Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 20:43, реферат
Пассажиры на борту воздушного судна представляют значительную ценность для государства. Действующие группировки преступников считают захват ВС наиболее легким и дешевым способом приобретения популярности, освобождения отбывающих наказание террористов, получения выкупа. В случае катастрофы большинство пассажиров погибает, а террорист остается анонимным лицом.
Терроризм на воздушном
транспорте.
Сегодняшний терроризм
крылат. Он облюбовал одно из самых эффективных
средств передвижения - воздушный транспорт.
Этому служат следующие предпосылки:
1) Реальность захвата и угона ВС представляет
минимальную опасность для преступника
и большую угрозу жизни пассажиров и экипажа.
2) Захват и угон ВС расценивается преступником
как одно из результативных средств достижения
задуманной им цели.
3) Выполнить преступные действия террорист
способен при использовании минимальных
сил и средств.
4) Как правило, один или ограниченное
количество террористов могут осуществить
захват любого ВС.
5) Реальная возможность использования
ВС в качестве оружия уничтожения.
Пассажиры на борту воздушного судна
представляют значительную ценность для
государства. Действующие группировки
преступников считают захват ВС наиболее
легким и дешевым способом приобретения
популярности, освобождения отбывающих
наказание террористов, получения выкупа.
В случае катастрофы большинство пассажиров
погибает, а террорист остается анонимным
лицом.
Бомбы, гранаты, пистолеты стали средствами
принуждения, применяемыми современными
воздушными террористами. Они отдают себе
отчет в собственной силе: ничто не служит
демонстрацией решительности лучше, чем
взрывное устройство в руках террориста.
Через аэропорты, пункты контроля, салоны
лайнеров и пилотские кабины проходит
фронт борьбы с терроризмом. Идет настоящая
война.
Как писал американский профессор Маккензи
Ора, руководивший программой «Терроризм
и авиация» в рамках Всемирного фонда
авиационной безопасности, «это война,
которую невозможно выиграть, но нельзя
проиграть».
Первый случай захвата и угона самолета
был зарегистрирован в 1931 году в Южной
Америке. В дальнейшем (до 1967 года) этот
вид незаконного вмешательства не пользовался
особой I популярностью у преступников.
С 1931 по 1967 год было отмечено всего 65 случаев
захватов и угонов.
И только начиная с 1967 года, когда по Америке,
а затем и по всему миру, прокатилась волна
захватов и угонов ВС, диверсий и шантажа,
вопросы борьбы с воздушным терроризмом
были выдвинуты на первый план.
Наибольшее количество АНВ отмечено в
период с 1970 по 1979 год. За эти 10 лет в мире
зарегистрировано более 700 случаев захватов
и угонов ВС, погибло более 1.100 человек,
ранено более 1.000 человек. За этот же период
зарегистрировано более 10.000 угроз о захвате
ВС и диверсиях. Высокий процент успешных
попыток захватов и угонов самолетов в
первые годы активизации преступных действий
явился результатом попустительства ряда
государств, не принявших практически
никаких мер по отношению к лицам, виновным
в угоне ВС на их территорию.
Существующие тенденции
угрозы авиационной безопасности:
1) Гражданская авиация может быть уязвима
для нападения в любом месте и в любое
время, если не принять соответствующие
превентивные меры авиационной безопасности,
потому что:
а) сам характер авиационной отрасли позволяет
преступнику осуществить террористическую
акцию не находясь в непосредственной
близости от намеченного объекта;
б) действующие в настоящее время группы
террористов достаточно организованы
и располагают современными техническими
средствами для нападения на воздушные
суда.
2) Нападения на объекты инфраструктуры
воздушного транспорта остается на сегодняшний
день одной из самых распространенных
и опасных форм терроризма.
3) Гражданская авиация стала подвергаться
нападениям террористов, приводящим к
смерти пассажиров, авиаперсонала и других
людей. Возникла опасность использования
захваченного ВС в качестве средства поражения
важных объектов на земле.
4) Угрозы в адрес гражданской авиации
носят динамичный характер и требуют применения
соответствующего набора превентивных
мер.
