Административная ответственность военнослужащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 14:50, доклад

Краткое описание

Административная ответственность военнослужащих предусмотрена Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (ст. 28), УВС ВС РФ (ст. 28) и конкретизирована ст. 2.5 КоАП РФ, а также рядом иных статей КоАП РФ.
Административная ответственность по общему правилу наступает за административные правонарушения и реализуется в форме применения к правонарушителю административных санкций.

Вложенные файлы: 1 файл

Административная ответственность военнослужащих предусмотрена Федеральным законом.docx

— 36.97 Кб (Скачать файл)

 

Административная ответственность военнослужащих.

 
Административная ответственность (АО) – это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение. Административная ответственность военнослужащих представляет собой особый вид административной ответственности, который характеризуется применением строгого ограничения специальных мер административного наказания в отношении специального (определенного законодательством о воинской службе) круга субъектов в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения. Административная ответственность военнослужащих характеризуется тремя признаками:  
а) специальным субъектным составом ; 1. военнослужащие (лица, проходящие военную службу в кадрах ВС РФ) и призванные на военные сборы граждане – несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами; 
2. сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с НПА, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах (ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе»). Они несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, установленным общевоинскими уставами и специальными нормативными актами. 
б) сокращенным перечнем фактических оснований привлечения к административной ответственности, в качестве которых выступают: нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ПДД, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях (ст. 2.5 КоАП);  
в) ограничением возможности применения в отношении военнослужащих отдельных видов административных наказаний (административного ареста и штрафа (к военнослужащим, проходящим службу по призыву).

Глава 3. Административная ответственность военнослужащих

§1. Понятие и основные черты административной ответственности

Административная ответственность - это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Учебник. М., 1998. стр. 239

Основные черты административной ответственности сводятся к следующему:

а) административная ответственность устанавливается федеральными законами и закона субъектов РФ об административных правонарушениях.

б) основанием административной ответственности является административное правонарушение.

в) субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица.

г) за административные правонарушения предусмотрены административные наказания.

д) административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц.

е) административные наказания применяются органами и должностными лицами на не подчиненных им правонарушителей.

ж) применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы (службы).

з) меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующих производство по делам об административных правонарушениях.

Следовательно, административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности. Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами - административные наказания.

Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут административную ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. За определенные правонарушения лица, на которых распространяется действие уставов или специальных положений о дисциплине, несут административную ответственность на общих основаниях См.: ст. 2.5 Кодекса Российской Федерации об Административных правонарушениях.. Однако к ним, не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

Основные виды административных наказаний:

а) предупреждение - мера административного наказания. Предупреждение выносится в письменной форме. Оно может иметь значение для определения правонарушения повторным, влекущим соответствующие последствия. Устное предупреждение не является административным наказанием;

б) административный штраф (только военнослужащим проходящих военную службу по контракту) - денежное взыскание. Он может выражаться в величине, кратной: а) минимальному размеру оплаты труда; б) стоимости предмета административного правонарушения. Указанные величины денежных взысканий определяются на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

в) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения состоит в их принудительном изъятии и последующей реализации с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета;

г) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения состоит в принудительном безвозмездном обращении в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Учебник. М., 1998. стр. 254

§2. Виды административных наказаний применяемых к военнослужащим

Руководством страны в 2002 г. запланированы самые значительные изменения статуса военнослужащих за последнее время. Одно из них связано с введением в действие с 1 июля 2002 г. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП). Административной ответственности военнослужащих посвящена ст. 2.5 КоАП. Текст статьи достаточно труден для восприятия и дальнейшего ее рассмотрения. Поэтому для удобства работы с этой статьей покажем ее содержание в упрощенном виде, а именно те положения ст. 2.5 КоАП, которые касаются военнослужащих.

Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами.

Военнослужащие несут ответственность на общих основаниях с другими гражданами:

- за нарушение законодательства  о выборах и референдумах;

- за нарушения в области обеспечения  санитарно-эпидемиологического благополучия  населения;

- за нарушения правил дорожного  движения;

- за нарушения требований пожарной  безопасности вне места службы;

- за нарушения законодательства  об охране окружающей природной  среды;

- за нарушения таможенных правил;

- за нарушения правил режима  Государственной границы Российской  Федерации;

- за нарушения пограничного  режима;

- за нарушения режима в пунктах  пропуска через Государственную  границу Российской Федерации;

- за административные правонарушения  в области налогов, сборов и  финансов;

- за невыполнение законных требований  прокурора, следователя, лица, производящего  дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по  делу об административном правонарушении.

