Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 10:50, реферат
Наличие в законодательстве такого положения порождало на практике появление на печатном рынке бывшего СССР двух и более аналогичных изданий. Одно государственное издательство соблюдало авторские права, заключая с автором договор по типовой форме, а другое - нарушало права автора (причем только автора, а не издательства, с которым автор заключил договор). Нарушитель нес ответственность лишь только в виде взыскания с него гонорара в пользу автора по максимальным ставкам, установленным Правительством РСФСР.
Введение
Понятие, объекты, субъекты и основные положения авторского права.
Защита авторских прав
Формы защиты авторских прав.
Юристдикционная форма.
Неюрисдикционная форма.
Способы защиты
понятие способов защиты авторских прав;
гражданско-правовой способ;
уголовная ответственность;
III. Международное законодательство и охрана авторских прав за рубежом.
Заключение
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Владимирский государственный университет
Кафедра автомобильного транспорта
Реферат
По теме: « Авторское право в России за рубежом»
Выполнил: ст. гр. АТм 113
Кокарев О.П.
Проверила: Тимофеева С.И.
Владимир 2013
III. Международное законодательство и охрана авторских прав за рубежом.
Защита авторских прав принадлежит к числу наиболее сложных проблем, имеющих непреходящую научную и практическую значимость.
В основу работы положен анализ Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», новейшее законодательство и работы как классиков авторского права, так и современных российских правоведов.
До
принятия Закона РФ «Об
Наличие
в законодательстве такого положения
порождало на практике появление
на печатном рынке бывшего
СССР двух и более аналогичных
С принятием 9 июля 1993 г. Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" ситуация в России принципиально изменилась.
В Законе появились положения, устанавливающие, что автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. Использование произведений стало возможным не по разрешению автора, а только путем передачи прав на использование произведений пользователю (юридическому или физическому лицу-предпринимателю) по авторскому договору.
I. Понятие, объекты, субъекты и общие положения авторского права.
Авторское право в объективном смысле – это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства. Установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей. Под защитой же авторских прав мы будем понимать «совокупность мер, направленных на восстановление и признание этих прав при их нарушении или оспаривании». Действующее законодательство содержит достаточно подробную регламентацию видов, форм, средств и способов защиты авторских прав. К сожалению, не все возможности, заложенные в нормах права, реализуются на практике.
Субъектами права на защиту являются, прежде всего, сами авторы произведений науки, литературы и искусства, а также их наследники и иные правопреемники. При жизни автора, по общему правилу, только сам автор или его уполномоченный представитель может выступать с требованием о защите нарушенных или оспариваемых авторских прав. Если автор опубликовал свое произведение анонимно или под вымышленным именем, в защиту его прав и охраняемых законом интересов может выступать издательство, иной пользователь произведения или организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе. На основании ст. 41 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР иск в интересах автора может быть заявлен прокурором. Права на произведения, созданные несколькими соавторами, могут защищаться всеми ими сообща или каждым из них в отдельности.
После смерти автора требования, вытекающие из нарушения его авторства, неправильного указания имени автора, неприкосновенности произведения могут быть заявлены наследниками автора, лицом, на которое автор в своем завещании возложил охрану своих произведений после смерти, а также авторско-правовой организацией или прокурором. Нарушения, затрагивающие имущественные права наследников, дают последним право на защиту своих имущественных интересов.
Если автор или его наследники по авторскому договору о передаче исключительных прав переуступили свои права на использование произведения третьему лицу (издательству, театру, студии и т.д.), защита нарушенных прав в соответствии со ст. 30 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» возлагается на это лицо. Однако если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет их защиту, автор или его наследники могут защищать нарушенные права самостоятельно. В том случае, когда автором или его наследниками заключен авторский договор о передаче неисключительных прав, право на их защиту сохраняется за автором или его наследниками, если только в самом договоре не предусмотрено иное. Имущественные права авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей, смежных прав, которые передали полномочия на коллективное управление ими специально созданным для этого организациям, защищаются этими организациями. Поскольку исключительные права на использование произведения, созданного в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя, принадлежат в силу ст. 14 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях, если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное, это лицо по общему правилу и управомочено на защиту нарушенных прав.