5) Слабая организация работ по обеспечению
авиационной безопасности, недостаточная
оснащенность техническими средствами
(досмотра, охраны) и недостаточная квалификация
персонала служб авиационной безопасности
аэропортов и авиакомпаний.
6) Современные ВВ имеет большую разрушительную
силу.
7) Современные ВУ требуют много усилий
для обнаружения, особенно если они спрятаны
в электронных устройствах. В связи с этим,
необходимо осуществлять досмотр всего
того, что попадает в контролируемую зону
аэропорта и на борт ВС.
8) Увеличивается использование ухищренных
способов проноса на борт оружия, боеприпасов,
опасных предметов и веществ, ВУ и СВУ:
9) Растет количество случаев выявления
и изъятия боевого оружия и боеприпасов.
10) Методы террористов становятся с каждым
годом все более изощренными, хорошо продуманными,
отработанными, что свидетельствует об
их целеустремленности и способности
угрожать безопасности гражданской авиации.
Новые угрозы и вызовы
в отношении гражданской авиации
После трагических
1) использование воздушных судов в качестве
оружия (значительное количествао жертв
и разрушений, как это имело место результате
четырех угонов воздушных судов, совершенных
11 сентября 2001 года в Соединенных Штатах
Америки);
2) нападение, совершаемые террористами
в воздухе (что имело место в ходе известных
событий 11 сентября 2001 года в США и 24 августа
2004 года в Российской Федерации;
3) нападение, совершаемые террористами
на земле (может нанести значительный
ущерб объектам инфраструктуры аэропорта;
4) закладки ВУ на объекты инфраструктуры
аэропорта, транспортные средства;
5) применение ПЗРК и стрелкового оружия;
6) нападение с применением электронных
средств, таких, как радиопередатчики
или другие средства, создание активных
преднамеренных радиопомех или изменения
состояния наземных или бортовых авиационных
систем управления или наведения, в результате
чего ставится под угрозу безопасность
людей и воздушного судна;
7) применение химического, биологического
и бактериологического оружия с целью
срыва воздушных перевозок;
8) использование радиоактивных материалов
с целью угрозы жизни пассажиров и авиаперсонала,
заражения имущества.
Воздушный терроризм
в СССР и Российской Федерации
В СССР первая попытка захвата ВС произошла
25 октября 1958 года (попытка захвата двумя
преступниками самолета Ан-2 в аэропорту
Новые Кресты, Якутия). Жертв нет.
За 22 года (с 1958 по 1979 год) произошло 22-е
попытки захвата ВС и шесть случаев захвата
и угона ВС за границу. Убито 10 человек
и ранено 7 человек.
За этот же период в мире зафиксировано
свыше 800 случаев попыток захвата и угона
ВС, погибло около 1200 и ранено более 900
человек. В США за данный период зафиксировано
свыше 200 попыток захвата и угона ВС.
Другие виды актов незаконного вмешательства
в деятельность гражданской авиации (угрозы
в адрес воздушного транспорта, несанкционированное
проникновение в ВС, блокирование ВС, нападения
на земле с захватом заложников с целью
шантажа и вымогательства и т.д.) отсутствовали
или происходили крайне редко.
В последующие 10 лет (с 1980 по 1989 год) количество
актов незаконного вмешательства увеличивается
почти в 10 раз (283 АНВ). Из них: 15 попыток
захвата ВС, 5 случаев угона ВС за границу
и 263 случая угроз в адрес гражданской
авиации.
В мире за этот период зафиксировано свыше
250 попыток захватов и угонов ВС.
Преступные акты воздействия на гражданскую
авиацию приобретают постоянный характер.
Начиная с 1984 года, количество угроз в
адрес гражданской авиации увеличивается.
В период с 1990 по 1994 год количество актов
незаконного вмешательства в деятельность
воздушного транспорта по сравнению с
прошедшими 32-мя годами (с 1958 по 1989 год)
удваивается. Помимо таких преступлений,
как попытки захвата и угона ВС, угрозы
в адрес ГА, появляются новые виды преступлений:
попытки диверсий, нападения на земле
с захватом заложников с целью шантажа
и вымогательства, несанкционированное
проникновение в ВС, блокирование ВС и
объектов воздушного транспорта, а также
другие инциденты. Характер преступлений
становится более организованным и жестоким.