К военнослужащим не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

Как мы видим, ст. 2.5 КоАП условно состоит из трех частей:

первая устанавливает общий принцип административной ответственности военнослужащих - военнослужащие несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами;

вторая часть перечисляет виды административных правонарушений, за совершение которых военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях;

третья, закрепляет правило, согласно которому ко всем категориям военнослужащих не может быть применено административное наказание в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, кроме того, - административного штрафа.

В соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях за нарушение:

- правил дорожного движения;

- правил охоты;

- правил рыболовства и охраны  рыбных запасов;

- таможенных правил.

При этом к военнослужащим не применяются административные взыскания в виде:

- штрафа;

- лишения права на управление  транспортными средствами;

- административный арест.

За остальные административные правонарушения военнослужащие несут ответственность в порядке, определенном общевоинскими уставами.

Сравнивая действующие нормы об административной ответственности военнослужащих и вступающие в силу с 1 июля 2002 г., заметим, что в КоАП сохранен основной принцип административной ответственности военнослужащих, в соответствии с которым военнослужащие несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Это утверждение так же верно, как и то, что правовые гарантии военнослужащих в области административных правоотношений в КоАП существенно снижены. Если объем пока еще действующих административно-правовых гарантий государства военнослужащим принять за 100%, то несложный расчет покажет - со второй половины 2002 г. военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, будет обеспечено 25% административно-правовых гарантий (в 4 раза меньше), предоставлявшихся Российским государством ранее, а военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, - 50% (в 2 раза меньше).

В установленных КоАП случаях совершения военнослужащими административных правонарушений должностные лица (органы), которым предоставлено право назначать административные наказания, будут вправе вместо передачи материалов о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности назначать административные наказания (за исключением административного ареста в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и административного штрафа и административного ареста в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву).

КоАП, как и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, устанавливает восемь видов административных наказаний (в КоАП РСФСР административные наказания именуются административными взысканиями). КоАП не содержит такого вида административного взыскания, как исправительные работы, но вводит новое административное наказание - дисквалификацию.

Итак, в соответствии со ст. 2.5 КоАП к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, совершившим противоправное, виновное действие (бездействие), за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, могут быть применены следующие виды административных наказаний:

- предупреждение;

- административный штраф (кроме  военнослужащих, проходящих военную  службу по призыву);

- возмездное изъятие орудия  совершения или предмета административного  правонарушения;

- конфискация орудия совершения  или предмета административного  правонарушения;

- лишение специального права, предоставленного  физическому лицу;

- административное выдворение  за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или  лица без гражданства заключается  в принудительном и контролируемом  перемещении указанных лиц через  Государственную границу РФ за  пределы РФ. Строго говоря, выдворение  является мерой административного  принуждения, близкой по своей  природе к мерам административного  пресечения, но не административным  наказаниям. Ибо данная мера не  влечет за собой всех правовых  последствий, вызываемых применением  административных наказаний. ее  применение регламентируется не  общими, а специальными нормативными  правовыми актами.

Справедливости ради необходимо заметить, что, кроме военнослужащих, ст. 2.5 КоАП включает и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или нормативных правовых актов, регламентирующих порядок прохождения службы в органах внутренних дел, органах уголовно-исполнительной системы, федеральных органах налоговой полиции и таможенных органах. Нет сомнения в том, что дискуссии законодателей о новом порядке привлечения военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, к административной ответственности, были длительными, противоречивыми, всесторонними и всеохватывающими. Но, несмотря на эти уважительные причины, нельзя не сказать о том, что результат, т.е. текст и смысл ст. 2.5 КоАП, свидетельствуют либо о спешке законодателей при его утверждении, либо о сильном желании привлекать военнослужащих к административной ответственности на общих основаниях, которое, в свою очередь, помешало им с надлежащим вниманием отнестись к тексту и смыслу ст. 2.5 КоАП.

Информация о работе Административная ответственность военнослужащих