Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 13:55, реферат
Физическое или юридическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения на территории Республики Беларусь, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП РБ. Находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные юридические лица подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами и юридическими лицами Республики Беларусь.
Административная ответственность и виды взысканий
Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное виновное (умышленное или неосторожное) деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Физическое или юридическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения на территории Республики Беларусь, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП РБ. Находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные юридические лица подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами и юридическими лицами Республики Беларусь.
Вопрос об ответственности за административное правонарушение, совершенное на территории Республики Беларусь иностранным гражданином, который в соответствии с международными договорами Республики Беларусь пользуется иммунитетом от административной юрисдикции государства пребывания, разрешается дипломатическим путем.
Гражданин Республики Беларусь и лицо без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, совершившие административные правонарушения вне пределов Республики Беларусь, подлежат административной ответственности по КоАП РБ, если совершенные ими деяния признаны в Республике Беларусь административными правонарушениями и наказуемы в государстве, на территории которого они были совершены, и если эти лица не были привлечены к административной ответственности в этом государстве.
Административная ответственность наступает в том случае, если правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. Принципы и условия административной ответственности определены в главе 4 КоАП РБ.
Административная ответственность – это один из видов юридической ответственности, выражающийся в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с КоАП РБ.
Административная ответственность основывается на принципах законности, равенства перед законом, неотвратимости ответственности, виновной ответственности, справедливости и гуманизма.
Принцип законности выражается в том, что привлечение и освобождение от административной ответственности осуществляются не иначе как по постановлению (решению) компетентного органа (должностного лица) и на основании КоАП РБ.
Согласно принципу равенства физические лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица, привлекаемые к административной ответственности, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от формы собственности, места нахождения, организационно-правовой формы и подчиненности, а также других обстоятельств.
Принцип неотвратимости ответственности выражается в том, что каждое физическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения, а также юридическое лицо, вина которого по отношению к совершенному административному правонарушению установлена, подлежат привлечению к административной ответственности.
По принципу виновной ответственности лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административная ответственность должна быть справедливой и гуманной, то есть административное взыскание должно назначаться с учетом характера и вредных последствий совершенного административного правонарушения, обстоятельств его совершения, личности физического лица, совершившего административное правонарушение. Физическому лицу, совершившему административное правонарушение, должно быть назначено административное взыскание, необходимое и достаточное для его воспитания. Административное взыскание не имеет своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий. Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо и индивидуального предпринимателя, не имеет целью причинение вреда их деловой репутации.
Более того, КоАП РБ содержит указание на обстоятельства, смягчающие административную ответственность. В их числе:
– чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение;
– предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;
– добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание;
– наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка;
– совершение административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;
– совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
– совершение административного правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим семидесяти лет;
– совершение административного правонарушения беременной женщиной;
– иные обстоятельства, признанные смягчающими административную ответственность судом или органом, ведущим административный процесс.
При наличии обстоятельств, признанных смягчающими органом, ведущим административный процесс, в случае добровольного возмещения или устранения причиненного вреда либо исполнения возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание, равно как и в случае совершения административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств, административные взыскания за административные правонарушения против порядка налогообложения (стст. 13.1–13.11 КоАП РБ), налагаются в размере, уменьшенном в два раза, либо в пределах установленных в указанных статьях минимальных и максимальных размеров, уменьшенных в два раза.
Лицо, совершившее административное правонарушение, может быть и освобождено от административной ответственности. Глава 8 КоАП РБ содержит основания для освобождения от административной ответственности. В числе таких оснований малозначительность совершённого административного правонарушения (освобождает суд, орган, ведущий административный процесс).
