ВВЕДЕНИЕ
Любая отрасль российского
права регулирует определенные правоотношения,
т.е. отношения урегулированные нормами
права. В частности, гражданскому праву
свойственно регулирование гражданских
правоотношений (имущественных и
связанных с ними личных неимущественных
прав), уголовному праву - регулирование
отношений, связанных с преступлением
и наказанием. Какие правоотношения
регулирует административное право? Прежде
всего следует указать, что административное
право - это самостоятельная отрасль
правовой системы России. Отрасли права
отличаются друг от друга по предмету
и методу правового регулирования. Именно
предмет административного права составляет
те отношения, о которых речь пойдет дальше.
Административно-правовые отношения -
это урегулированные нормами административного
права общественные отношения, складывающиеся
в сфере деятельности исполнительной
власти. Административно-правовые отношения
представляют собой разновидность правовых
отношений, разнообразных по своему характеру,
юридическому содержанию, по их участникам.
Им свойственны все основные признаки
любого правоотношения: первичность правовых
норм, вследствие чего правоотношение
есть результат регулирующего воздействия
на данное общественное отношение данной
правовой нормы, придающей ему юридическую
форму; регламентация правовой нормой
действий (поведения) сторон этого отношения;
корреспонденция взаимных обязанностей
и право сторон правоотношения, определяемая
нормой и т.п. Однако следует выделить
некоторые особенности, дополняющие эту
общую характеристику и способные служить
основой для отграничения административно-правовых
отношений от других видов правоотношений.
К таким особенностям относятся: права
и обязанности сторон данных отношений
связаны с деятельностью исполнительных
органов государства и других субъектов
исполнительной власти; всегда одной из
сторон в таких отношениях выступает субъект
административной власти (орган, должностное
лицо, негосударственная организация,
наделенные государственно-властными
полномочиями);
- административные правоотношения
практически всегда возникают
по инициативе одной из сторон;
- если произошло нарушение
административно-правовой нормы,
то нарушитель несет ответственность
перед государством;
- разрешение споров между
сторонами, как правило, осуществляется
в административном порядке.
- административные правоотношения
являются властными отношениями,
построенные на началах “власть-подчинение”,
где отсутствует равенство сторон.
Признак подчинения является
в таких отношениях доминирующим,
поскольку он предопределен важнейшими
приоритетами государственно-управленческой
деятельности. Подводя итог вышесказанному,
можно дать соответствующее понятие
административной ответственности
- это применение государственными
органами, должностными лицами и
представителями власти установленных
государством мер административного
воздействия к гражданам, а
в соответствующих случаях - и
к организациям за нарушение
законности, и государственной дисциплины.
Нормы административного права
предусматривают разнообразные
виды ответственности: уголовную,
дисциплинарную, собственно административную
и материальную (для лиц, на
которых не распространяется
действие норм трудового права).
Кроме того, на основе норм
административного права могут
применяться меры общественного
воздействия и иные меры. Необходимо
иметь в виду, что ответственность
по нормам административного права предусматривает
не только нормы этой отрасли, но и ряда
других отраслей права, в частности трудового
и финансового.
1. ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ
В административно-правовой
литературе разные авторы дают свои понятия
административной ответственности, так
Бахрах Д.Н. пишет, что:
“Административная ответственность
- это особый вид юридической ответственности,
которой присущи все признаки
последней (она наступает на основе
норм права, за нарушение правовых норм,
конкретизируется юрисдикционными актами
компетентных органов, связана с государственным
принуждением). С другой стороны, административная
ответственность является составной частью
административного принуждения и обладает
всеми его качествами”. А коллектив авторов
Алехин А.П. , Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М.,
считают, что “Административная ответственность
- вид юридической ответственности, которая
выражается в применении уполномоченным
органом или должностным лицом административного
взыскания к лицу, совершившему правонарушение.
Административная ответственность обладает
признаками, свойственными юридической
ответственности вообще”.
