Типология политических систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 16:41, реферат

Краткое описание

Существует ряд причин, объясняющих необходимость понять сущность права. Представление о праве меняется по мере развития общества и государства. В разных частях света, в группах государств или в отдельно взятой стране исторически складывалась своя система права. Обстоятельства места, времени и условий развития тех или других народов объективно формировали свои источники права. Наряду с этим для применения в международных отношениях необходимо было формирование общего понимания права, которое в числе других субъективных моментов способствовало единообразию в представлениях о праве.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Общие вопросы понимания права и их значение для практической деятельности……………………………………………………………………....5
1.1 Сущность и содержание права……………………………………………….5
1.2 Происхождение и основные особенности развития понятия права……….8
Глава II. Подходы к пониманию права и их значение для юридической практики…………………………………………………………………………12
2.1 Психологическая теория права и возможности ее использования в юридической практике…………………………………………………………..12
2.2 Социологический подход к праву…………………………………………..14
2.3 Исторический подход к пониманию права………………………………...17
2.4 Нормативный подход к праву как средству поддержания законности и стабильности……………………………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Типология политических систем.doc

— 46.50 Кб (Скачать файл)

     Содержание

право понимание теория подход

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Общие вопросы понимания права и их значение для практической деятельности……………………………………………………………………....5

1.1 Сущность  и содержание права……………………………………………….5

1.2 Происхождение и основные особенности развития понятия права……….8

Глава II. Подходы к пониманию права и их значение для юридической практики…………………………………………………………………………12

2.1 Психологическая  теория права и возможности  ее использования в юридической  практике…………………………………………………………..12

2.2 Социологический  подход к праву…………………………………………..14

2.3 Исторический  подход к пониманию права………………………………...17

2.4 Нормативный  подход к праву как средству  поддержания законности и стабильности……………………………………………………………………..18

Заключение……………………………………………………………………….22

Список  использованной литературы…………………………………………...24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Право принадлежит к числу важных и  сложных общественных явлений. Право  возникает вместе с государством, неразрывно с ним связано, является результатом его деятельности при  сложившихся условиях.

     Существует  ряд причин, объясняющих необходимость  понять сущность права. Представление  о праве меняется по мере развития общества и государства. В разных частях света, в группах государств или в отдельно взятой стране исторически  складывалась своя система права. Обстоятельства места, времени и условий развития тех или других народов объективно формировали свои источники права. Наряду с этим для применения в  международных отношениях необходимо было формирование общего понимания  права, которое в числе других субъективных моментов способствовало единообразию в представлениях о  праве.

     Проблема  сущности права имеет несколько  теоретических аспектов. Один из них  – гносеологический (познавательный) заключается в философской проблеме познания сущего. Со времен Платона  ответ сводится к признанию приоритета логического, понятийного знания.

     Разные  подходы к праву согласуются  с демократизацией общества, признанием, в частности, плюрализма мнений. Разные силы, общественные движения и партии могут иметь свои взгляды на нашу жизнь, на системы вообще и право  в частности.

     В настоящее время прежнее представление  о праве утрачивает свою актуальность. Это связано с кризисом законности, выражающемся в утрате ценности официально установленных норм права и развитии «теневых» отношений, порождающих  «теневое право». Общество стало тяготиться собственными законами и такое противоречие не могло не остаться незамеченным. Поиск подходов к новому пониманию  права следует расценивать и  как бессилие теоретиков изменить что-либо в существующей действительности, и  как стремление оправдать отношения, складывающиеся помимо официальных  форм и структур.

     Для юриспруденции вопрос о том, что собой представляет право, имеет такое же первостепенное значение, как для философии вопрос о том, что первично: бытие или сознание (не случайно его называют основным вопросом философии). В зависимости от того, как понимается сущность права, что включается в это понятие, каким набором признаков его наделяют, толкуются и все иные явления правовой сферы – правотворчество, правоприменение, толкование права, правоотношения, субъективные права и юридические обязанности, законность и правопорядок, принципы права и т. д. Этот ключевой для юридической науки вопрос существует, по-видимому, столько же, сколько существует и само право.

     Цель  данной работы состоит в анализе  имеющихся подходов к пониманию  права.