Кроме того, физическое лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности в случаях:
– предотвращения лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;
– или добровольного возмещения или устранения причиненного вреда либо исполнения возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание;
– или совершения административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
– или примирения с потерпевшим либо его законным представителем;
– или возникновения у него психической или иной тяжелой болезни после наложения административного взыскания (либо административное взыскание может быть заменено более мягким);
– совершения административного правонарушения в силу обстоятельств, вызванных совершением в отношении него деяний, влекущих ответственность по статье 181 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Торговля людьми», либо деяний, направленных на его использование в целях сексуальной или иной эксплуатации, ответственность за которые предусмотрена статьями 171 «Использование занятия проституцией или создание условий для занятия проституцией», 1711 «Вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией», 182 «Похищение человека», 187 «Незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей» УК РБ.
Однако КоАП РБ содержит и указание на обстоятельства, отягчающие административную ответственность. В их числе:
– продолжение противоправного деяния, несмотря на требование прекратить его;
– совершение административного правонарушения повторно;
– вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение;
– совершение административного правонарушения группой лиц, то есть хотя бы двумя физическими лицами, совместно участвовавшими в его совершении в качестве исполнителей;
– совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
– совершение административного правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни;
– совершение административного правонарушения в отношении женщины, беременность которой заведомо известна физическому лицу, совершившему административное правонарушение;
– совершение административного правонарушения с использованием лица, заведомо для физического лица, совершившего административное правонарушение, страдающего психическим заболеванием или слабоумием;
– совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;
– совершение административного правонарушения должностным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей.
Необходимо учесть, что суд, орган, ведущий административный процесс, в зависимости от характера административного правонарушения могут не признать отягчающим административную ответственность обстоятельство из числа выше перечисленных.
Административная ответственность характеризуется следующими чертами:
– представляет собой государственное принуждение в виде применения установленных законом административных взысканий;
– для нее характерна множественность государственных органов (должностных лиц), имеющих право ее применять;
– основанием административной ответственности является административное правонарушение;
– административной ответственности присущ всеобщий характер, т.е. меры ответственности применяются к любым лицам за пределами ведомственных границ;
– применение административной ответственности не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы.
Возраст, с которого наступает административная ответственность физических лиц, и условия её наступления определены в ст. 4.3 КоАП РБ.
Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных КоАП РБ. Так, физическое лицо, совершившее административное правонарушение в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности:
– за умышленное причинение телесного повреждения (ст. 9.1 КоАП РБ);
– за мелкое хищение (ст. 10.5 КоАП РБ);
– за умышленные уничтожение либо повреждение имущества (ст. 10.9 КоАП РБ);
– за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (ст. 15.29 КоАП РБ);
– за жестокое обращение с животными (ст. 15.45 КоАП РБ);
– за разжигание костров в запрещенных местах (ст. 15.58 КоАП РБ);
– за мелкое хулиганство (ст. 17.1 КоАП РБ);
– за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части первая – третья, пятая ст. 18.3 КоАП РБ);
– за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта, правил пользования транспортным средством или правил пользования метрополитеном (ст. 18.4, 18.9, 18.10 КоАП РБ);
– за нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (ст. 18.34 КоАП РБ);
– за уничтожение, повреждение либо утрату историко-культурных ценностей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности (ст. 19.4 КоАП РБ);
– за нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (ст. 19.7 КоАП РБ);
– за незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия, за незаконные действия в отношении холодного оружия (стст. 23.46, 23.47 КоАП РБ).
Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее установленного возраста, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния было не способно сознавать его фактический характер или противоправность.
Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло сознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) или руководить им вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного психического заболевания.
КоАП РБ (ст. 4.5) определен перечень деяний, содержащих признаки административных правонарушений и влекущих для правонарушителя административную ответственность лишь при наличии от потерпевшего (его законного представителя) требования об этом, выраженного в порядке, установленном Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях. В числе таких деяний:
– умышленное причинение телесного повреждения (ст. 9.1 КоАП РБ);
– клевета (ст. 9.2 КоАП РБ);
– оскорбление (ст. 9.3 КоАП РБ);
– отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 9.6 КоАП РБ);
– присвоение найденного имущества (ст. 10.6 КоАП РБ);
Информация о работе Административная ответственность и виды взысканий