Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 03:55, статья
Рассматривается возможность снижения роторных потерь в электронасосных агрегатах космических аппаратов за счёт увеличения числа ступеней насоса. Центробежные электронасосные агрегаты (ЭНА) малой мощности (N£300 Вт) обеспечивают циркуляцию жидкого теплоносителя по замкнутым контурам системы терморегулирования (СТР) космических аппаратов (КА). На ЭНА приходится заметная часть энергопотребления аппарата. Например, мощность свыше 3-х десятков ЭНА орбитальной станции "Мир" составляла около одного кВт [1]. Снижение энергопотребления ЭНА, является актуальной проблемой совершенствования систем терморегулирования КА.
СНИЖЕНИЕ ПОТЕРЬ ТРЕНИЯ
В ЭЛЕКТРОНАСОСНЫХ
АГРЕГАТАХ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ
А.В. Бобков
Рассматривается возможность
снижения роторных потерь в
электронасосных агрегатах космических
аппаратов за счёт увеличения числа ступеней
насоса
Центробежные электронасосные агрегаты (ЭНА) малой мощности (N£300 Вт) обеспечивают циркуляцию жидкого теплоносителя по замкнутым контурам системы терморегулирования (СТР) космических аппаратов (КА). На ЭНА приходится заметная часть энергопотребления аппарата. Например, мощность свыше 3-х десятков ЭНА орбитальной станции "Мир" составляла около одного кВт [1]. Снижение энергопотребления ЭНА, является актуальной проблемой совершенствования систем терморегулирования КА.
Приводами ЭНА СТР служат разработанные в НПП ВНИИЭМ бесконтактные электродвигатели постоянного тока с числом оборотов вала (3...10)×103 об/мин.
Суммарные потери мощности Nå в электроприводе ЭНА складываются из нескольких составляющих [2]:
, (1)
где - потери в стали якоря от гистерезиса и вихревых токов; - потери трения; - потери в меди обмоток; - добавочные потери при нагрузке.
Статор и ротор приводов ЭНА КА разделены экранирующей гильзой, что даёт возможность погружения ротора в жидкий теплоноситель, рис. 1. Из-за этого потери трения ротора о теплоноситель , входящие в состав потерь трения становятся повышенными:
, (2)
где - потери трения в подшипниках.
ЭНА
КА относятся к миниатюрным
Для рационализации конструкции ротора ЭНА необходимо отдельно оценивать потери мощности от трения на насосной и приводной частях ротора.
В
качестве примера, иллюстрирующего
возможности оптимизации
На рис. 1 ротор условно разделён на 11 фрагментов, различающихся функциональным назначением и геометрией. Мощность означает потери на 1-м участке ротора , мощность оценивает сумму потерь на остальных 10-ти участках , где - потери трения на i-м фрагменте ротора. Суммарные потери будут равны:
. (3)
Величина мощности потерь трения на каждом фрагменте ротора определится по формуле [2, 3]:
, (4)
где - коэффициент трения, зависящий от числа Рейнольдса в зоне i -го фрагмента ротора; r - плотность теплоносителя; n - число оборотов ротора; - диаметр i-го фрагмента ротора; - длина i-го фрагмента ротора.
Число Рейнольдса находится по формуле:
, (5)
где D - радиальный зазор; v - скорость жидкости в зазоре между ротором и корпусом; - окружная скорость i-го фрагмента ротора; n - коэффициент кинематической вязкости жидкости.
Приняв значения параметров: D=0.3×10-3 м; n=0.7×10-6 м2/с; r=691 кг/м3; v=15×10-6 м3/с, получим, что удельный вес потерь в насосной части ротора, включающей элемент с наибольшим диаметром - рабочее колесо (РК), в рассматриваемом ЭНА составит =0.844. Таким образом, на насосную часть ротора приходится наибольшая часть потерь трения.
Зависимость (4), содержащая пропорциональность ~ , указывает на целесообразность снижения диаметральных размеров ротора, в частности, основного элемента насосной части - РК.
Одним из конструктивных приёмов уменьшения диаметра РК является реализация принципа многоступенчатости ЭНА. Параметрическим следствием многоступенчатости становится рост коэффициента быстроходности каждой ступени .
Рассмотрим возможность снижения путём увеличения числа ступеней ЭНА СТР до 2-х и 3-х, считая, что коэффициент напора каждой ступени будет оставаться неизменным, =0.587.
При переходе в ЭНА от одно к двухступенчатому варианту должен уменьшиться с 32×10-3 м до 23×10-3 м, а в трехступенчатом ЭНА до 19×10-3 м (см. табл.). Коэффициент быстроходности ступени вырастает, соответственно, с =67 до =112 и =152. Такие изменения параметров ЭНА являются приемлемыми с технологической и положительными с энергетической точек зрения.
На рис.3 представлена диаграмма изменения относительной величины потерь трения в насосной части ротора при увеличении числа ступеней. Величина снижается до 0.677 в 2-х ступенчатом варианте ЭНА и до 0.549 в 3-х ступенчатом ЭНА, соответственно, на 20% и 35% по сравнению с исходным уровнем =0.844.
Рис. 4 иллюстрирует диаграмму изменения потерь трения , приведённых к полезной мощности ЭНА . Рост числа ступеней, сопровождаемое уменьшением радиальных габаритов РК, позволяет существенно снизить указанный вид потерь (почти в 3 раза для 3-х ступенчатого варианта), приближая их уровень к показателям полноразмерных общепромышленных ЭНА.
Рассмотренный способ снижения потерь трения о ротор ЭНА приемлем и для других лопаточных машин малой мощности, например, компрессоров или вентиляторов аэрокосмического назначения, радиальные размеры приводной и нагнетательной частей ротора которых соизмеримы. Его реализация позволяет снизить потери трения о ротор и уменьшить мощность, потребляемую агрегатом.
Литература
1. Вейнберг Д. М., Верещагин В.П., Мирошник О.М. и др. Уникальные электромеханические бортовые системы орбитальной космической станции "Мир". - М.: Наука, 2001. - 55 с.
2. Буренин В.В., Гаевик Д.В., Дронов В.П. и др. Конструкция и эксплуатация центробежных герметичных насосов. - М.: Машиностроение, 1977. - 152 с.
3. Лабораторный курс гидравлики, насосов и гидропередач / Под ред. С.С. Руднева и Л.Г. Подвиза. - М.: Машиностроение, 1974. - 416 с.
Информация о работе Снижение потерь трения в электронасосных агрегатах космических аппаратов