Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 08:48, доклад
Согласно схеме Конфуция, правитель возвышается над главой своей семьи лишь на несколько ступенек. Подобный универсальный подход превращал государство в обычную семью, только большую. Следовательно, править в государстве должны те же принципы, что и в обществе, то есть проповедуемые Конфуцием отношения гуманности, всеобщей любви и искренности.
Исходя из этого, Конфуций отрицательно отнесся к вводимым в то время в некоторых царствах Китая фиксированным законам, считая, что равенство всех перед законом базируется на насилии над личностью и, по его мнению, нарушает основы управления государством. Была и еще одна причина неприятия Конфуцием законов, он считал, что всё, насильственно навязываемое человеку сверху, не дойдет до души и сердца последнего, а значит, неспособно эффективно функционировать. Каркас модели государственного устройства, предложенной Конфуцием, - Правила. Принципом, придающим им жизнеспособность, является принцип “хэ”.
Учение о государстве
Конфуций высказывал несколько своих пожеланий об устройстве и принципах руководства идеальным государством.
Все управление государством должно базироваться на “ли”. Значение “ли” здесь очень объемно. Жэнь здесь включает в себя и любовь к родственникам, и честность, и искренность, стремление к собственному самоусовершенствованию, вежливость и пр., причем вежливость, по мнению Конфуция, обязательный элемент для людей, исполняющих государственные функции.
Согласно схеме
Конфуция, правитель возвышается
над главой своей семьи лишь на
несколько ступенек. Подобный универсальный
подход превращал государство в
обычную семью, только большую. Следовательно,
править в государстве должны
те же принципы, что и в обществе,
то есть проповедуемые Конфуцием
отношения гуманности, всеобщей любви
и искренности.
Исходя из этого, Конфуций отрицательно
отнесся к вводимым в то время в некоторых
царствах Китая фиксированным законам,
считая, что равенство всех перед законом
базируется на насилии над личностью и,
по его мнению, нарушает основы управления
государством. Была и еще одна причина
неприятия Конфуцием законов, он считал,
что всё, насильственно навязываемое человеку
сверху, не дойдет до души и сердца последнего,
а значит, неспособно эффективно функционировать.
Каркас модели государственного устройства,
предложенной Конфуцием, - Правила. Принципом,
придающим им жизнеспособность, является
принцип “хэ”.
К тому же, в создании их, по мысли Конфуция, принимали участие все члены общества. В условиях, когда управление государством и народом предполагалось на основании “ли”, эти Правила выполняли роль закона.
Правитель обязан
следить за выполнением Правил, а также
смотреть, чтобы общество не сошло с истинного
пути. Концепция заданности с ориентацией
на древность оказала огромное влияние
на дальнейшее ход развития политической
мысли Китая. Политики искали решения
насущных проблем в “идеальном” прошлом.
Людей Конфуций разделил по отношению
к управлению государством на две группы:
1) Управляющие
2) Управляемые
Наибольшее внимание в этой части Учения
уделяется первой группе людей. По мнению
Конфуция, это должны быть люди, обладающие
качествами Цзюнь-цзы. Именно они должны
осуществлять власть в государстве. Их
высокие нравственные качества должны
быть примером для всех остальных. Их роль
заключается в воспитании народа, направлении
его на правильный путь. При сравнении
с семьей видна явная аналогия между Цзюнь-цзы
в государстве и отцом в семье. Управляющие
- отцы народа.
Для управляющих Конфуций вывел четыре
Дао:
1) Чувство самоуважения . Конфуций считал,
что только уважающие себя люди способны
проявить уважение к народу при вынесении
каких-либо решений. Это просто необходимо,
учитывая беспрекословное подчинение
народа правителю.
2) Чувство ответственности. Правитель
должен чувствовать ответственность за
управляемый им народ. Это качество также
присуще Цзюнь-цзы.
3) Чувство доброты при воспитании народа.
Правитель, обладающий чувством доброты,
способен лучше воспитать народ, повысить
его моральные качества, образованность,
а значит и обеспечить прогресс всего
общества.
4) Чувство справедливости. Это чувство
должно быть развито особенно у людей,
от чьей справедливости зависит благосостояние
общества.
Даже будучи сторонником авторитарной
системы, Конфуций был противником излишней
абсолютизации царской власти, и в своей
модели ограничивал права царя, большое
значение придавая тому, чтобы основные
решения принимались не одним человеком,
а группой лиц. По мнению Конфуция, это
исключало возможность субъективного
подхода к решению различных проблем.
Выделяя главное место в своей системе
человеку, Конфуций, тем не менее, признавал
высшую над людьми волю, Волю Неба. На его
взгляд, Цзюнь-цзы способны правильно
интерпретировать земные проявления этой
воли.
Уделяя основное внимание управляющим
людям, Конфуций подчеркивал, что главный
фактор стабильности государства – доверие
народа. Власть, которой не доверяет народ,
обречена на отдаление от него, а значит,
на неэффективность управления, и в этом
случае неизбежен регресс общества.