Нарушителем авторских и смежных прав является любое физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», Закона РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» и иных законодательных актов, регулирующих авторские и смежные с ними отношения. Нарушение авторских и смежных прав может произойти как в рамках авторского договора, так и вне рамок заключенных договоров. Если нарушены условия договора о передаче авторских или смежных прав, применяются санкции, предусмотренные договором. При внедоговорном нарушении авторского права, а также тогда, когда в договоре не указаны конкретные санкции, потерпевший может воспользоваться теми мерами защиты, которые установлены действующим законодательством.
Защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты. Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов3. Различают две основные формы защиты — юрисдикционную и неюрисдикционную.
Юрисдикционная форма защиты есть деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных авторских и смежных прав. Суть ее выражается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, например, в суд, в третейский суд, в вышестоящий орган и т. п., которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения.
В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяются общий и специальный порядки защиты нарушенных авторских и смежных прав. По общему правилу, защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в судебном порядке. Основная масса авторско-правовых споров рассматривается районными, городскими, областными и иными судами общей компетенции. Если обоими участниками спорного правоотношения являются юридические лица, возникший между ними спор относится к подведомственности арбитражного суда. По соглашению участников авторского правоотношения спор между ними может быть передан на разрешение третейского суда. В качестве средства судебной защиты авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов выступает иск, т. е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношения, с другой стороны. Судебный, или, как его еще называют, исковой порядок защиты применяется во всех случаях, кроме тех, которые прямо указаны в законе.
Если авторское и смежное право нарушено или оспорено, суд обязан принять и рассмотреть по существу исковое заявление. Так, народный судья Октябрьского района г. Ростова – на - Дону отказал Н. в приеме искового заявления об устранении нарушений его авторских прав, сославшись на то, что авторское правомочие, в частности право на неприкосновенность, не было нарушено, а вопросы, связанные с определением тиража издания и его качества, суду не подведомственны. Президиум Ростовского областного суда удовлетворил протест заместителя председателя Верховного Суда РСФСР об отмене судебных постановлений и о направлении дела на новое рассмотрение. При этом было указано, что Н. ссылался в своем иске на сокращение текста книги, что является нарушением авторских прав. Данный вопрос не может быть разрешен судьей единолично при приеме искового заявления, без рассмотрения дела в судебном заседании 4.
По общему правилу, иск заявляется по месту нахождения ответчика (ст. 117 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР), однако по соглашению сторон территориальная подсудность дела может быть изменена (ст. 120 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР).
На требования, вытекающие из нарушения личных неимущественных авторских прав, не распространяется действие исковой давности. Иски, связанные с нарушением имущественных прав и интересов, могут быть заявлены в течение трех лет со дня, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным или иным компетентным органам. Разумеется, в данном случае имеются в виду лишь законные средства защиты, которые следует отличать от произвольных самоуправных действий, запрещенных законодательством. Типичным примером таких допускаемых законом средств самозащиты выступают в гражданском праве действия, совершаемые в порядке необходимой обороны и крайней необходимости. В рассматриваемой области спектр неюрисдикционных мер защиты достаточно узок и по сути дела сводится к возможности отказа совершить определенные действия в интересах неисправного контрагента, например, отказаться от внесения в произведение изменений и дополнений, не предусмотренных авторским договором, либо к отказу от исполнения договора в целом, например, в случае его недействительности.
Наибольшую практическую значимость и эффективность среди названных форм и видов защиты имеет гражданско - правовая защита авторских и смежных прав, реализуемая в рамках юрисдикционной формы. Она обеспечивается применением предусмотренных законом способов защиты.
Еще раз обозначим, что под способами защиты авторских и смежных прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя. Новое авторское законодательство предоставляет потерпевшим достаточно широкий спектр способов защиты, ряд из которых предусмотрен законодательством впервые.
Прежний ГК РСФСР в ст. 6 содержал следующий ряд способов защиты гражданских прав: