Административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:08, контрольная работа

Краткое описание

Административная ответственность - это вид юридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.
Особенности административной ответственности:
1.является разновидностью мер как юридической ответственности, так и административного принуждения;
2.регулируется нормами административного права, которые в совокупности образуют институт административного права;
3.нормативные основания административной ответственности закрепляются исключительно в законах;

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

Административно-правонаделительный (оперативно-распорядительный) процесс — деятельность субъектов публичной исполнительной власти по принятию и исполнению оперативно-распорядительных, правонаделительных и иных правоприменительных актов, направленная на организацию исполнения законов и иных правовых актов, осуществляемая в административно-процессуальной форме.

Административно-юрисдикционный процесс — деятельность субъектов публичной исполнительной власти по разрешению споров между различными субъектами, а также по применению мер административного и дисциплинарного принуждения, осуществляемая в административно-процессуальной форме.

 

20.4. Возбуждение дела  об административных правонарушениях и административное расследование

 

Поводы возбуждения  дела об административном правонарушении:

непосредственное обнаружение  должностными лицами, уполномоченными  составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

поступившие из правоохранительных органов, а также из других органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

сообщения и заявления  собственника унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего содержащие данные, указывающие на наличие события  административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.12, 14.13, 14.21–14.23 КоАП, а при рассмотрении дела о банкротстве – собрания (комитета) кредиторов;

фиксация административного  правонарушения в области дорожного  движения работающими в автоматическом режиме специальными средствами, имеющими функции фото– и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото– и киносъемки, видеозаписи;

подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении  собственника (владельца) транспортного  средства данных о том, что в случаях  предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 28. 1 КоАП, транспортное средство находилось во владении или пользовании другого лица;

сообщения и заявления  физических и юридических лиц, а  также сообщения в средствах  массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события  административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ст. 14.12, 14.13,14.21, 14.22 КоАП).

 

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

составления протокола  осмотра места совершения административного правонарушения;

составления первого  протокола о применении мер обеспечения  производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП;

составления протокола  об административном правонарушении или  вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

вынесения определения  о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости  проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 КоАП;

оформления предупреждения или с момента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, если в соответствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП протокол об административном правонарушении не составляется.

 

Формы стадии возбуждения  дела об административном правонарушении:

упрощенная (назначение административного наказания без  составления протокола – ст. 28.6 КоАП);

обычная (составление  протокола об административном правонарушении – ст. 28.2 – 28.5 КоАП);

сложная (административное расследование – ст. 28.7 КоАП).

 

 

Предмет доказывания - обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении.

 

Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении:

наличие события административного  правонарушения;

лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), за которое  КоАП или законом субъекта РФ предусмотрена  административная ответственность;

виновность лица в  совершении административного правонарушения;

обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

обстоятельства, исключающие  производство по делу об административном правонарушении;

иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

 

Протокол об административном правонарушении должен содержать:

дату и место составления;

должность, фамилию и  инициалы лица, составившего протокол;

сведения о лице, в  отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (фамилия, имя, отчество);

адрес места жительства, фамилии, имена, отчества, адреса места  жительства свидетелей и потерпевших (если они имеются);

место, время совершения и события административного правонарушения;

статью КоАП или закона субъекта РФ, предусматривающую ответственность  за данное административное правонарушение;

объяснение физического  лица или законного представителя  юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;

запись о разъяснении  лицу, в отношении которого составлен  протокол об административном правонарушении, его прав и обязанностей;

иные сведения, необходимые  для разрешения дела.

 

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст.28.7 КоАП.

 

Административное расследование  проводится в случаях, если после  выявления административного правонарушения в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителя, в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте осуществляется экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных затрат.

 

Стадия возбуждения  дела об административном правонарушении завершается:

передачей протокола  об административном правонарушении с  другими материалами на рассмотрение по подведомственности;

вынесением постановления  о прекращении производства по делу об административном правонарушении (при  наличии обстоятельств, исключающих  производство по делу об административном правонарушении – ст. 24.5 КоАП);

передачей протокола  об административном правонарушении и  других материалов дела по месту службы лица, совершившего административное правонарушение, для решения вопроса  о привлечении к дисциплинарной ответственности (ст. 2.5 КоАП);

прекращением производства по делу и передачей материалов прокурору, в орган предварительного следствия или дознания при наличии в деянии лица признаков преступления.

 

20.5. Рассмотрение дела  об административном правонарушении

 

Судья, орган, должностное  лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют:

относится ли к их компетенции  рассмотрение данного дела;

имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные  КоАП, а также правильно ли оформлены  другие материалы дела;

имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

достаточно ли имеющихся  по делу материалов для его рассмотрения по существу;

имеются ли ходатайства  и отводы.

 

Рассмотрение дела об административном правонарушении невозможно, если:

судья, член коллегиального органа, должностное лицо, рассматривающее  дело, является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя;

судья, член коллегиального органа, должностное лицо, рассматривающее дело, лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.

 

Определения, которые  могут быть вынесены при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении:

о назначении времени  и места рассмотрения дела;

о вызове лиц, указанных  в ст. 25.1-25.10 КоАП;

об истребовании необходимых  дополнительных материалов по делу;

о назначении экспертизы;

об отложении рассмотрения дела;

о возвращении протокола  об административном правонарушении и  других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;

о передаче протокола  об административном правонарушении и  других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции  судьи, органа, должностного лица, к  которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, составе коллегиального органа, должностного лица.

 

О прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится постановление.

 

Сроки рассмотрите дела об административном правонарушении:

в 15–дневный срок со дня  получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела (общий срок);

общий срок может быть продлен не более чем на один месяц  в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела;

в день получения протокола  об административном правонарушении и  других материалов дела, если правонарушение влечет административный арест;

не позднее 48 часов  с момента задержания лица, подвергнутого  административному задержанию.

 

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении:

объявляется, кто рассматривает  дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

устанавливается факт явки физического лица или законного  представителя физического лица или законного представителя  юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

проверяются полномочия законных представителей физического  или юридического лица, защитника  и представителя;

выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

разъясняются лицам, участвующим  в рассмотрении дела, их права и обязанности;

рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

выносится определение  о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с ч. 3 ст. 29.4 КоАП;

выносится определение  о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со ст. 29.5 КоАП;

оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и другие материалы дела;

заслушиваются объяснения физического лица или законного  представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта;

исследуются иные доказательства;

в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

 

Постановление об отложении  рассмотрения дела выносится в случае:

поступления заявления  о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный  отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы.

 

По делу об административном правонарушении могут быть вынесены постановления: о назначении административного  наказания; о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

 

Постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносятся:

при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП;

Информация о работе Административная ответственность