межконтинентальной
баллистической ракетой (МБР) Р-9, представило проект тяжёлой
«лунной» ракеты Н-1; КБ М. К. Янгеля предложило проект унифицированных
МБР Р-46 и тяжёлой РН Р-56 со стартовой массой
1165—1421 т; опытное
конструкторское бюро № 52 (ОКБ-52) под руководством В. Н. Челомея предлагало создать семейство
ракет различной стартовой массы для широкого
диапазона забрасываемого груза: МБР лёгкого класса УР-100 («Универсальная
Благодаря настойчивости Челомея, в соответствии с Постановлениями ЦК КПСС и СМ СССР от 16 марта и 1 августа 1961 г., ОКБ-52 начало проектирование стратегической МБР УР-200 (8К81). Годом позже, по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР № 409—183 от 29 апреля 1962 г., в ОКБ-23 (в настоящее время КБ «Салют», подразделение ГКНПЦ им. Хруничева), вошедшем в состав ОКБ-52 как филиал № 1 всего лишь двумя годами ранее (3 октября 1960 года), началось проектирование ракеты УР-500. Главным конструктором УР-500 был назначен Павел Ивенсен. В 1962 году эту должность занял Юрий Труфанов, а затем — Дмитрий Полухин, ставший впоследствии Генеральным конструктором КБ «Салют». Ведущим конструктором (ответственным исполнителем) проекта всё это время оставался Виталий Выродов. На разработку ракеты отводилось три года.
Ракета разрабатывалась
как в боевых вариантах: орбитальной и межко
Согласно конструктивно-
Двигатели первой ступени, ЖРД РД-253, были разработаны в КБ Энергетического машиностроения (генеральный конструктор В. П. Глушко). Этот двигатель был отвергнут С. П. Королёвым для использования в ракете Н-1 из-за токсичности компонентов его топлива и недостаточного удельного импульса.
Разработка ракеты горячо
поддерживалась Н. С. Хрущёвым. Однако после его отставки
было принято решение о прекращении работ
по ракете УР-200, аналогичной по возможностям МБР Р-9 С. П.
Первый пуск новой двухступенчатой РН УР-
Начиная с июля 1965 года началась
разработка трёхступенчатого варианта РН УР-500К (8К82К «Протон-К»). Новая РН была также
разработана в филиале № 1 ОКБ-52. РН «Протон-К» должна была
использоваться для вывода на отлётную
траекторию новых КА для облёта Луны. Кроме того, начались работы
над четвёртой ступенью РН «Протон-К»
на базе пятой ступени ракеты-носителя Н-1, получившей название блок Д. Согласно этому проекту (УР-500К-Л-1),
двухсекционный корабль 7К-Л1 (вариант «Союза»
Первый пуск трёхступенчатой ракеты «Протон-К» был произведён 10 марта 1967 года с блоком Д и КК 7К-Л1П («Космос-146»), прототипом будущего лунного корабля 7К-Л1. Эта дата считается днём рождения РН «Протон-К».
Из-за большого количества аварий на начальном этапе лётных испытаний (с марта 1967 года по август 1970 года было произведено всего лишь 6 полностью успешных пусков из 21-го) РН «Протон-К» была принята на вооружение только в 1978 году, после 61-го пуска.
«Протон-К» с разгонным блоком Д регулярно использовалась для запуска различных научных, военных и гражданских космических аппаратов. В зависимости от модификации ракета была способна вывести до 21 т полезной нагрузки на орбиту высотой 200 км и до 2,6 т на геостационарную орбиту (ГСО). В настоящее время производство «Протона-К» прекращено. Последняя РН этой серии была выпущена в конце 2000-х годов и хранилась в арсенале. Её пуск был произведён 30 марта 2012 года для вывода на орбиту последнего спутника серии УС-КМО с помощью последнего РБ версии ДМ-2. В общей сложности с 1967 по 2012 год РН «Протон-К» стартовала 310 раз и производилась в ГКНПЦ им. М. В. Хруничева.
С 2001 года в ГКНПЦ им. М. В. Хруничева
выпускается более современная модификация
ракеты — 8К82КМ «Протон-М». Новый вариант РН
«Протон» отличается повышенной экологичностью,
цифровой системой управления и новым
разгонным блоком 14С43Бриз-М, что позволило заметно увеличить
полезную нагрузку при выведении на геопереходную и геостациона
Первый вариант ракеты-носителя «Протон» был двухступенчатым. Последующие модификации ракеты, «Протон-К» и «Протон-М», запускались либо в трёх- (на опорную орбиту), либо в четырёхступенчатом вариантах
2.1 РН УР-500
Ракета-носитель (РН) УР-500 («Протон», индекс ГРАУ 8K82) состояла из двух ступеней, первая из которых была разработана специально для этой РН, а вторая унаследована от проекта ракеты УР-200. В этом варианте РН «Протон» была способна выводить 8,4 т полезного груза на низкую околоземную орбиту.