В 1990 году было
отмечено небывалое за всю историю Аэрофлота
количество попыток захвата и угона ВС.
Было осуществлено 33 такие акции (24 попытки
захвата ВС и 9 случаев угона ВС за границу).
Только в июне месяце:
9 июня угнан самолет из Минска в Стокгольм;
18 июня угнан самолет из Измаила в Турцию;
19 июня угнан самолет из Риги в Хельсинки;
24 июня угнан самолет из Таллинна в Хельсинки;
28 июня попытка угона самолета из Краснодара
в Турцию;
30 июня угнан самолет из Львова в Стокгольм.
«Плотность» угона самолетов в 1990 году
беспрецедентна не только в истории отечественной
гражданской авиации, но и в мировой практике.
В период с 2000 по
2004 год произошло 2 случая захвата ВС
и два случая взрыва ВС в воздухе терроистками-смертницами.
11.11.2000 г. при выполнении рейса на ВС Ту-154М
ОАО «Внуковские авиалинии» по маршруту
Махачкала-Москва воздушное судно было
захвачено Амирхановым Ахмедом Амирхановичем.
Террорист заставил экипаж лететь в Израиль
(аэропорт Эйлат). После посадки преступник
сдался израильским властям и передан
правоохранительным органам России.
15.03.2001 г. при выполнении перелета по маршруту
Стамбул- Москва ВС Ту-154М ОАО «Внуковские
авиалинии» был захвачен тремя террористами.
Преступники вынудили экипаж лететь в
Саудовскую Аравию (аэропорт Медина) При
проведении операции по освобождению
заложников один убит, двое задержаны.
Погибли бортпроводник Фомина Ю.В. и пассажир
Камбал Г. (гражданин Турции).
24.08.2004 г. вскоре после вылета из аэропорта
«Домодедово» г. Москвы террористками-смертницами
взорваны в воздухе самолеты рейсов Москва
- Сочи и Москва - Волгоград.
В 2008 году предприняты
две попытки захвата воздушных судов.
15 октября 2008 года предпринята попытка
захвата воздушного судна А-320 «Турецких
авиалиний», следовавшего по маршруту
Анталия - Санкт-Петербург. Пассажир во
время полета запиской, направленной командиру
ВС, потребовал лететь в город Штутгарт
(Германия), в противном случае он взорвет
самолет имеющимся у него взрывным устройством.
На борту ВС находилось 163 пассажира и
7 членов экипажа. Нарушитель обезврежен
членами экипажа и пассажирами. После
посадки ВС в аэропорту назначения нарушитель
передан сотрудникам правоохранительных
органов. Пострадавших нет.
24 октября 2008 года предпринята попытка
захвата воздушного судна Боииг-737-500 авиакомпании
«Скай-Экспресс», рейса ЭХ-234, следовавшего
по маршруту Сочи - Москва (Внуково). Пассажир
во время полета запиской, направленной
командиру ВС, выдвинул требование изменить
маршрут полета и совершить посадку в
Австрии. Если его требование не будет
выполнено, то он взорвет самолет. На борту
ВС было 130 пассажира и 6 членов экипажа.
Нарушитель силами членов экипажа и пассажиров
был обезврежен и, после посадки ВС в аэропорту
назначения, передан сотрудникам правоохранительных
органов.
Борьба с терроризмом
на воздушном транспорте
Начиная с 1967- 1968 годов, когда по Северной
и Южной Америке, а затем и по всему миру,
прокатилась волна захватов и угонов ВС,
диверсий и шантажа, возникла острая проблема
- необходимость борьбы с воздушным терроризмом.
В эти годы многие авиационные компании
США и других стран, обеспокоенные разгулом
воздушного терроризма, стали спешно разрабатывать
конкретные мероприятия и программы по
борьбе с актами незаконного вмешательства
(АНВ) в деятельность ГА.
