Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 20:12, курсовая работа
Целью данной работы стоит раскрытие понятия и основания административной ответственности, путем изучения существующей нормативной базы об административной ответственности, признаков административной ответственности, принципов и стадий административной ответственности. В соответствии с этой целью выделены следующие основные задачи данной работы:
Дать понятие и определись основные черты административной ответственности.
Определить основания административной ответственности.
Рассмотреть принципы административной ответственности.
Показать случаи, в которых происходит освобождение от административной ответственности.
Введение……………………………………………………………….....3
Глава 1. Законодательство об административной ответственности……….…6
Глава 2. Понятие и основные черты административной ответственности….10
Глава 3. Основания административной ответственности………………….…16
Глава 4. Принципы административной ответственности…………………….20
Глава 5. Освобождение от административной ответственности……………..25
Заключение……………………………………………………………...29
Библиография……………………………………………………….….31
Оглавление.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Законодательство об административной ответственности……….…6
Глава 2. Понятие и основные черты административной ответственности….10
Глава 3. Основания административной ответственности………………….…16
Глава 4. Принципы административной ответственности…………………….20
Глава 5. Освобождение от административной ответственности……………..25
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Введение.
Темой данной курсовой работы является административная ответственность.
Административная
В административном праве из всех многочисленных мер административного принуждения (досмотр, реквизиция, задержание, изъятие и т.д.) только назначение административного наказания влечет наступление административной ответственности. Следовательно, административная ответственность — это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что административная ответственность лежит в основе взаимоотношений гражданина и государства, в основе современного правового общества. Без ответственности невозможно стабильное состояние экономики и государства в целом, достижение процветания общества. Поэтому знание основных положений об административной ответственности необходимо каждому гражданину Российской Федерации.
При рассмотрении этой темы нами были использованы учебники, авторы которых так же выразили интерес к рассматриваемому вопросу, среди них: Козлов Ю.М., Попов Л.Л., Мигачев Ю. И., Тихомиров С. В., Дмитриев Ю. А., Евтеева А. А., Петров С. Н. и т. д. Проанализировав учебник Попова Л.Л., Мигачева Ю. И., Тихомирова С.В., мы увидели, что материал в нем освещен достаточно просто и понятно, рассмотрены вопросы, которые необходимы для формирования целостных знаний.
Целью данной работы стоит раскрытие понятия и основания административной ответственности, путем изучения существующей нормативной базы об административной ответственности, признаков административной ответственности, принципов и стадий административной ответственности. В соответствии с этой целью выделены следующие основные задачи данной работы:
Структура состоит из введения, пяти глав, а также заключения и библиографии.
Во введении раскрывается актуальность темы, цель и основные задачи настоящей работы, указывается теоретическая основа исследований.
В первой главе «Законодательство об административной ответственности» раскрываются задачи административного законодательства, структура Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Во второй главе раскрывается «Понятие и основные черты административной ответственности». Административная ответственность - это вид юридической ответственности, которая определяет обязанности лица претерпевать определенные лишения государственно-властного характера за совершенное административное правонарушение.
В третьей главе «Основания административной ответственности» дан перечень оснований административной ответственности.
В четвертой главе «Принципы административной ответственности» рассмотрены основные правовые начала, характеризующие сущность административной ответственности, смысл и назначение: наступление административной ответственности только за противоправное поведение, а не за мысли; наступление административной ответственности лишь при наличии вины в действиях (бездействии) правонарушителя; законность привлечения к административной ответственности; справедливость административной ответственности и ее индивидуализация; своевременность ответственности, а также принцип целесообразности привлечения к административной ответственности. И, наконец, повсеместно должен применяться принцип неотвратимости наказания за совершение административных правонарушений.
В пятой главе «Освобождение от административной ответственности» рассматриваются случаи, в которых происходит освобождение от административной ответственности.
Завершается работа
Глава 1. Законодательство об административной ответственности.
В соответствии со ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из данного кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях1.
