Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 15:39, курсовая работа
В данном проекте будет разрабатываться технологический процесс сборки-сварки корпуса топливного бака горючего первой ступени ракеты-носителя семейства "Анагара". Ракета-носители семейства "Ангара" являются одним из основных перспективных направлений работы в ГКНЦП им Хруничева, где проходила технологическая практика. Основой для проекта служат материалы и информация, полученная в техническом бюро цеха №3, где проводятся сборочно-сварочные работы по изготовлению корпуса бака.
топливный бак сварное соединение
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ПРОИЗВОДСТВА, УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К КОНСТРУКЦИИ
1.2 ОЦЕНКА ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ СБОРОЧНОЙ ЕДИНИЦЫ И МЕТОДОВ ЕЁ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.3 АНАЛИЗ ТИПА ПРОИЗВОДСТВА
1.4 АНАЛИЗ И ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА МАТЕРИАЛА КОНСТРУКЦИИ
1.5 РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА СБОРКИ-СВАРКИ КОРПУСА БАКА
1.5.1 ВЫБОР МЕТОДА СБОРКИ СБОРОЧНОЙ ЕДИНИЦЫ-КОРПУСА БАКА ГОРЮЧЕГО
1.5.1.1 ВЫБОР ТИПА СВАРКИ, НАЗНАЧЕНИЕ РЕЖИМОВ СВАРКИ
1.5.1.2 БАЗИРОВАНИЕ ПОДСБОРОК ПРИ СВАРКЕ
1.5.2 ВЫБОР МЕТОДА ИСПЫТАНИЙ И КОНТРОЛЯ СБОРОЧНОЙ ЕДИНИЦЫ-КОРПУСА БАКА ГОРЮЧЕГО.
1.5.2.1 ДЕФЕКТОСКОПИЯ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
1.5.2.2 ИСПЫТАНИЯ НА ПРОЧНОСТЬ
1.5.2.3 ИСПЫТАНИЯ НА ГЕРМЕТИЧНОСТЬ
1.5.2.3.1 РАСЧЁТ ПАРАМЕТРОВ ИСПЫТАНИЙ НА ГЕРМЕТИЧНОСТЬ
1.5.3 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА СБОРКИ-СВАРКИ КОРПУСА БАКА
1.5.4 МАРШРУТНЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
2. КОНСТРУКТОРСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 КРАТКОЕ ТЕХНИКО-КОНСТРУКТИВНОЕ ОПИСАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНАСТКИ И ИСПОЛЬЗУЕМОГО ИНСТРУМЕНТА
2.1.1 ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ИНСТРУМЕНТ
2.1.2 КОРЗИНА ДЛЯ СВАРКИ
2.1.3 КОЛЬЦО ДЛЯ СВАРКИ
2.1.4 ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ СВАРКИ КОЛЬЦЕВЫХ ШВОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основываясь на этих требованиях, в качестве материала для изготовления топливного бака выбирается алюминиевый сплав АМг6, имеющий следующие характеристики:
Основные достоинства сплава:
хорошая свариваемость сплава (ослабление материала в районе сварочного шва не более 10%, т.е. kсв. шва=0.9)
хорошая штампуемость;
малый удельный вес;
хорошая коррозионная стойкость к агрессивным средствам;
хорошая работоспособность при низких температурах;
Применение при сварке подкладных колец с канавкой, позволяет избежать охрупчивания сварочного шва, т.к. окислы алюминия, придающие шву хрупкость, попадают в расплав и остаются в канаве подкладного кольца. Выступ шва снимают фрезерной головкой.
Недостаток:
сравнительно невысокая прочность.
Сварные
металлические конструкции
Аргонодуговая сварка. (АДС)
При АДС металл сварочной ванны защищён от атмосферного воздуха оболочкой из защитного газа-аргона. Это способствует разрушению окисных плёнок на поверхности, повышает коррозионную стойкость, прочность и пластичность сварного шва и соединения. Различают следующие схемы АДС: дугой косвенного действия наплавляющимся электродом, дугой прямого действия наплавляющимся и плавящимся электродами. Сварку дугой прямого действия неплавящимся электродом применяют для сварки алюминиевых сплавов толщиной менее 6-и мм. Сварка плавящимся электродом ограничена минимальной толщиной металла 0,8…1,0 мм. Электродную проволоку применяют, как правило, того же химического состава, что и контактное соединение.
Подготовка под сварку.
Рабочие чертежи сварных соединений включают в себя размеры кромок под сварку. Наиболее точно обработка кромок осуществляется при механической обработке на универсальных станках или специальных разделочных стендах. Листовой материал из алюминиевых сплавов толщиной до 5 мм сваривают без разделки кромок. Для заготовок толщиной свыше 20 мм необходим их предварительный нагрев до 300-400 гр. С.
При АДС производится местная подготовка поверхностей к сварке: торцов и участков поверхности шириной 10…40 мм (в зависимости от формы, размера и материала детали).
Алюминиевые сплавы перед сваркой проходят специальную обработку с целью удаления с поверхности тугоплавкой (2050 гр. С) окиси алюминия. Аналогичной обработке подвергаются присадочная проволока и электродные стержни. Для этого поверхность металла обезжиривается растворителями (бензин, ацетон), а окисная плёнка удаляется механической зачисткой (стальной проволочной щёткой, шабрением, напильником, на станках) или химическим травлением. Шероховатость поверхности после механической обработки на стенках не должна превышать Rz=40 мкм. Абразивная обработка (пескоструйная, шкуркой и т.д.) не допускается.
Травление
алюминиевых сплавов
Режимы сварки алюминиевых сплавов
Основной
особенностью этой сварки является наличие
на поверхности
Высокая тепло - и электропроводность алюминиевых сплавов обуславливает необходимость больших токов и мощностей.
