Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 13:13, реферат
В центре ожесточенных дискуссий между представителями различных
направлений буржуазной политической экономии в очередной раз оказался
вопрос: больше или меньше государства. Неоконсерваторы обвинили своих
противников в том, что основанная на их рекомендациях система
государственного регулирования не только оказалось не способной
противодействовать неблагоприятным факторам хозяйственного развития, но и
ограничила возможности рыночного хозяйства к самоизлечению и действенному
саморегулированию. Вызванные объективными противоречиями снижение темпов
Сущность неоконсерватизма.
В центре ожесточенных дискуссий между представителями различных
направлений буржуазной политической экономии в очередной раз оказался
вопрос: больше или меньше государства. Неоконсерваторы обвинили своих
противников в том, что основанная на их рекомендациях система
государственного регулирования не только оказалось не способной
противодействовать неблагоприятным факторам хозяйственного развития, но и
ограничила возможности рыночного хозяйства к самоизлечению и действенному
саморегулированию. Вызванные объективными противоречиями снижение темпов
роста производительности труда, обострение ресурсной и экономической
проблем, уменьшение нормы производительного накопления, разрушительных
темпов инфляции, увеличение армии безработных были отнесены
неоконсерваторами на счет неэффективной государственной экономической
политики.
Неоконсерваторы не отказываются от использования государственного
механизма для стабилизации капитализма, но призывают резко ограничить сферу
и изменить формы государственного вмешательства в экономику. В качестве
главных целей экономической политики государства и средств их достижения
они называют содействие хозяйственной динамике путем стимулирования
частнокапиталистической инициативы и борьбы с инфляцией методами
регулирования денежной массы. Основополагающий тезис неоконсервтивной
концепции гласит: рыночная конкуренция независимых производителей в
состоянии выправить все структурные диспропорции и обеспечить длительный
экономический рост, полную занятость и денежную стабильность, если создать
для нее благоприятные условия и не нарушать ее механизма.
В понятии "неоконсерватизм" вкладывается более широкое содержание,
чем в термин "неоконсервативная экономическая политика". В трактовке
профессора Джорджтаунского центра по изучению права Н. Бернбаума
"неоконсерватизм – это сплав очень разных тем, группировок и движений с
разными установками. Это скорее тенденция, умонастроение, поветрие или даже
мода." Н. Бернбаума дает следующий перечень тем, развиваемых теоретиками
неоконсерваторами в США:
1. тема примата рынка, т.
е. вера в эффективность
относительно не регулируемой формы корпоративного капитализма, а
также в необходимость сохранение исключительно сильного частного
сектора в качестве гаранта политической свободы;
2. критика "большого правительства",
или центрального
или правительственной инициативы. Основывающиеся на нескольких
популярных лозунгах – бюрократизация, автономия бюрократов, их
недоступность контролю со стороны общественности или законодательных
органов, возрастающая централизация;
3. закономерность распределения
общества по принципу
неоднородности и распределение благ;
4. защита традиционных ценностей – семейных, культурных, религиозных,
технологических и др.;
5. усиление мощи (военной, экономической, политической) США в мире;
Теоретическую основу неоконсервативных рекомендаций в области экономической
политики образуют так называемая экономика предложения монетаризм. Между
этими двумя составными частями неоконсерватизма имеет место своеобразное
разграничение функциональных ролей:
- первая призвана обосновать мероприятия по стимулированию
экономического роста
- вторая, меры борьбы с инфляцией.
Обе теории опираются на наиболее вульгарные и реакционные доктрины
неоклассической школы.
Развитие теоретических постулатов "экономики предложения связано с
именами американских экономистов Дж. Гилдера и А. Лэффера. По мнению Дж.
Гилдера, " успехи капитализма лежат на стороне предложения". Поэтому задача
государственной экономической политики состоит во всемерном стимулировании
предложения, с тем "чтобы наградить производителя и поощрить инвестора".
Главным инструментом "поощрения" должна стать налоговая политика.
Стимулирования предложения путем предоставление финансовых льгот для
частных инвесторов автоматически создает, необходимы спрос и приведет, в
конце концов, к постепенному оздоровлению капиталистического хозяйства.
Стимулирующее воздействие налоговой политики на расширение
инвестиционной деятельности монополистических предприятий вовсе не
однозначно. Полученные в результате уменьшения налогов прибыли далеко не
всегда используются производительно, становясь источником расширения
предложения товаров и услуг. Реалии сегодняшнего капитализма состоят как
раз в том, что имущие слои предпочитают использовать свои свободные
капиталы для спекуляций на денежном рынке, поглощения фирм-конкурентов,
приобретения долевого участия в существующих компаниях, а не вкладывать их
в новые промышленные, строительные и другие объекты. Богатые становятся
богаче. Однако капиталистическое хозяйство не получает от этого никаких
импульсов к росту производства и производительности труда.
Представители идей монетаризма в современной буржуазной политической
экономии опираются на работы профессора Чикагского университета М.
Фридмена. Фридмен разрабатывает свою концепцию инфляционного процесса и
методов его сдерживания. Главную причину инфляции он видит в «чрезмерном»
увеличении количества денег в обращении. Виновником же «чрезмерности»
денежной массы является государство, точнее, его возрастающие расходы,
главным образом на социальные нужды. Предлагаемые монетаристами рецепты
противодействия инфляции и «общего оздоровления» капиталистической
экономики весьма привлекательна для крупного бизнеса. Это сокращение
«благотворительных расходов государства, снижение налогов на имущие слои,
жесткая денежная политика, направленная на сдерживание и стабилизацию
темпов прироста денежной массы.