К числу таких мероприятий
относится:
принятие международных конвенций по
борьбе с воздушным терроризмом;
заключение двусторонних государственных
соглашений о выдаче и наказании преступников;
введение национальных законов, предусматривающих
строгие меры наказания за действия, направленные
против безопасности в гражданской авиации;
введение обязательного 100 % досмотра
пассажиров и их ручной клади на всех международных
и внутренних линиях;
создание в авиакомпаниях и аэропортах
специальных служб безопасности, оснащенных
современной техникой для работы в пассажирском
и грузовом потоках и предназначенных
для охраны аэропортов и других мероприятий.
Мировое сообщество своевременно осознало
надвигающуюся на воздушный транспорт
опасность и адекватно отреагировало
на тенденцию роста случаев воздушного
терроризма.
В результате было создано международное
правовое обеспечение борьбы с терроризмом
на воздушном транспорте и приняты международные
конвенции по борьбе с преступлениями
на воздушном транспорте:
1) Токийская конвенция 1963 г. о преступлениях
и некоторых других действиях, совершенных
на борту ВС;
2) Гаагская конвенция 1970 г. о борьбе с
незаконным захватом ВС;
3) Монреальская конвенция 1971 г. о борьбе
с незаконными актами, направленными против
безопасности гражданской авиации и дополняющий
эту конвенцию протокол 1988 г. о борьбе
с незаконными актами насилия в аэропортах,
обслуживающих международную гражданскую
авиацию.
В 2001 году ИКАО приняло Декларацию о ненадлежащем
использовании гражданской авиации в
качестве оружия уничтожения.
Активное осуществление превентивной
программы безопасности, на которую только
авиакомпании США ежегодно тратят более
150 млн. долларов, дало весьма ощутимые
результаты. Если за период с 1968 по 1972 годы
(5 лет) в США было зарегистрировано свыше
130 случаев попыток захвата и угонов ВС,
то в последующие 6 лет (с 1973 по 1978 годы)
- 37 таких случаев, что составляет примерно
20 % от предыдущего периода. Таким образом,
был сбит накал воздушного терроризма
в США.
К середине 80-х годов многие международные
аэропорты и оснащаются новейшими техническими
средствами контроля и досмотра. Государства
выделяют значительные средства на обеспечение
отечественной авиационной безопасности.
В последнее десятилетие во всем мире,
в том числе и в России, резко возросло
количество террористических актов с
применением взрывчатых веществ. Гражданская
авиация столкнулась с новой проблемой,
от решения которой во многом зависит
ее судьба.
Слабая защищенность воздушных судов
от террористических актов с применением
ВВ стала очевидна после того, как в декабре
1988 года был взорван над Локкерби самолет
Боинг-747 авиакомпании «PAN AM». Самодельное
взрывное устройство, содержащее пластичное
ВВ, было размещено в кассетном магнитофоне
и в багаже доставлено на борт. В результате
взрыва погибли все пассажиры и экипаж
самолета. Именно это событие послужило
толчком для принятия мировым сообществом
экстренных мер по разработке и внедрению
в гражданскую авиацию более эффективных
методов и средств обнаружения взрывных
устройств и взрывчатых веществ.
В 1989 году Совет Безопасности ООН и Генеральная
ассамблея ООН призвали все государства
сотрудничать в выработке и осуществлении
мер по предотвращению актов международного
терроризма, направленный против гражданской
авиации.
Мировой опыт показывает, что основные меры безопасности
должны выполнятся на земле, до посадки
пассажиров в воздушное судно.
Обеспечение авиационной
безопасности аэропорта
Главным звеном в системе обеспечения
защиты ГА является аэропорт. Обеспечение
его безопасности должно быть в центре
внимания всех заинтересованных органов.
При планировании и организации системы
авиационной безопасности аэропорта следует
учитывать отсутствие универсальной методологии
в этой области, отвечающей всем требованиям.
Все зависит от наличия и вида внутренних
и внешних угроз, частоты международных
и внутренних рейсов, количества рейсов
с высоким риском опасности и т.п.
