Развитие малой авиации в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 13:48, автореферат

Краткое описание

2006-04-05 Россия. Белгородская область. 5 апреля. Самолет АН-2 распыляет удобрения над полем озимой пшеницы. В Белгородской области вновь начала работать сельскохозяйственная авиация. Фото ИТАР-ТАСС/Валерий Морев.
Во времена СССР малая авиация развивалась параллельно с «большой». Преимущественно такие самолеты находились у ДОСААФ ( легкий транспортный Ан-2, учебно-тренировочные Як-18, Як-52, Як-50 и др.), немало машин находилось и в ведении «Аэрофлота», лесопожарной охраны, сельскохозяйственной и санитарной авиации. Стратегия развития авиации общего назначения четко обозначалась, промышленность поставляла новые модели, сертификация летательных аппаратов и летного состава осуществлялись централизованно, а технический персонал обучался в профильных учебных заведениях.

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие малой авиации в современной России.docx

— 23.24 Кб (Скачать файл)

Развитие малой авиации  в современной России

 

Гуляева К.Д., Гуляева М.Д.

Красноярский филиал ОУП  ВПО «АТиСО»

 

В СССР

 

2006-04-05 Россия. Белгородская  область. 5 апреля. Самолет АН-2 распыляет  удобрения над полем озимой  пшеницы. В Белгородской области  вновь начала работать сельскохозяйственная  авиация.  Фото ИТАР-ТАСС/Валерий  Морев.

Во времена СССР малая  авиация развивалась параллельно  с «большой». Преимущественно такие  самолеты находились у ДОСААФ ( легкий транспортный Ан-2, учебно-тренировочные Як-18, Як-52, Як-50 и др.), немало машин находилось и в ведении «Аэрофлота», лесопожарной охраны, сельскохозяйственной и санитарной авиации. Стратегия развития авиации общего назначения четко обозначалась, промышленность поставляла новые модели, сертификация летательных аппаратов и летного состава осуществлялись централизованно, а технический персонал обучался в профильных учебных заведениях.

К середине 1980-х годов самолеты малой советской авиации выполняли  до 1 млн рейсов в год, перевозя за этот срок почти 10 млн пассажиров. С 1993 года объем таких перевозок сократился в 50 раз.

Упадок

После развала Советского Союза госпрограмма по малой авиации  перестала существовать, и отрасль  постепенно пришла в упадок. Этому  способствовало и российское законодательство в сфере авиационной деятельности и безопасности полетов, по-прежнему носившее разрешительный характер.

Для выполнения полета необходимо было долгое время оформлять и  согласовывать документы, что сводило  на нет преимущество малой авиации - быстрое перемещение людей и  грузов. Помимо частной авиации, законодательство мешало оперативно реагировать на вызовы пожарным и санитарным службам, имеющим  небольшие самолеты.

Такой прядок вещей привел к практике «партизанских» полетов, которые совершаются без согласования и бумажной волокиты ценой снижения безопасности перелета. По оценкам  экспертов, каждые сутки в небе России совершают полет более 2 тыс. «партизанских» летательных аппаратов, около 200 из которых оказываются из-за этого  в экстремальной ситуации, могущей  повлечь за собой аварию и гибель людей.

К 2012 году по сравнению с 1991 годом парк малой авиации в  России сократился на 25 % - до 243 воздушных  судов. Этому способствовал значительный износ авиапарка: из 59 230 выпущенных с Советском Союзе к 1981 году легких самолетов 96 % были изготовлены до 1960 года – и почти исчерпали ресурс.

2003-04-16. Эвенкийский автономный  округ. 16 апреля. Самолет Як-40 (на  снимке), прилетевший из Туры, садится  в аэропорту Байкита. Выполнение комплексной программы по возрождению малой авиации началось в Эвенкии, где самолеты и вертолеты – главные транспортные средства. В последние годы округ практически лишился своей авиации, теперь же в Эвенкии уже есть более десятка своих вертолетов Ми-8, самолеты Ан-2 и Ан-3, Як-40, Ан-26 Б-100. Фото Виталия Иванова (ИТАР-ТАСС).

