Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 19:05, реферат
Человек всегда стремился приподнять завесу грядущего и предвидеть ход событий. В основе интереса к прогнозу лежат достаточно сильные жизненные мотивы (1). Практика управления социально-политическими процессами подтверждает: чем выше уровень прогнозирования, тем эффективнее, результативнее планирование и управление. Для органов политического руководства иметь научно обоснованные прогнозы значит предвидеть ход развития политических событий.
Шестой этап – построение серии гипотетических нормативных моделей прогнозируемого объекта методами нормативного анализа с конкретизацией значений абсолютного (т.е. неограниченного рамками прогнозного фона) и относительного (т.е., привязанного к этим рамкам) оптимума по заранее определенным критериям сообразно заданным нормам, идеалам, целям. Цели и нормы должны быть реальными.
Седьмой этап – оценка достоверности и точности, а также обоснованности (верификации) прогноза – уточнение гипотетических моделей методами опроса экспертов.
Искусство политического прогнозирования состоит в том, чтобы основываясь на объективных законах развития тех или иных явлений, суметь определить будущие качества, направление и характер развития этих явлений и вместе с тем суметь направить это развитие по нужному руслу в соответствии с поставленной целью. Сколько умов сегодня занято отысканием ответа на вопрос: “Куда мы идем?” (2).
В целом методами
проверки достоверности прогноза следует
считать его научную
Восьмой этап – выработка рекомендаций для решений в сфере управления на основе сопоставления поисковых и нормативных моделей. Изменения в области [c.793] внутренней и внешней политики со всей очевидностью требует, чтобы при принятии политических решений максимально учитывались прогностические разработки. Это накладывает на политологов-прогнозистов огромную ответственность.
Девятый этап – разбор (экспертиза) подготовленного прогноза, и рекомендаций, их доработка с учетом обсуждения и сдача заказчику.
Десятый этап – вновь предпрогнозная ориентация на основе сопоставления материалов уже разработанного прогноза с новыми данными прогнозного фона и новый цикл исследования (прогнозирование должно быть таким же непрерывным, как целеполагание, планирование, вообще управление, повышению эффективности которого оно призвано служить).
И здесь необходимо сделать следующие замечания:
– эффективность прогнозов политических событий не может сводиться только к степени их достоверности, точности. Не менее важно знать, насколько тот или иной прогноз содействует повышению обоснованности, объективности, эффективности разработанных на его основе политических решений.
– проверяемость прогнозов имеет существенные особенности, отличающие ее от верификации прогнозов данных анализа или диагноза (вывода). В прогнозировании помимо абсолютной верификации, т.е. эмпирического подтверждения или отрицания правильности гипотезы, существует относительная (предварительная) верификация. Она позволяет развивать научное исследование и практически использовать его результат до наступления возможности абсолютной проверяемости. Способы относительной верификации известны: это проверка полученных, но еще не поддающихся абсолютной проверяемости результатов контрольными исследованиями.
Разумеется, в отношении прогноза абсолютная проверяемость возможна только после перехода периода упреждения из будущего в прошлое.
Даже предварительное знакомство с современным инструментарием прогнозирования показывает, что последнее отнюдь не универсально и невсесильно, что оно не в состоянии подменить собой предвидение. [c.794]
Особенности способов разработки прогноза накладывают принципиальные ограничения на возможности прогнозирования как в диапазоне времени (пять-десять лет), так и в диапазоне объектов исследования (не все явления в одинаковой степени поддаются прогнозным оценкам).
В заключение приведем 9 вопросов анкеты для экспертов, которые могут быть (по заполнении) использованы при написании прогностических сценариев. [c.795]