Различные уровни угрозы для авиационной
безопасности аэропорта (авиапредприятия,
эксплуатанта) зависят от его доступности
для осуществления актов незаконногонннвмешательства.
Аспекты авиационной безопасности должны
быть учтены и тесно увязаны между собой
уже на первом этапе проектирования объектов
аэропорта. Используемые ранее методы
подхода к планированию авиационной безопасности
и традиционного их решения не являются
аксиомой и могут не совпадать с реалиями
современной жизни.
Авиационная безопасность аэропорта
обеспечивается выполнением следующих
мероприятий и процедур:
1) созданием контролируемых зон аэропорта
и обеспечение их безопасности;
2) организацией пропускного и внутриобъектового
режима;
3) обеспечением безопасности пассажирских
терминалов и аэровокзала;
4) обеспечением безопасности воздушных
судов и объектов инфраструктуры аэропорта;
5) организацией досмотра пассажиров и
вещей, находящихся при них багажа, грузов,
почты, воздушных судов и бортовых запасов.
Система безопасности
аэропорта
Система безопасности аэропорта должна
включать меры безопасности для предотвращения
актов незаконного вмешательства или
для быстрого реагирования в случае таких
актов. Цель состоит в том, чтобы меры безопасности
осуществлялись, по возможности, таким
образом, чтобы сохранить регулярность
выполнения авиаперевозок. Дополнительные
меры должны быть адекватны существующей
угрозе, а также сводить к минимуму неудобства,
причиняемые мерами безопасности пассажирам
и посетителям аэропорта.
Действия персонала аэропорта при угрозе
террористического акта
Проверка зданий и эвакуация людей из
зданий аэропорта осуществляется под
руководством сменного начальника аэропорта.
Проверка помещений с целью обнаружения
упаковки, конверта или предмета, не принадлежащего
определенному лицу, проводится сотрудниками,
хорошо знакомыми с данной зоной аэропорта.
Сотрудники ЛОВД и САБ осуществляют оцепление,
оказывают помощь в осмотре здания.
При обнаружении подозрительного предмета
или вещества к ним не следует прикасаться
или перемещать.
При отсутствии возможности установления
владельца обнаруженного предмета, сотрудники
ЛОВД и САБ производят эвакуацию людей
из зоны, где найден предмет, из этажей
здания, которые непосредственно находятся
над данным уровнем и под ним, а
также с окружающей территории.
Осмотр зданий начинается с первого этажа,
аварийных выходов, лестничных клеток
и т.д., а также общедоступных зон, включая
комнаты отдыха, лифты, коридоры. Зоны
контролируемого доступа могут обследоваться
в последнюю очередь.
При принятии решения об эвакуации людей
из здания определяются подлежащие освобождению
этажи и зоны с соблюдением установленного
порядка эвакуации при пожаре. В зданиях,
имеющих более 3-х этажей, эвакуацию пассажиров
и персонала аэропорта можно ограничить
зоной, непосредственно прилегающей к
месту обнаружения подозрительного предмета
или зоной, которая была конкретно указана
в сообщении об угрозе, а также аналогичным
пространством на этажах, которые находятся
непосредственно над и под этой зоной.
Во избежание дублирования процедуры
осмотра по мере проведения досмотра и
установления безопасности каждого помещения
или части здания необходимо четко маркировать
проверенные участки и доложить в штаб
о результатах досмотра.
По возможности, для обеспечения проверки
здания и сведения к минимуму повреждений
в случае взрыва газовые и водяные магистрали
(за исключением случаев, когда водяная
магистраль связана с противопожарной
системой) должны быть отключены.
Непосредственную работу по обработке
обнаруженных при осмотре здания подозрительных
предметов осуществляют специалисты по
взрывным устройствам.
Действия при эвакуации
персонала из помещений центра управления
воздушным движением
В случае поступления информации о возможной
закладке ВУ в помещениях центра УВД и
возникновении необходимости эвакуировать
сотрудников службы, порядок действий
аналогичен ситуациям, связанным с пожаром,
стихийным бедствием или полным выходом
из строя основных средств УВД. При этом
учитывается расположение и численность
персонала, объем и характер процедур
УВД, наличие и готовность запасного пункта
УВД.