В среднем за год списывается 33 самолета ( в основном это Ан-24, Ан-26 и Як-40), а строй вводиться лишь 13. По словам аналитической группы агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, « исходя из календарного ресурса, установленного для наиболее распространенных типов воздушных судов, значительная часть Ан-24 и Як-40 должна быть списана к середине текущего десятилетия». То есть к 2015 году провозная емкость регионального пассажирского авиапарка должна сократиться на 75 %.

Количество аэродромов, аэропортов и наземных посадочных площадок для  малой авиации сократилось в  стране более чем в 10 раз.

Развитие

В 2005 году рабочая группа при комитете по обороне и безопасности Совета Федерации начала разработку федерального закона « О развитии малой авиации в Российской Федерации». Законопроект предусматривает несколько  важных для малой авиации направлений: предлагается упростить процедуры  сертификации и лицензирования авиационной  деятельности и требований для допуска  к полетам. Целью является сведение бюрократических действий до такого минимума, когда пилоту-собственнику для полетов нужно было бы получать не больше документов, чем владельцу  автомобиля для возможности ездить на своей машине.

2010-09-06 Россия. Воронеж. 7 сентября. Президент России Дмитрий Медведев  в кабине самолета Ан-148, который  строится для ГТК «Россия», во  время посещения Воронежского  авиастроительного объединения  (ВАСО).

С 1 ноября 2010 года в связи  с введением новых федеральных  правил использования воздушного пространства судам малой авиации стал разрешен уведомительный порядок полетов. В октябре 2011 года президент России Дмитрий Медведев подтвердил, что правительство поддерживает развитие малой авиации. Вместе с тем он отметил, что проблемы в отрасли остаются: « Малая авиация – тема полностью убитая. Малая авиация деградировала и развалилась, что можно, наверное, было бы еще пережить в центральной части Европы, но абсолютно невозможно пережить в такой стране как Россия. Надо ее возрождать. Не нужно выпендриваться, здесь все средства хороши».

В декабре 2010 года в передаче «Разговор в Владимиром Путиным. Продолжение» премьер-министр также  коснулся темы малой авиации: «Совершенно  очевидно, что сегодня проблемы огромные с малой авиацией. Связано это  с авиационным парком и его  инфраструктурой, прежде всего с  аэропортной инфраструктурой. Мы создали целую программу только что по развитию малой авиации».

По словам Владимира Путина, практически до нуля были снижены  ввозные таможенные пошлины на подобную авиатехнику, а восстановление или  строительство аэропортов для малой  авиации ( на первом этапе – 50 взлетно-посадочных полос) будет финансироваться из федерального бюджета. Параллельно субъектам Федерации поручено субсидировать местные авиакомпании. В частности, на 2012 год в федеральном бюджете было заложено около 2 млрд рублей на субсдии для приобретения авиатехники.

Согласно «Стратегии развития авиационной инфраструктуры РФ», в ближайшие годы в России появятся 11 дополнительных опорных аэропортов федерального и регионального значения, а к 2030 году должны быть восстановлены более 500 аэропортов. Финансирование программы развития малой авиации и аэропортовой сети на 2012-2015 годы составляет 226 млрд рублей.

В 2012 году Министерство транспорта РФ, опираясь на международный опыт, предлагает внести изменения в воздушный  кодекс, направленные на упрощение  развития аэродромной сети. Согласно законопроекту, предлагается освободить от обязательной сертификации, аэродромы, «используемые для осуществления  коммерческих воздушных перевозок  на самолетах с количеством посадочных мест для пассажиров более 20». В случае принятия закона подобный аэродром сможет функционировать, получив лишь государственную регистрацию.

2009-06-15 Франция. Париж. 15 июня. Самолет ATR 72 (на дальнем плане) на 48-м Международном аэрокосмическом салоне «Париж Аэрошоу – 2009» в Ле-Бурже. Фото ИТАР-ТАСС/ Марина Лысцева.

