Административная ответственность за нарушение налогового законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 17:37, курсовая работа

Краткое описание

Ответственность за налоговые нарушения формируется в рамках специального регулирования имущественных отношений при налогообложении. Нередко создается противоречивая ситуация, порожденная гражданско-правовым характером имущественных отношений и административно-правовым характером налоговых отношений, что должно быть разъяснено нормами специальных налоговых законов.
В своей работе я постараюсь обобщить нормы законодательства, регулирующие ответственность в сфере налогообложения, проанализирую практику их применения.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…2-3
Глава 1. Теоретические основы административной ответственности.
1.1. Понятие, сущность и признаки административной ответственности…………………………………………………………………4-8
1.2. Административное нарушение как основание административной ответственности……………………………………………………………..…9-12
Глава 2. Особенности административной ответственности за нарушение налогового законодательства.
2.1. Налоговое законодательство как правовая основа административной ответственности……………………………………..…13-29
2.2. Виды административных правонарушений в области налогов и сборов…………………………………………………………………………30-32
2.3. Административные наказания в области налогов и сборов…33-36
Заключение………………………………………………………….…37-39
Список использованных источников………………………………..40-41

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

       При этом следует отметить, что  согласно части 1 статьи 2.3 КоАП  РФ административной ответственности  подлежит лицо, достигшее к моменту  совершения административного правонарушения  возраста шестнадцати лет.

       При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.11

       Однако возможность применения  данного положения в отношении  административных правонарушений, касающихся налогов и сборов, достаточно спорна.

       Пленум ВАС РФ в пункте 18 Постановления  от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства  учитываются при назначении административного наказания.12

       В пункте 18.1 указанного Постановления  отмечено, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

       Возможность или невозможность  квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

       Квалификация правонарушения как  малозначительного может иметь  место только в исключительных  случаях и производится с учетом  положений пункта 18 настоящего Постановления  применительно к обстоятельствам  конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

     Ввиду того, что статья 15.19 КоАП РФ также  находится в главе 15 КоАП РФ, данные выводы суда применимы и в отношении "налоговых" административных правонарушений.

       Однако это не означает, что  при привлечении к административной  ответственности не могут учитываться  смягчающие обстоятельства.

     К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.13 Поскольку обязанности по уплате налогов и сборов, представлению налоговой отчетности установлены НК РФ, т.е. федеральным законом, установление административной ответственности по вопросам налогов и сборов находится только в ведении Российской Федерации.

     Рассмотрим  конкретные составы административных нарушений законодательства о налогах и сборах.

       Часть 1 статьи 15.3 КоАП РФ предусматривает  административную ответственность  за нарушение срока постановки  на учет в налоговом органе  в виде предупреждения или  в размере штрафа от пятисот до одной тысячи рублей.

       Ответственность за нарушение  установленного срока подачи  заявления о постановке на  учет в налоговом органе, сопряженное  с ведением деятельности без  постановки на учет в налоговом  органе, наступает по части 2 статьи 15.3 КоАП РФ.

       Статьей 83 НК РФ установлено,  что организации и физические  лица подлежат постановке на  учет в налоговых органах соответственно  по месту нахождения организации,  месту нахождения ее обособленных  подразделений, месту жительства  физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

       Исходя из статьи 15.4 КоАП РФ, нарушение  установленного срока представления  в налоговый орган информации  об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

       На основании статьи 15.5 КоАП РФ  нарушение установленных законодательством  о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

       Непредставление в установленный  законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, влечет ответственность по части 1 статьи 15.6 КоАП РФ на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В праве существует несколько видов юридической ответственности:

     1. Гражданская ответственность;

     2. Дисциплинарная ответственность;

     3. Материальная ответственность;

     4. Административная ответственность;

     5. Уголовная ответственность.

     Но  кроме этого, некоторые теоретики, применительно к условиям РФ выделяют ещё один вид юридической ответственности – налоговую ответственность. Налоговая ответственность наряду с административной ответственностью за нарушение налогового законодательства образуют систему мер воздействия на лиц, нарушающих законодательство о налогах и сборах. Основное отличие налоговой ответственности от административной ответственности за нарушение налогового законодательства в области налогов и сборов заключается в том, что первая применяется к налогоплательщикам (юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане), а вторая к должностным лицам организаций-налогоплательщиков или налоговых агентов.