Задачами законодательства об административных правонарушениях являются: защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений2.
Что касается Кодекса РФ об административных правонарушениях как единственного на сегодняшний день федерального законодательного акта, аккумулирующего в себе все основополагающие правовые нормы, составляющие в совокупности институт административной ответственности, то он основывается, прежде всего, на положениях Конституции РФ, а также на общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Причем на этот счет в ч. 2 ст. 1.1 КоАП РФ прямо сказано: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора».
Структурно КоАП РФ состоит из пяти разделов: «Общие положения», «Особенная часть», «Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях», «Производство по делам об административных правонарушениях» и «Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях», аккумулируя в себе как материальные нормы, так и нормы процессуального права. Причем содержащиеся в нем материально-правовые нормы выходят далеко за границы охраны чисто управленческих отношений, о чем явно свидетельствуют положения Особенной части КоАП РФ, предусматривающей составы административных правонарушений, посягающих на права граждан, на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, на собственность, на институты государственной власти и пр.
Объединение же всех материальных и процессуальных норм об административной ответственности воедино (чего не было в предыдущем кодексе — КоАП РСФСР, поскольку кроме него эту сферу частично затрагивали Таможенный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и иные законодательные акты) дает возможность правоприменителям лучше ориентироваться в соответствующих правилах, поскольку число лиц, управомоченных применять административно-правовые санкции, достаточно велико и их конкретные полномочия в этой сфере во многом отличаются друг от друга. Такое положение дел непременно должно отразиться и на повышении уровня законности административно-юрисдикционной деятельности, что также немаловажно в условиях построения в России правового государства.
Говоря о законодательстве Российской Федерации в области административной ответственности, нельзя не затронуть вопрос о разграничении предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов в этом вопросе, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов3.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:
5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
Кроме того, в
соответствии с законодательством
о судебной системе (а именно —
Федеральным конституционным
За пределами ведения Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют самостоятельное правовое регулирование в сфере борьбы с административными правонарушениями, которое строится по двум основным направлениям — это самостоятельное определение видов административных правонарушений, посягающих на общественные отношения и полномочия, урегулированные региональным законодательством, а также определение основ компетенции муниципальных органов власти в борьбе с административными правонарушениями. При этом принимаемые ими в данной сфере законы не должны противоречить регулирующим те же общественные отношения федеральным законам, а также вторгаться в сферы, регулируемые в рамках предметов исключительного ведения Российской Федерации и ее совместного с субъектами Российской Федерации ведения (ст.ст. 71, 72 Конституции РФ), если поданному вопросу был издан федеральный закон.
Глава 2. Понятие и основные черты административной ответственности.
Под юридической ответственностью в теории права понимают «возникшие из правонарушений правое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которое содержится в нормах права»7. Юридическая ответственность, независимо от ее вида, характеризуется рядом признаков, среди которых ключевым является опора на государственное принуждение (на аппарат государственного принуждения), тесная связь с общественным осуждением, применение в процессуальной форме, наступление на основании совершения правонарушения неблагоприятных личных, имущественных, физических и организационных последствий.
Виды юридической ответственности не столь многообразны, как можно было бы себе представить. Собственно специальные виды юридической ответственности выработали лишь несколько отраслей российской системы права: уголовное, гражданское, трудовое и административное. Прочие отрасли права «пользуются» существующими видами юридической ответственности, то есть нарушение норм данных отраслей права в зависимости от характера общественных отношений, в степени и меры причиненного вреда и других обстоятельств, квалифицируются либо как преступление (уголовное правонарушение), либо как административный проступок, либо как дисциплинарный проступок, либо как нарушение имущественных прав, влекущее применение мер гражданско-правовой ответственности.
Административная ответственность – это вид юридической ответственности, наступающий вследствие совершения лицом административного правонарушения, т. е. нарушения законодательства об административных правонарушениях, посредством которого осуществляются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений8.
Административная
ответственность представляет собой
реакцию государства на совершение
предусмотренных