Административная ответственность
- это вид юридической ответственности,
которая выражается в применении
уполномоченным органом или должностным
лицом административного взыскания
к лицу, совершившему административное
правонарушение.
Нормы административного
права предусматривают разнообразные
виды ответственности: уголовную, дисциплинарную,
собственно административную и материальную
(для лиц, на которых не распространяется
действие норм трудового права). Кроме
того, на основе норм административного
права могут применяться меры
общественного воздействия и
иные меры.
Необходимо иметь в
виду, что ответственность по нормам
административного права предусматривает
не только нормы этой отрасли, но и
ряда других отраслей права, в частности
трудового и финансового.
Поскольку административная
ответственность представляет собой
вид юридической ответственности,
то, с одной стороны, ей присущи
все признаки последней, а, с другой
стороны, она обладает определенными
отличиями от прочих видов юридической
ответственности.
Как разновидность юридической
ответственности административная
ответственность обладает всеми
признаками, присущими юридической
ответственности в целом:
- представляет собой меру
государственного воздействия (принуждения);
- наступает при совершении
правонарушения и наличии вины;
- применяется компетентными
органами и должностными лицами;
- состоит в применении
к правонарушителю определенных
санкций;
- применяемые санкции
строго определены законом.
В то же время выделяются
следующие характерные черты
и основные отличительные признаки
административной ответственности
в сопоставлении с другими
видами юридической ответственности.
Административная ответственность
имеет собственную нормативно-правовую
основу, отличную от нормативно-правовых
основ других видов ответственности,
а ее нормы образуют самостоятельный
институт административного права.
Административная ответственность
устанавливается законами, подзаконными
актами, либо их нормами об административных
правонарушениях. Для сопоставления -
другие виды ответственности устанавливаются:
уголовная - только законами; дисциплинарная
- законодательством о труде, а также законами,
подзаконными актами, устанавливающими
особенности положения отдельных категорий
работников; материальная - законодательством
о труде, гражданским законодательством
и, в отдельным случаях, нормами административного
права.
Основанием административной
ответственности является совершение
административного правонарушения.
Субъектами административной ответственности
могут быть физические и юридические
лица. Хотя вопрос административной ответственности
юридических лиц еще дискутируется,
но ряд нормативных правовых актов
уже содержат положения об административной
ответственности юридических лиц.
Санкции (то есть меры юридической
ответственности за правонарушение),
предусмотренные за административные
правонарушения, - административные взыскания.
Административные взыскания применяются
весьма широким кругом уполномоченных
органов и должностных лиц
исполнительной власти, местного самоуправления,
а также судами (судьями).
Административные взыскания
налагаются уполномоченными органами
и должностными лицами на неподчиненных
им правонарушителей.
Применение административного
взыскания не влечет за собой судимости
и увольнения с работы, а лицо,
к которому оно применено, считается
имеющим административное взыскание
только в течение установленного
срока.
Дела об административной
ответственности рассматриваются,
и административные взыскания налагаются
в соответствии с законодательством,
регламентирующим производство по делам
об административных правонарушениях.
Главным основанием привлечения
к ответственности является конкретное
правонарушение, то есть такое деяние
(действие или бездействие), которое
законодательством, а в ряде случаев
- другими нормативными правовыми
актами признано как вредное и/или
запрещенное.
Правонарушения делятся
на преступления и проступки (деликты).
Проступки могут быть административные,
дисциплинарные и служебные.
Основными нормативными актами,
которыми определяются виды, основания
ответственности и меры наказания,
а также порядок их применения,
являются: Уголовный кодекс, Кодекс
об административных правонарушениях,
уставы и положения о дисциплине
и прохождении службы.
В нашем государстве действует
большое количество различных административных
правил. К их числу относятся, например,
правила поведения в общественных
местах, правила паспортной системы,
дорожного движения, санитарно- эпидемиологические
правила, противопожарные, правила торговли,
таможенные правила, правила по технике
безопасности и охране труда, правила
охоты, рыбной ловли и охраны окружающей
среды, правила воинского учета, пограничного
режима, режимы чрезвычайного положения
и другие.