     Достижение  цели исследования предполагает решение  следующих задач:

     – раскрыть значение вопроса о сущности права как ключевой проблемы общей  теории права;

     – выявить суть и основные направления  научной дискуссии вокруг понятия  права и его определения, систематизировать  высказанные учеными в ходе дискуссии  точки зрения на эту проблему;

     – обозначить основные положения, характеризующие  различные подходы к пониманию  сущности права, выявить их достоинства  и недостатки;

     При написании своей работы, я не ставил цель окончательно расставить приоритеты и выбрать одну теорию правильной, а хотел лишь попытаться дать им описание, выделить основные подходы, а также обозначить некоторые тенденции и перспективы в правопонимании. 
 

     Глава I. Общие вопросы понимания права и их значение для практической деятельности

     1.1 Сущность и содержание  права 

     Существует  гносеологическая причина разных подходов к праву. В процессе познания всегда существует возможность отдать предпочтение какой-то одной стороне явления, пренебрегая при этом другими. Отсюда разные определения права, что само по себе создает трудностей, если при  этом не искажается общая картина, если такое одностороннее определение  не претендует заменить все другие, стать единственно правильным, играть роль всеобщего.

     Для глубокого познания права все  определения полезны. Для практического  использования пригодно единое понимание  права.

     Наиболее  распространенный взгляд на право состоит  в том, что оно представляет собой  норму свободы.

     Кант  определял право как «совокупность  условий, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого  с точки зрения всеобщего закона свободы».

     Но, юридические нормы, так или иначе, ограничивают свободу человека, устанавливая меру удовлетворения его интересов, связанных с интересами других. Разграничивая  эти интересы, право устанавливает  пределы их существования.

     Философия права получила свое развитие у Гегеля. По Гегелю, право означает осуществление  свободы воли или еще короче - «наличное бытие свободы». Основное назначение права заключается в  том, чтобы быть мощным социально-нормативным  регулятором, определителем возможною  и обязательного поведения индивидов  и их коллективных образований. Причем обязательность права, в отличие  от всех других социальных регуляторов, обеспечивается возможностью государственного принуждения, правовые положения становятся для всех тех, к кому относятся, общеобязательным правилом (нормой) поведения. Эти основные характеристики права и составляют сущность права, его устойчивое ядро, какими бы ни были эти правила у тех или иных народов, в те или иные времена. Как известно, под сущностью в философии понимается то, что составляет суть явления, процесса, вещи, совокупность устойчивых, постоянных характеристик, определяющих свойства этих объектов. И поскольку действительно правовой регулятор имел разное содержание, принимал разные формы на протяжении тысячелетий, обеспечивался у разных народов разными социальными механизмами, становится теоретически и практически важным выделить самое основное ядро такого социального института, как право. Зная сущность права, можно всегда в практической деятельности определять те или иные регулятивные системы как правовые и обеспечивать их соответствующими свойствами и, наоборот, не требовать правовых характеристик от регуляторов, имеющих совершенно иное происхождение, назначение, содержание.

     Таким образом, в современной юридической  науке есть различные точки зрения о том, что такое право, но все  они имеют ряд общих положений:

     - право - это социальное явление,  без которого невозможно существование  цивилизованного общества;

     - право в нормативной форме  должно отражать требования общечеловеческой  справедливости, служить интересам  общества в целом, а также  учитывать индивидуальные интересы  и потребности личности как  первоосновы общества;

     - право частной собственности  является основой всех прав  человека.

     Право - это система норм и правил поведения, которые исходят от государства, сформулированы в специальных государственно-нормативных  актах, охраняются от нарушений силой  государственного принуждения и  выражают волю и интересы либо большинства  общества, либо определенных его слоев.

     Признаки  права:

     1. Системность.

     2. Мера свободы и поведения человека.

     3. Нормативность права т.е. что  право представлено нормами.

     4. Государственная обеспеченность, т.е.  действие права невозможно без  государства.

     5. Формальная определенность т.е.  границы правомерности находят  закрепление в том или ином  источнике (закон, договор нормативного  содержания).

     6. Право есть реально действующая  система нормативной регуляции,  т.е. право существует, поскольку  оно действует.

