Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 16:43, реферат
15 мая 1987 года с космодрома Байконур впервые стартовала сверхтяжелая ракета-носитель 11К25 "Энергия" N6СЛ (стендово-летная). Запуск стал сенсацией для мировой космонавтики. Появление носителя такого класса открывало перед нашей страной захватывающие перспективы. В своем первом полете ракета-носитель "Энергия" несла в качестве полезной нагрузки экспериментальный аппарат "Скиф-ДМ" (17Ф19ДМ), в открытой печати названный "Полюс".
15 мая 1987 года
с космодрома Байконур впервые
стартовала сверхтяжелая
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ "ПОЛЮСА"
Космический аппарат "Полюс"
задумывался в июле 1985г. именно как
габаритно-весовой макет (ГВМ), с
которым предстояло произвести первый
пуск "Энергии", запланированный
на осень 1986 г. Этот замысел возник после
того, как стало ясно, что основная
нагрузка ракеты - орбитальный корабль
"Буран" - не будет готов к
этому сроку. Поначалу задача не представлялась
особенно сложной - ведь сделать 100-тонную
"болванку" не трудно. Но вдруг
КБ "Салют" получило пожелание-приказание
министра общего машиностроения: превратить
"болванку" в космический аппарат
для проведения геофизических экспериментов
в околоземном пространстве и
совместить тем самым испытания
"Энергии" и 100-тонного космического
аппарата.
По сложившейся в нашей космической отрасли
практике новый КА обычно разрабатывался,
испытывался и изготавливался по меньшей
мере пять лет. Но сейчас предстояло найти
совершенно новый подход. Решили максимально
активно использовать готовые отсеки,
приборы, оборудование, уже испытанные
механизмы и узлы, чертежи с других "изделий".
Технологический макет космического аппарата "Скиф-Д" (17Ф19Д) в цехе завода им. Хруничева. 1988 год. |
Машиностроительный завод им. Хруничева, которому была поручена сборка "Полюса", немедленно начал подготовку производства. Но этих усилий явно не хватило бы, не подкрепись они энергичными действиями руководства - каждый четверг на заводе проходили оперативные совещания, проводимые министром О.Д.Баклановым или его заместителем О.Н.Шишкиным. На этих оперативках "трамбовались" нерасторопные или же в чем-то несогласные руководители предприятий-смежников и обсуждалась, если требовалось, необходимая помощь.
Никакие причины, и даже то,
что почти тем же составом исполнителей
одновременно велась грандиозная работа
по созданию "Бурана", как правило,
в расчет не принимались. Все было
подчинено выдерживанию заданных сверху
сроков - яркий пример административно-командных
методов руководства: "волевая"
идея, "волевое" исполнение этой идеи,
"волевые" сроки и - "денег
не жалеть!"
В июле 1986 г. все отсеки, в том числе и заново
спроектированные и изготовленные, уже
находились на Байконуре.
УСТРОЙСТВО "ПОЛЮСА"
"Изделие" общей длиной
почти 37 м и диаметром до 4,1
м, массой около 80 т состояло
из двух основных отсеков:
Большая работа была проделана КБ по созданию
нового крупного головного обтекателя,
защищающего ФСБ от набегающего воздушного
потока. Впервые он изготавливался из
неметаллического материала - углепластика.
Блок мишенного комплекса крупным планом. На левом снимке видна чаша антенны радиолокатора |
Целевой модуль проектировался и изготавливался заново. При этом конструкторы ориентировались на максимальное использование уже освоенных узлов и технологий. Например, диаметр и конструкция всех отсеков позволяли использовать существующее технологическое оборудование на заводе им. Хруничева. Узлы, связывающие ракету-носитель с космическим аппаратом, брались готовыми - те же, что и для "Бурана", как и переходной стыковочный блок, связывающий "Полюс" с Землей на старте. Система отделения "Полюса" от ракеты также повторяла бурановскую.