     Основными признаками юридической ответственности  являются:

     1. Государственное принуждение;

     2. Негативные последствия (лишения)  для правонарушителя;

     3. Меры принуждения устанавливаются законодательством;

     4. Юридическая ответственность наступает  за нарушение определённых норм  права.

     Налоговое право образуется системой правовых норм, регулирующих вопросы налогообложения. Юридическая ответственность наступает за правонарушения, которые делятся следующим образом:

     1. Административные правонарушения;

     2. Дисциплинарные проступки;

     3. Гражданско-правовые правонарушения;

     4. Налоговые правонарушения.

     Административные  правонарушения в сфере налогов  и сборов определяются как нарушение норм административного права, регулирующих налоговые правоотношения.

     Данные  нормы устанавливаются законодательством  о налогах и сборах, в том  числе (в первую очередь) и Налоговым  кодексом РФ. Привлечению к административной ответственности за налоговое правонарушение предшествует составление протокола об административном правонарушении. Согласно статье 28.3, протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.

     Что касается рассмотрения дел об административных правонарушениях в области налогов  и сборов, то все они рассматриваются  судьёй, то есть, орган, выявивший правонарушение, документирует его, а полученные материалы направляет в суд, где и принимается решение по делу в плане назначения величины административного штрафа.

     Законодательство  о налогах и сборах, по всем имеющимся  признакам, устанавливает нормы административного права. Поэтому, за их нарушение должна наступать административная ответственность. Тот факт, что законодатель устанавливает два вида юридической ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах – налоговую и административную, можно объяснить недоработкой. Налоговый кодекс РФ был принят раньше нового Кодекса РФ об административных правонарушениях, и самым оптимальным вариантом на то время, было включение юридической ответственности за налоговые правонарушения в сам Налоговый кодекс. До принятия Налогового кодекса РФ юридическая ответственность устанавливалась в самих законах, определяющих нормы налогового права, которых было множество. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.98 N 146-ФЗ//СЗ РФ, 1998, N31, ст.3824.
  2. Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ//РГ, 31 декабря 2001 г., № 256 (2868)
  3. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2004 года, утверждённый постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 23 и 30 июня 2004 г.//РГ, 24 апреля 2004 г., № 3464.
  4. Александров И.В. Налоговые преступления: Криминалистические проблемы расследования. – М.: Юридический центр Пресс, 2001.
  5. Агапов А.Б. Административная ответственность. Учебник. – М.: Статус, 2000.
  6. Агапов А.Б. Административная ответственность. – М.: 2004.
  7. Административное право в схемах / Под редакцией Никитина А.М. – М., 2001.
  8. Анисимов П.В., Симухин В.Д., Симухин А.В. Административная ответственность в Российской Федерации. Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2004.
  9. Бабкин А.И. Налоги. Библиотека Высшего Арбитражного Суда. – М.: Деловой экспресс, 2002.
  10. Богомолов А.М. Административные правонарушения и ответственность в области финансов, налогов и сборов. – М., 2004.
  11. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность (очерк теории). – М.: Городец-издат, 2001.
  12. Брызгалин А.В. Виды налоговых правонарушений. – М.: Налоги и финансовое право, 2004.
  13. Ваш налоговый адвокат. Советы юристов./Под редакцией Пепеляева С.Г. - М., 1997.
  14. Григорян С.А., Бровко Н.В., Соколова Ю.А. Административное право. Экспресс-справочник для студентов вузов. – М.: Мар Т, 2002.
  15. Дёмин А.А. Административное право Российской Федерации. Курс лекций. Учебное пособие. – М.: Зерцало-М, 2002.
  16. Иванов А.А. Правонарушение и юридическая ответственность. – М., 2004.
  17. Кислов Д.В. Штрафы, пени, недоимки. Налоговые правонарушения и ответственность. – М.: Главбух, 2002.
  18. Кузьмичёва Г.А., Калинина Л.А. Административная ответственность. Учебное пособие. Нормативные акты. – М.: Юриспруденция, 2000.
  19. Кучеров И.И. Выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений органами внутренних дел. – М.: ЮрИнфоР, 2003.
  20. Кучеров И.И., Соловьёв И.Н. Уголовная ответственность за налоговые преступления. – М.: ЮрИнфоР, 2004.
  21. Кучеров И.И., Судаков О.Ю., Орешкин И.А. Налоговый контроль и ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах. – М.: ЮрИнфоР, 2001.
  22. Ласточкина С.Г., Хохлова Н.Н. Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации по административным делам. – М., 2004.

Информация о работе Административная ответственность за нарушение налогового законодательства