Решение на эвакуацию сотрудников службы
из помещений УВД принимает руководитель
полетов, который при этом обязан определить:
1) порядок организации процедур УВД дублирующими
средствами;
2) порядок оповещения ВС и авиакомпаний
о создавшейся ситуации;
3) порядок возобновления нормальной работы
после устранения угрозы взрыва.
Учитывая важность и сложность деятельности
службы движения в аэропорту, связанной
с обеспечением безопасности полетов
следует предусмотреть дублирование ее
работы.
Действия персонала
аэропорта при получении информации о
наличии взрывного устройства на борту
воздушного судна, находящегося на земле
При получении информации
о наличии ВУ на борту ВС, находящегося
на земле, сменный начальник аэропорта
(в первую очередь) организует эвакуацию
из ВС членов экипажа, пассажиров и их
ручной клади, направляя пассажиров в
здание аэровокзала или гостиницу. Затем
ВС буксируется на изолированную стоянку,
удаленную от других ВС и зданий аэропорта
на расстояние не менее 400 м.
Сотрудники САБ сопровождают ВС во время
его буксировки на безопасном расстоянии.
На изолированной стоянке ВС выдерживается
в течение времени, равного полетному
времени в пункт назначения. Багаж с борта
ВС выгружается сотрудниками САБ по транспортеру
на тележки и отвозится на безопасное
расстояние.
Досмотр ВС производят специалисты по
ВУ (сотрудники оперативной группы САБ),
поддерживая для консультации связь с
техническим составом, знакомым с данным
типом ВС.
После окончания досмотра самолета оперативная
группа САБ производит досмотр багажа
пассажиров с применением технических
средств досмотра. После досмотра и опознания
пассажирами багаж загружается на борт
ВС, пассажиры проходят повторный досмотр.
Действия сотрудников
аэропорта при получении информации о
минировании аэровокзала или попытке
его минирования
Информация о полученной угрозе минирования
здания аэровокзала передается по установленной
схеме передачи сообщения. При получении
информации о минировании здания аэровокзала
проводится эвакуация пассажиров и обслуживающего
персонала аэропорта из здания аэровокзала.
В ночное время, выходные и праздничные
дни, до прибытия членов оперативного
штаба - лицо, уполномоченное руководством
аэропорта (авиапредприятия, эксплуатанта).
Мероприятия по эвакуации пассажиров
и обслуживающего персонала аэропорта
(авиапредприятия, эксплуатанта) из здания
аэровокзала осуществляются сотрудниками
САБ аэропорта во взаимодействии с ЛОВД.
В служебных помещениях аэровокзала для
взаимодействия остаются старшие смен.
При получении информации командир подразделения
охраны (заместитель начальника, начальник
караула) усиливает наряды охраны и выполняет
запланированные мероприятия.
Руководитель службы (смены) досмотра
проводит мероприятия по досмотру.
Начальник САБ выделяет необходимое количество
сотрудников для совместного с персоналом
ЛОВД осмотра здания аэровокзала, осматривая
в первую очередь ближайшие территории
к центральным несущим стенам (в том числе,
аварийные выходы, лестничные пролеты,
туалеты, вестибюли). Далее осмотр распространяется
на периферийные участки.
В первую очередь производится осмотр
наиболее доступных зон, затем менее доступных.
Осмотру подлежат потолочные перекрытия,
вентиляционные и кабельные каналы, лазы
для технического обслуживания. Контролируемые
помещения могут осматриваться в последнюю
очередь.
О каждом досмотренном объекте руководитель
группы осмотра передает сообщение руководителю
Оперативного штаба (начальнику САБ, сменному
начальнику ПДСП).
При обнаружении пакетов, вещей без присмотра
- к ним не прикасаются. Устанавливается
владелец пакета, вещей. Если установить
владельца вещей не представляется возможным,
оценивается реальность угрозы оставленного
предмета, проводится эвакуация людей
из прилегающей зоны (в том числе с этажей,
расположенных непосредственно над данным
уровнем и под ним).