Система безмоментного выхлопа ("штаны") крупным планом |
Так как ФСБ являлся
по сути уже освоенным ранее
ЗАПУСК
В сообщении ТАСС от 15 мая, посвященному этому запуску, говорилось:" В Советском Союзе начаты летно-конструкторские испытания новой мощной универсальной ракеты-носителя "Энергия", предназначенной для выведения на околоземные орбиты как многоразовых орбитальных кораблей, так и крупногабаритных космических аппаратов научного и народнохозяйственного назначения. Двухступенчатая универсальная ракета-носитель... способна выводить на орбиту более 100 тонн полезного груза... 15 мая 1987 года в 21 час 30 минут московского времени с космодрома Байконур осуществлен первый запуск этой ракеты... Вторая ступень ракеты-носителя... вывела в расчетную точку габаритно-весовой макет спутника. Габаритно-весовой макет после разделения со второй ступенью должен был с помощью собственного двигателя быть выведен на круговую околоземную орбиту. Однако из-за нештатной работы его бортовых систем макет на заданную орбиту не вышел и приводнился в акватории Тихого океана..." |
|
Предпусковые операции "Скифа-ДМ" на космодроме: подготовка в МИКе, стыковка с РН "Энергия"N6СЛ, вывоз на УКСС. Хорошо виден транспортный термостабилизационный чехол аппарата |
|
Первоначально этот старт планировался на сентябрь 1986 года. Однако из-за задержки изготовления аппарата, подготовки пусковой установки и других систем космодрома работы задержались почти на полгода. Лишь в конце января 1987 года аппарат был перевезен из монтажно-испытательного корпуса на 92-й площадке космодрома, где он проходил подготовку, в здание монтажно-заправочного комплекса 11П593 на площадке 112А. |
Там 3 февраля 1987 года "Скиф-ДМ"
был состыкован с ракетой-носителем
11К25 "Энергия" N6СЛ. На следующий
день комплекс вывезли на универсальный
комплексный стенд-старт (УКСС) 17П31 на 250 площадке. Там начались
предстартовые совместные испытания.
Продолжалась и доделка УКСС.
Реально комплекс "Энергия-Скиф-ДМ"
был готов к запуску лишь в конце апреля.
Все это время с начала февраля ракета
с аппаратом простояла на пусковом устройстве.
"Скиф-ДМ" был полностью заправленный
топливом, надутый сжатыми газами и снаряженный
бортовыми источниками энергопитания.
За эти три с половиной месяца ему пришлось
перенести самые экстремальные климатические
условия: температуру от -27 до +30 градусов,
вьюгу, мокрый снег, дождь, туман и пылевые
бури.
Однако аппарат выстоял. После всесторонней
подготовки старт был назначен на 12 мая.
Первый пуск новой системы с перспективным
космическим аппаратом показался советскому
руководству настолько важным, что его
собрался почтить своим присутствием
сам Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил
Сергеевич Горбачев. Тем более новый лидер СССР, занявший первый пост в государстве
год назад, давно собирался посетить главный
космодром. Однако еще до прилета Горбачева
руководство подготовкой пуска решило
не испытывать судьбу и застраховаться
от "генеральского эффекта" (есть
такое свойство у любой техники ломаться
в присутствии "высоких" гостей).
Поэтому на 8 мая на заседании Государственной
комиссии старт комплекса "Энергия-Скиф-ДМ"
перенесли на 15 мая. Горбачеву решено было
сказать о возникших технических проблемах.
Ждать же еще три дня на космодроме Генсек
не мог: на 15 мая у него была уже запланирована
поездка в Нью-Йорк для выступления в ООН.
11 мая 1987 года Горбачев прилетел на космодром
Байконур. 12 мая он знакомился с образцами
космической техники. Главным пунктом
поездки Горбачева по космодрому был осмотр
"Энергии" со "Скифом-ДМ". Затем
Михаил Сергеевич выступил перед участниками
предстоящего запуска.
13 мая Горбачев улетел с Байконура, а подготовка
к запуску вступила в завершающую стадию.
Программа полета "Скифа-ДМ"
включала в себя 10 экспериментов: четыре
прикладных и 6 геофизических. Эксперимент
ВП1 был посвящен отработке схемы выведения
крупногабаритного КА по безконтейнерной
схеме. В эксперименте ВП2 проводились
исследования условий выведения крупногабаритного
КА, элементов его конструкции и систем.