Нарушения таких правил могут
повлечь уголовную ответственность
виновных лиц согласно Уголовному кодексу.
Но в большинстве случае наступает
административная ответственность, которая
представляет собой применение мер
наказания за административные правонарушения
соответствующими органами и должностными
лицами.
Государственные служащие несут
административную ответственность
по общим правилам, наравне с остальными
гражданами Российской Федерации.
Административная ответственность
имеет общие черты с другими
видами юридической ответственности
- уголовной, дисциплинарной, материальной,
что выражается в принудительном
характере мер воздействия на
нарушителей, отрицательной оценке
их поведения, и общей цели, которую
преследуют все виды правовой ответственности
по воспитанию нарушителей и профилактике
правонарушений. В то же время она
имеет свои специфические особенности.
1. Устанавливать административную
ответственность могут не только
органы законодательной власти,
а в пределах своей компетенции
и органы исполнительной власти.
2. Если при дисциплинарной
ответственности между начальником,
применяющим меры воздействия,
и лицом, привлекаемым к ответственности,
существуют отношения служебной
подчиненности, то при административной
ответственности такая подчиненность
исключается. Наложение административных
взысканий осуществляется специальными
органами исполнительной власти
и в некоторых случаях судами
(судьями).
3. Большинство составов
административных проступков можно
назвать “формальными”: административная
ответственность наступает, как
правило, независимо от того, есть
ли непосредственное отрицательные
последствия от данного нарушения
или нет, - достаточно самого факта
нарушения правил, охраняемых нормами
административно-правовых актов.
4.Основанием административной
ответственности является совершение
административного проступка. Таким
проступком признается посягающее
на государственный или общественный
порядок, собственность, прав
и свободы граждан, на установленный
порядок управления противоправное
(умышленное или неосторожное) действие
или бездействие, за которое
предусмотрена административная
ответственность.
5. Административная ответственность
отличается от других видов
и по субъектам ответственности.
К ним относятся не только
физические лица - граждане и должностные
лица, в некоторых случаях ответственность
несут и предприятия, учреждения,
организации, например за экологические
правонарушения и правонарушения
в торговле.
Что касается должностных
лиц, работающих в государственных
органах, то они, несут ответственность
не только за нарушение общеобязательных
правил своими действиями, но и некоторые
правонарушения, которые считаются
упущениями по службе. Сюда относятся
административные правонарушения (проступки),
связанные с несоблюдением установленных
правил в сфере охраны порядка
управления, государственного и общественного
порядка, природы, здоровья населения
и других правил, обеспечение выполнения
которых входит в их служебные
обязанности.
2. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ,
ПОСЯГАЮЩИЕ НА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК
административный право преступление
ответственность
Административным правонарушением
(проступком) признается посягающее на
государственный или общественный
порядок, государственную или общественную
собственность, права и свободы
граждан, на установленный порядок
управления противоправное, виновное
(умышленное или неосторожное) действие
либо бездействие, за которое законодательством
предусмотрена административная ответственность.
Классификация административных
правонарушений, принятая в Кодексе
РФ об административных правонарушениях
дана в главах и статьях Особенной
части Кодекса.
Всякое правонарушение есть,
прежде всего, определенное действие либо
бездействие.
Действие в данном случае
представляет собой акт активного
противоправного поведения - активное
невыполнение обязанности, нарушение
запрета и т.д. Например, занятие
предпринимательской деятельностью, в
отношении которой имеется специальное
запрещение; включение искаженных данных
в декларацию о доходах; искажение бухгалтерского
отчета юридического лица; сокрытие (занижение)
прибыли (дохода); воспрепятствование
должностным лицам федеральных органов
налоговой полиции в реализации их права
на вход и обследование любых производственных,
складских, торговых и иных помещений,
используемых налогоплательщиком для
извлечения доходов (прибыли).