Минтранс планирует обновить парк малой авиации за счет иностранных  самолетов – на субсидирование при  покупке самолетов малой авиации  в федеральном бюджете на 2012 год  заложено 1,9 млрд рублей. На эти деньги из парка будет выведено 100 российских самолетов Ту-134, Як-40 и Ан-24, а их место займут иностранные аналоги, в том числе CRJ 100/200, ATR 42 и ATR 72. Правда, председатель координационного совета по транспорту и транспортной инфраструктуре ассоциации « Дальний Восток и Забайкалье» Анатолий Скрыбыкин отмечал в феврале 2012 года, что российский Ан-140 мог бы заменить все устаревшие модели: « Мы сумели «урвать» четыре машины у Самарского завода, но без господдержки завод встал»

2005-08-12 Россия. Самара. 12августа. Первый самолет АН-140 российской сборки в аэропорту ОАО «Авиакор – Авиационный завод» совершает демонстрационный полет.

Регионы

Как сообщал в январе 2010 года замминистра транспорта РФ Валерий  Акулов, в Якутии, на Чукотке, Камчатке, Сахалине и других аэропортах Дальнего Востока  и Сибири свои региональные программы субсидирования при покупке  самолетов малой авиации уже  действовали.

В ноябре 2011 глава МЧС Сергей Шойгу рассказывал, что Красноярский край должен стать пилотной площадкой по развитию малой авиации в России. Здесь планируется отработать принципы развития малой авиации, которые затем будут внедрены по всей стране. Выбор именно Красноярского края обусловлен наличием здесь более 80 населенных пунктов, доступ в которые имеет только авиатранспорт, а также постройкой к 2013 году в Красноярске крупного узлового аэропорта.

Министр промышленности и  энергетики края Денис Пашков отметил, что главные задачи развития авиации  в регионе заключаются в реконструкции  посадочных площадок и обновлении техники  – до 2015 года планируется закупить около 20 новых самолетов зарубежного  производства вместо устаревших «анов» и «яков». Такой шаг позволит к 2015 году увеличить пассажиропоток на местных авиалиниях до 200 тыс. человек и значительно расширить маршрутную сеть. Также в Красноярском крае разрабатывается программа по подготовке кадров для малой авиации. Она организована на базе средних и высших образовательных учреждений, а также специализированных учебных курсов.

Покупка самолетов малой  авиации будет осуществляться авиакомпаниями при государственной поддержке. Для этого в федеральное законодательство были внесены изменения, которые  позволят оплачивать лизинговые платежи  коммерческим предприятиям, которые  приобретут малую авиационную технику  для перевозки населения.

Покупка самолетов позволит наладить перевозки внутри района, где сейчас перевозки осуществляются только при помощи вертолетной техники, что очень дорого и ненадежно. Корме того, развитие малой авиации  позволит выполнять полеты в города края, куда не осуществляются регулярные рейсы, а также в соседние регионы  – Туву, Кемеровскую область и  Хакасию.

В регионе, где более 80 населенных пунктов буквально отрезано от «большой земли», развитие малой авиации –  задача крайне важная. Решить ее пытаются совместно краевая власть и государственное  предприятие «КрасАвиа». Восстановление аэровокзала Черемшанки и обновление парка крылатой техники проходит в рамках совместного проекта.

Развитие малой авиации  является важным и приоритетным направлением деятельности исполнительной и законодательной  власти Красноярского края. Переоценить  социальную значимость малой авиации  для региона общей протяженностью с севера на юг свыше 2000 км очень  сложно. Особенно если учесть, что большая часть его приходится на северные территории, где дороги часто являются роскошью.

Группа красноярских пилотов  вернулась из Чехии, где обучались  пилотированию самолетов L-410. Модернизированный L-410 считается самым безопасным судном в своем классе. Он вмещает 19 пассажиров. Дальность его полета составляет до 1300 км. Кроме того, он не боится экстремально низких температур, а для севера края, где зимой до 60 градусов опускается столбик термометра, что чрезвычайно важно. При этом самолет очень прост в управлении. « Как на велосипеде ехать»,- говорит про него с улыбкой командир летного отряда «КрасАвиа» Сергей Поляков. Цена у самолета – несколько миллионов евро. Рассматриваются предложения приобрести еще два таких судна.


Информация о работе Развитие малой авиации в современной России