Экспериментальной проверке принципов
построения крупногабаритного и сверхтяжелого
КА (унифицированный модуль, системы управления,
терморегулирования, электропитания,
вопросы электромагнитной совместимости)
посвящен эксперимент ВП3. В эксперименте
ВП11 планировалось отработать схему и
технология полета. |
Геофизические эксперименты
ГФ-1/1, ГФ-1/2 и ГФ-1/3 планировалось
проводить при работе двигательной
установки "Скифа-ДМ". Эксперимент
ГФ-1/1 был посвящен генерации искусственных
внутренних гравитационных волн верхней
атмосферы. Целью эксперимента ГФ-1/2
было создание искусственного "динамо-эффекта"
в земной ионосфере. Наконец, эксперимент
ГФ-1/3 планировался для создания крупномасштабных
ионообразований в ионо- и плазмосферах
(дыр и дактов). "Полюс" оснащался
большим количеством (420 кг) газовой смеси
ксенона с криптоном (42 баллона, каждый
емкостью 36 л) и системой выпуска его в
ионосферу.
Схема выведения аппарата "Скиф-ДМ"
15 мая 1987 года была следующая. Через 212
сек после контакта подъема на высоте
90 км сбрасывался головной обтекатель.
Это происходило следующим образом: в
Т+212 сек производился подрыв приводов
продольного разъема обтекателя, через
0.3 сек происходил подрыв замков первой
группы поперечного разъема ГО, еще через
0.3 сек подрывались замки второй группы.
Наконец в Т+214.1 сек производился разрыв
механических связей головного обтекателя
и он отделялся.
В Т+460 сек на высоте 117 км производилось разделение аппарата и РН "Энергия". При этом предварительно в Т+456.4 сек подавалась команда на переход четырех маршевых двигателей РН на промежуточный уровень тяги. Переход занимал 0.15 сек. В Т+459.4 сек выдавалась основная команда на отключение маршевых двигателей. Затем через 0.4 сек эта команда дублировалась. Наконец в Т+460 сек выдавалась команда на отделение "Скифа-ДМ". Через 0.2 сек после этого включались 16 РДТТ увода. Затем в Т+461.2 сек производилось первое включение РДТТ системы компенсации угловых скоростей СКУС (по каналам тангажа, рысканья и крена). Второе включение РДТТ СКУС, если такое требовалось, производилось в Т+463.4 сек (канал крена), третье - в Т+464.0 сек (по каналам тангажа и рысканья). |
|
Через 51 сек после отделения
(Т+511 сек), когда "Скиф-ДМ" и "Энергию"
уже разделяло 120 м, начинался разворот
аппарата для выдачи первого импульса.
Так как "Скиф-ДМ" стартовал
двигателями вперед, то требовался
его разворот на 180 градусов вокруг
поперечной оси Z, чтобы лететь двигателями
назад. К этому развороту на 180
градусов из-за особенностей системы
управления аппарата требовался еще "доворот"
вокруг продольной оси Х на 90 градусов.
Только после такого маневра, прозванного
специалистами "перевертоном", можно
было доразгонять "Скиф-ДМ" для выхода
его на орбиту. |
| |||
старт РН "Энергия" с КА "Полюс" 15 мая 1987 года, снятый 24 камерами с разных ракурсов |
15 мая старт был намечен
на 15 часов 00 минут ДМВ (16:00 летнего
московского времени). В этот день
уже в 00:10 (здесь и далее ДМВ)
начался и в 01:40 завершился
контроль исходного состояния
"Скифа-ДМ". Предварительно водородный
бак центрального блока (бак
Г блока Ц) носителя был
- начать на отметке Т-5 часов 10 мин заправку
водородом бака Г центрального блока (продолжительность
заправки 2 часа 10 мин);
- на отметке Т-4 часа 40 мин начать зарядку
погруженных буферных батарей (ББ) в кислородных
баках боковых блоков (блок А);
- начать на отметке Т-4 часа 2 мин зарядку
погруженных ББ в водородном баке блока
Ц;
- на отметке Т-4 часа начать заправку баков
горючего боковых блоков;
- закончить в Т-3 часа 05 мин заправку жидким
кислородом баков блока А и включить их
подпитку;
- в Т-3 часа 02 мин завершить заправку жидким
водородом центрального блока;
- в Т-3 часа 01 мин завершить заправку горючим
боковых блоков и включить дренаж заправочных
магистралей;
- завершить в Т-2 часа 57 мин заправку окислителем
центрального блока.