С учётом вышеизложенного для сварки швов на проектируемом изделии принято решение использовать аргонодуговую сварку, как удовлетворяющую всем критериям, хорошо отработанную и обладающую наиболее высокой степенью автоматизации в отрасли.
Основной операцией процесса сборки изделия является сварка кольцевых швов №1-№6, соединяющих цилиндрическую обечайку с верхним и нижним днищами. Швы являются одинаковыми по протяженности и толщине свариваемых кромок. Перед основной сварочной операцией производится прихватка свариваемых кромок в 4-6 местах ручной сваркой.
Согласно ОСТ для данного материала (АМг-6) и толщины (7 мм) выбираются следующие параметры сварки:
· ток - J, А;
· напряжение - U, В;
· скорость сварки - V, м/мин;
· расход газа (аргон) - Q, л/мин.
для первого и второго проходов.
По этим параметрам определяется время сварки
и объем израсходованного газа:
Результаты сведены в таблицу:
проходы |
1 проход |
2 проход |
J, А |
350-380 |
410-460 |
U, В |
18-20 |
18-20 |
Q, л/мин |
22-30 |
22-30 |
V, м/ч |
40-50 |
40-50 |
Dшва, мм |
2900 | |
t, мин |
12.5 |
12.5 |
VAr, м3 |
2.38 |
Одной из
задач проектирования и реализации
техпроцессов сборки-сварки является
обеспечение с заданной точностью
правильного взаимного
При совмещении установочных баз деталей с соответствующими поверхностями приспособления детали займут определённое положение относительно приспособления и, следовательно, относительно друг друга. При сборке с использованием установочных баз обычно имеется несколько вариантов их выбора. При назначении этих баз следует руководствоваться общими правилами базирования-единства и постоянства баз.
Особенностью элементов конструкций большинства элементов летательных аппаратов является их малая жёсткость. Поэтому выбранная для сборки-сварки схема базирования должна обеспечить достаточную технологическую жёсткость как сборочной единицы в целом, так и её элементов.
Совокупность
схем базирования и способов обеспечения
технологической жёсткости
Для сварки
элементов конструкции
Схема базирования по внешней поверхности обшивки характерна для сварки кольцевых швов обечаек
При сборке
сварных элементов конструкции
ЛА используются сварочные приспособления.
Исходными данными при
Проектируемое
сборочно-сварочное
а). установленное пространственное расположение элементов конструкции ЛА, их фиксацию и зажим, предотвращающие смещение в процессе сборки и сварки и уменьшающие последующее коробление;
б). соблюдение заданного техпроцесса сборки и сварки - доступность и удобство сварки и подвода сварочного оборудования к месту сварки, соблюдение рациональных режимов сварки;
в) терморегулирование свариваемой зоны;
г) удобство наблюдения и контроля сборки и сварки.
Конструктивно
сборочно-сварочные
В проектируемом технологическом процессе набор корпуса производится последовательно, начиная с нижнего днища, на все подсборки, входящие в состав собираемого изделия были нанесены оси стабилизации, в рамках технологических процессов на их изготовление.
Перед проведением сварочных операций производится монтаж и выставление сварочной: сварочных, калибровочных и бандажных колец, согласно схеме.
После установки каждой последующей обечайки на приспособление для сварки производится выставление по осям стабилизации, после совмещения свариваемых кромок и установки сварочной оснастки производится контроль совпадения осей стабилизации. На шпангоутах днищ наносятся реперные точки по осям стабилизации и проверяется отсутствие скрутки днищ.
Требования по параллельность плоскостей Е и Ж изделия, а также их развороту обеспечиваются оснасткой, согласно техническим требованиям сборочного чертежа.
После сварочных
операций проводится контроль длины
корпуса, согласно схеме контроля размеров,
торцуется технологический
Для автоматической АДС используются автоматы, состоящие из сварочной головки, направляющих механизмов для её передвижения и приспособления для установки и перемещения свариваемой конструкции.
Важнейшими требованиями при производстве корпуса бака является обеспечение прочности и герметичности бака, обеспечение чистоты его внутренних поверхностей. Многократный контроль позволит обеспечить максимальную надежность изделию.
Все баки, как ёмкостные конструкции, работающие под ёмкостным давлением в процессе серийного производства проходят испытания на прочность и герметичность, которые носят автономный и комплексный характер. Для этого в технологическом процессе необходимо предусмотреть соответствующие этапы, которые позволят оценить качество всех ранее произведённых работ в их совокупности на специальных стендах по определённому регламенту, с соответствующим документированием результатов. По результатам этих испытаний принимают решение о возможности продолжения дальнейшего исполнения изделия.
Стыковые сварные швы бака относят к I категории: в соответствии с ОСТ 92-1114-80 "Сварные соединения. Общие технологические требования", их прочность составляет 0.9 от прочности основного материала, а коэффициент запаса прочности - не более 2.5 К швам этой категории предъявляют повышенные требования по температурным условия, действующим нагрузкам, уровню агрессивности среды и герметичности конструкции. Жёстко регламентированы требования подготовки кромок под сварку, а также допускаемые дефекты в сварных швах.
К характеристикам основных дефектов сварных швов I категории из алюминиевых относятся: непровар, проплав, смещение кромок (нависание), занижение размеров шва по сечению (вогнутость шва), усиление сварного шва (валик), подрез, трещины, поры, вольфрамовые включения и другие дефекты.
Для выявления
дефектов сварных швов применяют
методы неразрушающего контроля, в
рассматриваемом
Информация о работе Сварка топливного бака ракеты-носителя семейства "Анагара"