     7. Право не тождественно закону, т.е законодательство выражение  норм права.

     Теперь  о содержании права. Следует различать  конкретно историческое содержание права и логическое содержание права  – то самое главное, самое общее, что можно выделить в правовом регуляторе и что содержательно, качественно отличает его других регуляторов. Конкретно-историческое содержание права действительно  является бесконечно разнообразным, обслуживает  разные общества в их тысячелетнем развитии. Марксистская теория попыталась выделить в этом многообразии то содержание, которое было ориентировано на обеспечение  определенных социально-экономических  формаций, она попыталась создать  типологию права, различая рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое право. В основу были положены правовые отношения, формирующиеся вокруг собственности, так называемых производственных отношений, и на этой базе появилось понятие  тина права. Однако эта типология, как  и вообще весь формационный подход к государственности по критерию экономического строя, не выдерживает  критики с позиций современных  теоретических знаний. Кроме того, применительно к конкретно-историческому  содержанию права следует заметить, что это в общем-то предмет истории права, увлекательный и многокрасочный. Он шел и идет в параллель с развитием культуры, государственности и, разумеется, только на его материалах можно определять логическое содержание права – а это уже предмет теории права. Размышляя о логическом содержании права, можно утверждать, что как бы по смыслу ни разнились правила поведения (нормы), в каких бы областях они ни действовали, речь идет об одном – о применении равного масштаба (меры) к неравным людям.

     Содержание  права – это действительно  равный масштаб (мера) поведения, который  устанавливает право. Праву, например, абсолютно безразлично семейное, имущественное положение конкретного  работника, когда оно закрепляет за определенной группой одинаковую заработную плату одинаковую пенсию. Формальное равенство перед правом – вот что содержит каждая применяемая  норма. А если норма содержит какие-то привилегии или, льготы для той или  иной категории работников, то они  опять же являются равными для  тех, кто обозначен как адресат  этой нормы (многодетные матери, инвалиды, женщины и т.п.). Рассмотренные  выше сущностные и содержательные характеристики права, вытекающие из понимания права  как социально-нормативного регулятора, обладающего рядом черт и особенностей, позволяют сформулировать и понятие  права. Это понятие формируется  на основе понимания права в тех  или иных обществах, на тех или  иных этапах их развития.  

     1.2 Происхождение и  основные особенности  развития понятия  права

     Социальный  институт права обязан, очевидно, своим  происхождением процессам разделения труда и развития товарного производства. Ведь именно они, являясь выражением и способом роста производительных сил общества, одновременно ставят самостоятельных индивидов в  положение всеобщей взаимной зависимости  друг от друга. Причем взаимозависимость  эта, потребность индивидов друг в друге носит совершенно безличный, анонимный, по существу, характер. Производителю товара все равно, кто его купит, а потребителю не менее безразлично, кто его произвел.

     Подчеркнем  еще раз, что сущность, субстанцию права составляют не сами эти правила  поведения (нормы, законы, кодексы), а  то, что они призваны регулировать: взаимные притязания индивидов, их ожидания и требования адекватного общественного  ответа на свои действия и усилия. Юридические  же нормы, законы есть лишь внешнее  выражение права, его историческая форма.

     Таким образом, одной из существенных особенностей права является объективный, естественно-исторический характер его развития. Отсюда, однако, вовсе не следует, что составители  законов лишь послушно регистрируют стихийно складывающиеся правоотношения. Роль законотворчества в организации  правовой жизни достаточно велика. Речь идет лишь о том, что у субъективной воли законодателей есть свои объективные  границы. Другой важной особенностью исторического  развития права нужно признать его  классовый характер. В обществе, расколотом на классовые противоположности, осуществляющем свое развитие именно через взаимодействие этих противоположностей, просто не может быть иначе. Кастово-сословно-классовая  дифференциация населения в определенные исторические эпохи является, по-видимому, неизбежной (человеческая история просто не знает иных примеров). Неизбежным, следовательно, было и принятие людьми этого объективного факта, выразившегося  в формировании достаточно жестких  стереотипов поведения, в основе которых все те же взаимные права-обязанности, притязания и ожидания.

Информация о работе Типология политических систем