Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 18:40, контрольная работа
Политология (от греческих слов: politika – государственные и общественные дела, искусство управлять обществом и logos – слово, учение) – наука об управлении обществом в самом широком смысле, т.е. наука о политической системе общества.
Политология, как и любая общественная наука, при изучении своего предмета – политической системы общества – выделяет основные вопросы и проблемы.
Центральная тема науки в политической системе общества – политическая власть: ее сущность, принципы, формы, основания (источники), ресурсы, проблемы легитимности, политические институты, проблемы разделения
Наиболее эффективным фактором стимуляции граждан на политическое участие является социально-экономический статус, в первую очередь определяемый уровнем образования, профессией и доходом. Безусловно, высокий уровень материального комфорта является определяющим в плане благоприятного отношения к политической системе. Соответственно, чем ниже социальное положение, тем более вероятным становится негативный настрой в отношении системы.
Вместе с этим, влияние оказывают также такие факторы, как пол и возраст. Например, общеизвестно, что активность гражданина возрастает к середине жизни, а затем вновь идет на спад. Женщины менее склонны к политическому участию, что, однако, обусловлено строением традиционного порядка. Как известно, в принципе, в мире более развит патриархальный строй и есть определенные стереотипы и представления о социальной роли женщин, порой, мало учитывающие изменения, связанные с прогрессом общества, несмотря на значительное повышение образовательного уровня. К тому же, чаще всего женщины, особенно при низких стандартах жизненного уровня, просто не имеют времени для участия в политике. Традиционное определение мужчины как лидера, а женщины как жены и матери, заставляет женщин большую часть своей жизни посвящать не своим интересам, а интересам семьи и детей, практически лишаясь раскрытия личностного потенциала.
Это, впрочем, является некоторым отступлением. Помимо всего вышеперечисленного, немаловажную роль также оказывает мотивация гражданина к участию в деятельности страны. Наиболее распространенными мотивами являются:
- мотив интереса и привлекательности политики как сферы деятельности;
- мотив познавательный,
где политическая система
- мотив власти, желания управлять другими людьми;
- мотив денежный,
так как политическая
- мотив традиционный,
когда политика принята в
- мотив идеологический,
когда система жизненных
- мотивы ложные, но формирующие нужную реакцию у масс, так называемая пропаганда.
Разные мотивы побуждают к разным вариантам политического участия. В любой политической системе, при доминанте одного, присутствуют различные признаки и противоположного, вне зависимости от политической системы.
Обычно среди этих вариантов выделяют два основных типа: автономное и мобилизационное участие.
Автономное участие – это свободная добровольная деятельность индивида, вызванная его желание поучаствовать в политической жизни страны, преследуя личные и групповые интересы.
Мобилизационное участие же напротив, носит принудительный характер. Его стимулируют такие факторы, как страх, принуждение, традиции. Как правило, такой вид участия является инициативой правящей группировки и направлен на поддержку ее политической системы, на демонстрацию ее благородных целей и положительного отношения к народу. Естественно, такой род участия ни в коей мере не предусматривает выражения личного мнения индивида или группы, однако создает, зачастую, ложное, но нужное власти представление о положении в стране.
Так же принято выделять активные и пассивные формы участия граждан в политике, каждое из которых можно отнести к приемлемым или неприемлемым в плане морали или закона. В плане активных форм участия есть несколько подразделений.
- участие в выборных органах, таких, как выборы президента;
- массовые акции,
такие, как митинги,
- одиночные акции, однако достаточно заметные, чтобы иметь политический вес. Как, например, интересно высказал свое политическое участие иракский журналист, кинувший ботинком в Джорджа Буша, неординарно высказав свое мнение по поводу проводимой Америкой политики в отношении его страны;
- участие в
политических партиях и
- участие граждан
в опросах, в которых
- обращения и жалобы в вышестоящие структуры отдельных людей или групп граждан;
- лоббистская
деятельность – политическое
продвижение объекта, будь то
закон или депутат, при
- сетевое участие,
уже не слишком новый вид
политического участия.
Если говорить о пассивных формах участия, то здесь стоит отметить:
- социальная апатия как фактор недоверия граждан к правительству и, соответственно, всяческое неучастие в выборах;
- игнорирование
социальных мероприятий, вроде
субботников, митингов и
- неделание чего
либо, вызванное недовольством
В заключение хотелось
бы добавить еще раз, что с развитием
общества усиливается значение участия
граждан в жизни общности. Об этом
свидетельствует и то, какие средства
политические движения, партии, государства
выделяют на спонсирование нужных для
их целей форм участия граждан в политике
(выборы, демонстрации, акции протеста).
Чем более демократично становится общество
тем более возрастает роль значения социума
в его жизни. И правильное понимание этого
значения позволяет государство делать
социум нужным и послушным рычагом своей
деятельности, а социуму, осознающим свое
значение, взамен позволяет получать наибольшую
выгоду и наилучший результат от власти.
8. Политическая культура.
Понятие политической культуры
Термин "политическая культура" впервые появился лишь в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя Иоганна Гердера. Теория же, предполагавшая изучение мира политики через призму этого концепта, сформировалась еще позднее-только в конце 50-60х гг.
Американский ученый Алмонд, исследуя политическую систему, наряду с традиционным- институциональным характером ее изучения(предполагавшим изучение институтов и их функций, норм и механизмов формирования государственной политики) выделил также и ориентационной (выделявший в качестве основного субъекта анализа особые отношения населения к разнообразным политическим объектам.) Последний и представлял собой характеристику особого класса политических явлений- политическую культуру, соединявшую институциональный и реальный уровень уровни функционирования политической системы.
На сегодняшний день в политологии сложилось три основных подхода в трактовке политической культуры.
Так, одна группа
ученых отождествляет политическую культуру
со всей совокупностью духовных явлений(Алмонд,Краснов,Верба).
Итак, обобщая описанные подходы, политическую культуру можно определить как совокупность типичных для конкретной страны форм и образов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся там нормы и традиции взаимоотношения государства, личности и общества.
Политическая культура - ценностно-нормативная система, которой придерживается общество, один из важных элементов политики. Эта система существует в виде распространенных и общепринятых большинством населения основных политических ценностей и идеалов.
Зачастую именно в политике отдельные личности и целые социальные группы стремятся реализовать свои социально значимые интересы. Но это не непосредственный процесс – он выражается в отношении к власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т.д., множеством значений и смыслов, которые вкладывают в эти понятия.
Как правило, эти смыслы и значения не являются чем-то экстраординарным или новаторским, а предписываются господствующей в обществе политической культурой, той системой ценностей и норм поведения, которой придерживается большинство населения.
Назначение и функции политической культуры.
Политическая
культура как специфический круг
явлений оказывает собственное
воздествие на политический процесс,динамику
изменений в сфере
- идентификация, раскрывающая
- адаптация- потребность в приспособлении к изменяющейся политической среде;
- социализация
- обретение определенных
- интеграция (дезинтеграция),
обеспечивает различным
-коммуникация,обеспечивающая взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации;
-ориентация ,характеризующая
стремление человека к
-предписание(программирование)
Структура политической культуры
Политическая
культура - явление со сложной
структурой, многоуровневое. Эта сложность
строения и организации
На каждом из приведенных ниже уровней ценностных представлений человека могут складываться довольно противоречивые представления.
Мировозренческий, где представления о политике сочетаются с индивидуальной картиной мировосприятия;
Гражданский, где человек вырабатывает качественно новый уровень понимания своего политического статуса;
Политический
уровень ценностных представлений, где
вырабатывается отношение к конкретным
формам правления режима, своим союзникам
и противникам.