Первая ступень состоит из центрального и шести боковых блоков, расположенных симметрично вокруг центрального. Центральный блок включает в себя переходный отсек, бак окислителя и хвостовой отсек, в то время как каждый из боковых блоков ускорителя первой ступени состоит из переднего отсека, бака горючего и хвостового отсека, в котором закреплён двигатель. Таким образом, двигательная установка первой ступени состоит из шести автономных маршевых жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) РД-253. Двигатели имеют турбонасосную систему подачи топлива с дожиганием генераторного газа. Запуск двигателя осуществляется путем прорыва пиромембран на входе в двигатель.
2.1.2 Вторая ступень
Вторая ступень имеет
цилиндрическую форму и состоит
из переходного, топливного и хвостового
отсеков. Двигательная установка второй
ступени включает в себя четыре автономных
маршевых ЖРД конструкции С. А.
Ракета-носитель (РН) «Протон-К» была
разработана на базе двухступенчатой
РН УР-500 с некоторыми изменениями
на второй ступени и с добавлением
третьей и четвёртой ступеней.
Это позволило увеличить массу
В начальном варианте РН «Протон-
Вторая ступень РН «Протон-К» была разработана на базе второй ступени РН УР-500. Для увеличения массы ПН на орбите были увеличены объёмы топливных баков и изменена конструкция ферменного переходного отсека, соединяющего её с первой ступенью.
Третья ступень РН «Протон-К» имеет цилиндрическую форму и состоит из приборного, топливного и хвостового отсеков. Как и вторая ступень, третья ступень РН «Протон-К» также была разработана на базе второй ступени РН УР-500. Для этого исходный вариант второй ступени РН УР-500 был укорочен, и на ней был установлен один маршевый ЖРД вместо четырёх. Поэтому маршевый двигатель РД-0212 (конструкции С. А. Косберга) по устройству и работе аналогичен двигателю РД-0210 второй ступени и является его модификацией. Этот двигатель состоит из маршевого однокамерного двигателя РД-0213 и четырёхкамерного рулевого двигателя РД-0214. Тяга маршевого двигателя 588 кН в пустоте, а рулевого — 32 кН в пустоте. Разделение второй ступени происходит за счет тяги рулевого ЖРД третьей ступени, запускаемого до выключения маршевых ЖРД второй ступени, и торможения отделяемой части второй ступени имеющимися на ней шестью твердотопливными двигателями. Отделение полезного груза осуществляется после выключения рулевого двигателя РД-0214. При этом третья ступень тормозится четырьмя твердотопливными двигателями.
РН «Протон-К» оснащена автономной инерциальной системой управления (СУ), обеспечивающей высокую точность выведения ПН на различные орбиты. СУ была спроектирована под руководством Н. А. Пилюгина и использовала ряд оригинальных решений на основе гироскопов, разработка которых началась ранее на ракетах Р-5 иР-7.
Приборы СУ размещаются в приборном отсеке, расположенном на ускорителе третьей ступени. Клёпаный негерметизированный приборный отсек выполнен в видеторовой оболочки вращения прямоугольного поперечного сечения. В отсеках тора размещены основные приборы СУ, выполненной по троированной схеме (с тройнымрезервированием). Кроме того, в приборном отсеке расположены приборы системы регулирования кажущейся скорости; приборы, определяющие параметры конца активного участка траектории, и три гиростабилизатора. Командно-управляющие сигналы также построены с использованием принципа троирования. Такое решение повышает надёжность и точность выведения космических аппаратов.
В качестве компонентов топлива во всех ступенях ракеты используются несимметричный диметилгидразин (НДМГ, также известный как гептил) (CH3)2N2H2 и тетраоксид азота N2O4. Самовоспламеняющаяся топливная смесь позволила упростить двигательную установку и увеличить её надёжность. В то же время компоненты топлива являются весьма токсичными и требуют крайней осторожности в обращении.
Начиная с 2001 года, ракета-носитель «Протон-К» постепенно заменяется на новый модернизированный вариант носителя, РН «Протон-М». Хотя в основном конструкция РН «Протон-М» базируется на РН «Протон-К», серьёзные изменения были сделаны в системе управления (СУ) РН, которая была полностью заменена на новую совершенную систему управления на основе бортового цифрового вычислительного комплекса (БЦВК). С использованием новой СУ на РН «Протон-М» достигаются следующие улучшения: